Вышивка счетная: История рукоделий: русская счетная вышивка
История рукоделий: русская счетная вышивка
История рукоделий: русская счетная вышивка
Автор: Наталия Горюшкина
Вышивка — это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних — счетных вышивках.
Они называются «счетными», потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.
Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.
Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов «Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства». Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее — и для декорирования церковного облачения и утвари.
Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков — так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные — стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.
Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.
Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.
Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее — в Курской, Воронежской — к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.
Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется «верховой», потому что узор при этом словно «рисуется» рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей («роспись», «клетка», «шашка» и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.
Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.
Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом «вперед иголку». Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли «браное шитье» (от слова «брать, набрать»).
На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий — полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.
Одной из разновидностей наборного шитья является «орловский спис». Характерная его особенность — рисунок «обводился» по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых «бранок»): «вороний глаз», «сосна», «волна», «дробнушки» и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное — это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.
При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и «рожаницы». Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.
Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. «белая гладь», выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).
Другим способом «заполнить цветом» фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее — по наложенному на него особому полотну с редким переплетением — канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного «болгарского креста». Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).
Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства — конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.
Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.
Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.
Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви — вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)
И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для … многих видов кружев. Но об этом — в следующий раз.
Продолжение: История рукоделий: русская ажурная вышивка.
Счетная гладь: старинная русская техника вышивания
Примеряясь к захватывающим способам сделать своими руками произведение искусства, испокон веков человек искал идеальный способ. Уходит это корнями вглубь времён, когда первобытный прародитель, развив разум, впервые испытал необходимость «принарядиться». А вышивка до сих пор предлагает новые способы работы с украшением ткани, не утрачивая актуальности более “старших” техник. Что интересно – счетная гладь была одной из самых старинных техник вышивания на Древней Руси. Уступала она разве что вышивке крестом и полукрестом.
Гораздо позже была изобретена перевить в цвете, гипюр и прочие уникальные техники. Но, несмотря на развитие новых течений вышивального искусства, счетная гладь не теряет свои уверенные лидирующие позиции и по сей день.
Количество техник в вышивании огромное множество. Это и верхошов, списы, бранки, и цветная перевить, узорная строчка, строчка с ободком, разнообразные гипюры. Ещё – крест, набор, белая мелкая строчка, тамбурная вышивка, белая, цветная, счетная гладь. Также существует достаточно объёмное количество дополнительных под-техник, швов и особенностей этих элементов. Это зависимости от выбранного для работы материала.
Отличие в вышивках гладью
Существует несколько разновидностей гладьевой вышивки, – это верхошовная гладь, белая, художественная, русская, цветная, атласная, счетная.
Верхошовная гладь
В верхошовной глади небеленый холст вышивают красной пряжей с небольшим добавлением дополнительных цветов (например, жёлтого, синего, зелёного). Вышивают стежком, который прокладывается ровными плотными линиями, прорабатывая лицевую сторону изделия. На изнанке такие швы обозначаются мелкими стежками. Другое название такой глади – владимирская. Это связано с возникновением её первых проявлений именно во Владимирской области.
Белая гладь
Также возникла во Владимирской области. Техника была изобретена мастерицами, выполнявшими стежки на тонких отбеленных тканях. Брались тонкие белые нити, в тон основным полотнам. Эта техника включает в себя множество вариантов узора. А отличительная особенность тут не только лишь в цвете, – она богата техниками и разработками. Тут есть и стяги, посыпь, сеточки, дырочки, атласники, узелки, цепочки, и так далее.
Художественная гладь
Художественная гладь возникла из попытки и желания точно повторять пейзажи, портреты, бытовые сцены жизни. Выполняется шитьё тонкими, чаще всего – шелковыми нитями, на тонких тканях основы.
Русская гладь
Своеобразный вариант вышивки – русская гладь. Весь рисунок работы заполняется односторонним швом по прямой нити ткани основы. Стежки располагаются в шахматном порядке, от края до края, перекрывая и пропуская нити. Но в настоящее время этот вид вышивки почти забыт из-за своей трудоёмкости.
Цветная гладь
Цветная гладь – самая широко применяемая вариация вышивки. Выполняется она стежками, максимально плотно прилегающими друг к другу, идущих в разном направлении. Бывает такая гладь как односторонней, так и двухсторонней. Цветовая гамма и толщина нитей – самая разнообразная и подбирается на вкус мастерицы.
Атласная гладь
Для атласной глади характерны мелкие стежки, выполненные очень тонкими нитями. Каждый стежок начинается в центре предыдущего ряда. На изнаночной стороне это многочисленные короткие дорожки нитей, а на лицевой стороне – гладкий узор.
Ещё на Руси вышивальщицы выполняли счетные швы. В пробелы в редко сотканной ткани вплетались другие цвета. Получался ритмичный геометрический рисунок, который называется счетная гладь. Способ набора при такой работе – шов «вперед иголка». Ещё он называется «бранное шитьё», один из вариантов которого – орловский спис.
Счетная гладь
Если вы решили выбрать фигурную геометрическую вышивку, то техника выполнения достаточно проста. Работа несомненно принесёт удовольствие и не отнимет слишком много сил на изучение сложных стежков. Стежки идут параллельно нитям основы или утка. Каждый стежок уходит на равное расстояние от предыдущего, чаще всего – на одну нить полотна. То есть рабочая нить, делая свой стежок, уходит обратно рядом с проложенным стежком, пропуская нить основы.
Спектр применения тоже весьма обширен. Вы можете обновить домашний текстиль декоративных наволочек, полотенец. Можете декорировать авторские скатерти, фартуки салфетки. Даже украсить полотна занавесок.
Эффектно сочетается вышивка гладью с дополнительными элементами в других техниках. Это может быть украшение основной работы зигзагом, крестиком, мережками. Можно поиграть с узорами из стебельчатого шва, или шва «вперед иголку». Поле для фантазии – непаханное.
Так что вооружаемся льном, полу-льном, канвой, мешковиной, хлопком, батистом, сатином, шёлком, или схожим материалом. Выбираем накрученные или слабо накрученные нити. Определяем рисунок работы. Что замечательно в вышивке счетной гладью, так это то, что нити из рисунка сразу отсчитываются на полотно. Не переводятся постепенно.
Главное – следить за нитями, и не допускать их перекручивания во время работы. Тогда результат получится более аккуратный и гладкий.
Счетная гладь: как вышивать
Берясь украшать полотно счетной гладью, рисунок заполняем полностью, для этого нити выкладываем довольно плотно, чтобы было легко набрать форму.
Вести вышивку положено слева направо, вкалывая нить по утку или основе. Промежуток основных нитей должен быть равный. Не забываем равномерно затягивать нити и направлять их туда, куда требует рисунок.
Итак, для вышивания нам понадобится рисунок, ткань основы, нити, иголка, пяльцы или рамка и ножницы. Вооружаемся материалами и приступаем к работе.
Счетная гладь: техника выполнения
- Переносим на ткань основы рисунок.
- Закрепив ткань основы на пяльцах (рамке), проверьте, что она хорошо натянута.
- Проколите полотно иголкой, выведете нить на лицевую сторону работы, оставив небольшой кусочек нити. В процессе работы придерживайте его пальцами. Начало вашей работы закрепится будущими стежками, и вы не испортите работу неэстетичными узлами.
- Используйте и постоянно высчитывайте схему вашего рисунка. Не поленитесь свериться с ней лишний раз, – ваша работа от этого только выиграет.
- Вышиваем слева направо, ведя нить по лицевой стороне или сверху вниз от нитей основы, или под углом.
- Стежок на изнаночной стороне должен выкладываться под небольшим наклоном (рис. 1).
- Чередуя высоту стежков выводим разнообразные узоры:
- Валик (рис.2)
- Зубчики (рис.3)
- Ступеньки (рис.4)
- Ромбики (рис 5)
Помните, что выполнять каждый узор нужно отдельно. Потому что на изнаночной стороне могут образоваться слишком длинные протяжки, что может испортить работу.
8. Для высоких узоров используйте одностороннюю счетную гладь (рис. 6; 7). Весь узор будет вырисовываться на лицевой стороне, а на изнанке будут только коротенькие протяжки.
Вот и все нехитрые советы для вышивания техникой счетная гладь. Для начинающих мастериц существует множество схем с орнаментом и даже набором сопутствующих инструментов. Одним словом, всё необходимое, чтобы начать творить.
Главное гореть желанием и любить дело, которым занимаешься, подходя к нему с удовольствием. Стремиться к идеальному результату – не главное, ведь процесс – вот, что самое главное в любой работе.
Виды счетной вышивки. Вышитые пейзажи. Цветы и деревья, вышитые крестиком
Виды счетной вышивки
В мире рукоделия существует великое множество видов крестов. В этой книге мы опишем некоторые из них. В основном вышивальщицы используют традиционный и датский крестики.
Традиционный вид крестика — это когда каждый крест вышивают полностью, а затем переходят к следующему.
Датский крест — это когда сначала выполняют ряд стежков (полукрестиков), а потом ведут обратный ряд, заканчивая крестики. Этот способ самый быстрый и простой. Его используют при вышивании каймы, когда требуется проложить длинные ряды крестиков.
Простой крест
Это самый простой счетный шов, с которого лучше начинать осваивать технику вышивки крестиком.
Простой крестик — это 2 стежка, перекинутые друг через друга крест-накрест.
Техника выполнения: нить протянуть из левого нижнего угла, а потом из правого нижнего угла в левый верхний (рис. 1).
Двусторонний крест
Шов выполняется справа налево.
Техника выполнения: иглу воткнуть в ткань, конец нити не закреплять. Стежки выполнять через клеточку (рис. 2). После того как будет вышита строчка нужной длины справа налево, надо двигаться в обратном направлении, т. е. слева направо. Сложность состоит в том, чтобы внимательно следить за направлением движения иглы во избежание путаницы. Когда все будет вышито, нить следует аккуратно закрепить с изнаночной стороны, пряча ее под стежками.
Итальянский крест
Такой вид счетного шва в последнее время забыт. Но изделия, выполненные итальянским крестом, смотрятся очень эффектно, а узор получается рельефным. Преимущество итальянского креста в том, что ткань-основа не просвечивает сквозь вышивку, благодаря чему изделие приобретает аккуратный вид.
Если одежда порвалась, то дырку можно закрыть вышитой заплаткой.
Техника выполнения: сначала нужно снизу справа вышить стежок, который идет вверх налево.
Далее иглу следует ввести в верхний правый угол и выполнить стежок вниз в левый угол. Затем иглу надо ввести в верхний левый угол и выполнить стежок сверху вниз, вывести иглу в правый верхний угол и выполнить вертикальный стежок сверху вниз.
В конце следует вывести иглу в левый нижний угол и сделать горизонтальный стежок слева направо, потом вывести иглу в левый верхний угол и выполнить стежок по горизонтали слева направо. После того как будет выполнен 1-й крестик, нужно перейти к следующему (рис. 3).
Удлиненный крест
Этот вид крестика используется для быстрого заполнения фона изделия. Крест кладут через 1–2 или через 2–4 нити основы.
Техника выполнения: такая же, как и у простого крестика (рис. 4).
Кончики темных ниток следует прятать только под вышивку темными тонами, в противном случае концы будут некрасиво просвечивать сквозь вышивку.
Удлиненный крест с обратным стежком
Это простой, но эффектный вид крестика, придающий вышивке дополнительный объем и рельефность.
Техника выполнения: сначала следует продолжить удлиненный крест через 2 нити в ширину и 4 нити в высоту, а потом посередине креста сделать стежок по горизонтали через 2 нити ткани-основы (рис. 5).
Болгарский крест
Болгарский, или двойной, крест хорошо применять для вышивки на плотных тканях типа драпа или денима. Применяют его также для вышивания ковриков, картин или панно. Крест состоит из 2 частей — прямого и простого креста.
Техника выполнения: сначала нужно выполнить стежок из левого нижнего угла наискосок направо и вверх.
Далее следует сделать стежок из правого нижнего угла наискосок влево и вверх, а затем вышить стежок по вертикали снизу вверх и стежок по горизонтали слева направо (рис. 6).
Алжирский крест
Техника выполнения: очень простая. Продвижение по канве или ткани для счетной вышивки следует производить всего на 1–3 нити основы. Стежки надо делать через нечетное число нитей ткани-основы.
Важно, чтобы все крестики были одинаковой величины. Алжирским крестом обычно вышивают на толстой ткани (рис. 7).
Крест с пересеченными углами
Техника выполнения: вышивание нужно производить в 2 этапа. Сначала следует выполнить узор крестиками толстой нитью через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали. Далее требуется выполнить стежки нитью потоньше (можно использовать другой цвет или оттенок), пересекая углы. Такой шов используют для заполнения фона картины или панно (рис. 8).
Звездочка
Звездочка — это шов, который состоит из 3 видов крестов, наложенных друг на друга.
Техника выполнения: сначала нужно сделать 2 стежка прямого креста, далее следует вытянуть нить справа и снизу наискосок, выполняя диагональный стежок, который должен быть равен длине перекладин прямого крестика. Далее надо сделать еще 1 стежок наискосок справа — снизу — влево — вниз. Заканчивать вышивание звездочки следует маленьким внутренним крестиком. Для чего иглу требуется вывести внизу между вертикальным и 1-м диагональным стежками. Второй стежок внутреннего крестика следует выполнить внизу между 2-м диагональным и вертикальным стежками (рис. 9).
Крест с чередованием
Шов состоит из прямых и простых крестиков.
Техника выполнения: 1-й стежок следует делать слева направо через 4 нити по вертикали и 4 нити по горизонтали сверху вниз. Заканчивать крест нужно в обратном направлении движения иглы, когда рабочая нить проходит под 2 нитями ткани-основы. Второй ряд крестиков надо располагать напротив предыдущих стежков (рис. 10).
Гобеленовый шов
Гобеленовый шов прост в исполнении, поэтому его очень любят многие рукодельницы. Преимущества гобеленовой вышивки в том, что она очень прочная и износостойкая. Гобеленовый шов используют для вышивки подушек и чехлов на сиденья стульев.
Гобеленовыми стежками вышивают вертикальные, горизонтальные и косые ряды. Этот стежок просто незаменим при выполнении сложных рисунков и выделении границ узора. Минус состоит в том, что гобеленовое шитье стягивает канву, поэтому ткань-основу необходимо натянуть на прямоугольную или квадратную рамку. Лучше выбрать рамку, у которой регулируются верхние и нижние планки.
Техника выполнения: (на изнаночной стороне) нужно вывести иглу на лицевую сторону, пропустить через 1 пересечение нитей ткани, оставляя конец нитки длиной не более 4 см. Затем следует протянуть нитку через 1 пересечение нитей ткани-основы и вывести иглу в противоположной клетке наискосок, пропустить под 2 вертикальными нитями, вывести на лицевой стороне в клеточке слева от первоначальной точки и продолжать двигаться справа налево. Требуется полностью выводить иголку и протягивать вышивальную нить на изнаночную сторону, после чего возвращаться на лицевую сторону. По ходу работы конец нити нужно держать поперек канвы таким образом, чтобы зафиксировать конец нити первыми стежками. Для того чтобы начать новый ряд, следует повернуть канву и продолжить работу справа налево или начать работу над предыдущим рядом стежков. Для закрепления нити необходимо пропустить ее под несколькими стежками и обрезать. Узелки делать не надо.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 1
Очень рада, что статья про вышивку бисером вызвала столько откликов и, быть может, пригодилась кому-то для вдохновения. В этой части поговорим уже о старинной вышивке крестиком, которая постепенно стала не менее, если не более популярной, чем бисер. Вот только статью о вышивке по канве и холсту придется разделить на две части — у меня просто рука не поднимается сокращать куски, которые по объему не входят в первую часть, а наверняка будут интересны многим — например, о старинном способе перевода рисунка на ткань.
Начнем рассказ о вышивке крестом «от печки» — то есть от Петра Первого.
Преобразования Петра Первого, затронувшие все слои русского государства, не могли не изменить уклада бытовой жизни женщин.
Основными следствиями реформ повседневного быта дворянства для женщин были внешнее изменение их облика и реформирование модели поведения в целом.
В России стало заметно влияние Запада и его образа жизни. Тем не менее, ориентированность дворянства на светский образ жизни и активное участие в балах, обедах и прочих увеселениях, имело особое значение лишь в высшем свете.
Проживание в Москве и Петербурге стоило очень дорого, и лишь богатые люди могли позволить себе постоянно жить в городе. Жили, как правило, в усадьбе, пригородном имении. Житье в имениях как общероссийское явление возникло после освобождения дворян от обязательной дворянской службы в 1762 году.
Нередко глава семьи жил в городе, а жена его с многочисленным семейством практически не выезжала из деревни.
Аллегорическая схема для вышивки бисером и крестом
«Многие мемуаристы, — пишет исследователь быта русского дворянства Н.Л. Пушкарева, — отметили атмосферу расслабленной неги среди близких и родных, расцвеченную в усадебном быту домашними радостями и невинными удовольствиями. В традиционности бытового уклада российских усадеб, хранительницами которого в немалой степени были именно их обитательницы, крылись истоки притягательности «сельского рая» для самых завзятых любителей городской жизни».
Самым распространенным видом досуга барынь и их дочерей было рукоделие, с которым всегда сочетали беседу. Рукоделия были настолько популярны, что нередко снились дамам. В «Соннике» XIX века читаем: «Вышивать по канве во сне — означает радость и прибыль».
Каминный экран с вышитой вставкой-картиной. Вторая половина 19 века
Рукоделиям всегда учили с детства.
«Одновременно с преподаванием основ всевозможных гуманитарных дисциплин юных дворянок обучали «разным рукоделиям» — преизрядно вышивать всякими цветами и золотом, какое шитье в тогдашнее время было в Москве в манере». Казалось бы, это женское занятие не должно было вызывать неодобрения в семьях зажиточного купечества начала XIX века. Однако стремлением следовать общей моде на обучение рукоделью не вызвало энтузиазма в душах мужской половины купеческих семей. Старшие мужчины относились к этому без уважения, называя это пустяками», — читаем там же.
Учили девочек и дома, и в частных пансионах, которые стали возникать с 1749 года. Девочек обучали в них по-французски и по-немецки, шитью и домостроительству, а также — «домосодержанию и что к тому принадлежит», шитью и мытью кружев», «шить и вязать».
Начинали обучать с самого простого — с меток, алфавита и простых отдельных элементов вышивки, как это было принято в «ученических» вышивках в Европе.
Естественно, что в те времена в России существовали как дорогие магазины рукоделий, так и дешевые лавочки.
«Улица, называемая Кузнецкий мост, — вспоминала Е.П. Янькова. — издавна была заселена иностранцами: были французские и немецкие лавки. Теперь говорят «ехать на Кузнецкий мост», а в наше время говорили «ехать во французские лавки». Там торговали модным товаром, который привозили из чужих краев; были и свои мастерицы в Москве, но их обегали, и кто побогаче, все покупали больше заграничный привозной товар.
На Ильинке за Гостиным рядом и за Гостиным двором были нюрнбергские лавки и голландский магазин. Там мы все больше покупали шерсти для работ и шелки».
Помимо бисера и вышивок шелком и шерстью были в это время распространены и другие рукоделия — например, рисовать по дереву или бархату (специальному английскому бумажному).
Тем не менее, вышивка крестиком стояла по распространенности на первом месте. Барыни и их дочки любили вышивать не только картины, но и части своего туалеты — например, ридикюли.
Ридикюль — это дамская сумка из ткани (или реже — кожи) мягкой формы, прообразом которой послужил мешочек для рукоделия, вошедший в моду еще в XVIII веке под влиянием маркизы Помпадур.
В 1830-е годы были очень модны черные кашемировые ридикюли, расшитые розами. В конце XIX века в моду входят ридикюли-торбочки, расшитые шелком и бисером.
В 1830-х годах в высшем петербургском обществе распространилось новое увлечение – вышивка домашних туфелек без колодки, которые вышивались бисером или крестом и делались из бархата, плюша или шерстяной плотной ткани следующим образом.
Выкройка таких туфель изображена на рисунке ниже.
Подошву вырезают из тонкой кожи или картона, а затем обшивают тканью. Длина туфли определяется меркой с ноги — от конца большого пальца до середины пятки по внешней стороне, а ширина — объемом ноги в самом широком месте (от мизинца к выступы большого пальца).
На швы прибавляют кругом по 1 сантиметру.
Подкладку кроят по той же выкройке из фланели или полотна.
Вышивали шелковыми нитками и бисером и бальные туфельки.
Довольно долго — до конца XIX века на одежде маленьким детям не делали карманов, а вешали им на шею на шнурке специально сделанный и, как правило, вышитый, мешочек для платка.
Занимались вышивкой не только в провинции и не только уездные барышни, изнемогавшие от скуки и заполнявшие свое время рукоделиями, переписыванием стихов в альбом и рисованием интерьеров, которые очень часто делали в первой половине XIX века.
Общеизвестно, что одной из лучших рукодельниц своего времени была императрица Мария Федоровна. Об этом писали в своих мемуарах многие ее современники. В собрании музея-дворца в Павловске хранится столик, сделанный Г. Гамбсом по эскизу Воронихина со вставкой в столешницу вышивки крестом, представляющей вид домика Петра в Саардаме и выполненной Марией Федоровной.
В ссылке в Сибири княгиня Волконская вышила Сикстинскую мадонну Рафаэля и этим образом украсила могилу отца.
Тут надо заметить, что в XIX веке дамам правилами светского этикета было позволено дарить только «рукодельные подарки».
«Очень приятно получить подарок от женщины, но в какой бы степени не была дружба между вами, даже родство, придется, однако же, поломать голову, пока не решится, чем отдарить. Женщинам не следовало бы никогда дарить другим чем-нибудь, кроме небольших произведений карандаша или иглы, собственной их работы», — читаем в одном из руководств по правилам хорошего тона.
«Если начальникам подчиненные могли делать подарки лишь в исключительных случаях, — пишет исследователь дворянского быта Е. Лаврентьева, — то царю и особам царской фамилии мог преподнести подарок каждый дворянин. Одна дама вышила подушку, которую поднесла Александру I при следующих стихах:
Российскому отцу
Вышила овцу,
Сих ради причин,
Чтобы мужу дали чин.
Резолюция министра Державина:
Российский отец
Не дает чинов за овец.
Девушкам позволялось дарить молодым людям «небольшие произведения карандаша или иглы, собственной их работы». Чаще всего это были вышитые бисером кошельки, вставки для бумажников, чехлы для карточных мелков и т.д. «Недавно подарила я ему своей работы кошелек, и он сказал, что будет носить его вечно», — писала в дневнике Анна Оленина.»
Вышивали, как правило, в гостиных, будуарах или спальнях. «Будуар, — читаем в журнале «Мода» за 1860 год, — это комната, в которой женщина проводит большую часть дня, свидетельница хозяйственных занятий, рукоделий и отдохновения, поверенная задушевных мыслей и сердечных тайн».
До конца XVII века принадлежности для рукоделия в Европе и России хранили в коробках, украшенных узорами, с начала века XVIII в обиход входят рабочие корзинки, и лишь в 1760-х годах начинают изготовлять рабочие столики с откидным верхом (vide-poches), которые оставались популярными на всем протяжении XIX века.
Их делали в разных стилях, многие были с двусторонними крышками, на одной из сторон которых располагалась инкрустированная шахматная доска. Верхняя часть такого столика была приспособлена под хранение швейных принадлежностей, часто под столешницей и выдвижным ящиком располагался шелковый мешок — для незаконченной работы.
Очень распространены были и рабочие ящички, или шкатулки, с оборудованным интерьером, так как их легко было переносить и даже брать с собой в гости. Внутреннее и внешнее оформление таких шкатулок обычно было выполнено в одном стиле — либо вставки из бисера, вышивки шерстью и шелком по канве, либо повторение элементов деревянной резьбы и инкрустации (либо паркетным набором).
Встречаются даже специальные вращающиеся подставки для катушек с нитками и ящичками для рабочих инструментов в их основании.
Именно в таких рабочих ящичках хранились и весьма остроумные приспособления для наматывания ниток.
«Большим рукодельницам, — пишет искусствовед В. Дудорева, — которые так много вышивали и вязали, много приходилось разматывать ниток на клубки; и вот, догадливые деревенские хозяйки придумали основу для клубка: ничто иное, как круглую косточку из куриного горлышка, которая сплошь затягивалась бисерным вязаньем и превращалась в хорошенькую бисерную игрушку».
В большинстве своем вышивки исполнялись по готовым узорам, но пользовались и литографиями, картинами, книжными иллюстрациями, переводя их на холст или канву.
Во второй половине XVIII века в изобразительном искусстве начинает формироваться так называемый русский бытовой жанр, лучшими представителями которого являются Ж. Лепренс, М. Иваново, М. Шибанов, И. Ерменев. Он не мог не найти своего отражения в вышитых шелком, шерстью и бисером рукодельных работах, а также в росписи по фарфору.
Сначала рисунок для вышивок просто изображался контуром на фоне мелкой сетки, которую раскрашивали от руки, а позже стали продавать рисунки с уже расчерченными по квадратикам узорам с обозначением цветов.
Они тщательно хранились и передавались от матери к дочери, нередко перерисовывались рукодельницами.
Честь «открытия и изобретения» изображения узоров на расчерченной на мелкие клеточки бумаги принадлежит Германии. Именно там впервые были выпущены комплекты раскрашенных узоров для вышивания шерстью и необходимые для данной работы нитки. Такие комплекты получили название «берлинской вышивки» или «берлинской шерсти». Искусствоведы определяют берлинское шитье как вышивку шерстью по канве или холсту, изображающую пасторальные, религиозные или другие жанровые сцены, пейзажи и цветы.
Но об этом мы поговорим в следующий раз…
Самобытная техника счетной вышивки «орловский спис»
Идея написания этой публикации у меня появилась совершенно спонтанно. А причиной послужило мое необыкновенное знакомство с замечательной мастерицей, одной из опытнейших вышивальщиц нашего города в редкой технике орловский спис — Капитолиной Коваленко.
Несмотря на свой почтенный возраст, Капитолина Семеновна продолжает работать и давать мастер-классы. Мне посчастливилось сотрудничать с ней, и я не могла налюбоваться ровностью стежков, красотой заковыристых непонятных на первый взгляд узоров, идеальной изнанкой!
Конечно же, мне захотелось поподробнее узнать об этой удивительной технике вышивки, и я обратилась за помощью в интернет. Вот какую информацию он мне выдал.
Уникальная вышивка — орловский спис была известна во многих областях, но чаще всего встречалась в Орловской области — отсюда и её название. То сгущающийся, то разбеленный красный цвет ниток на белом холсте создавал богатую фактуру. Иногда в узоры вводили синий цвет.
В западной части южнорусской зоны, в Смоленской области использовались жёлто-оранжевые цвета. Орнамент состоял из причудливых пышных цветов и листьев на гибких толстых стеблях. Контур узора обшивали тамбурным или стебельчатым швом, а каждую деталь узора заполняли мельчайшими узорными разделками — бранками.
Каждый такой элемент на полотне имеет свое значение. Считается, если орловским списом вышить дерево жизни, то это станет символом бессмертия рода и его долголетия. Мастера в основном изображают только те элементы, которые обозначают долгий век, жизнь и здоровье. К примеру, вышитая одежда орловским списом, считается талисманом, своеобразным оберегом. Такие вещи переходят с рода в род. Особенно от матери к дочери.
Вышивку Орловский спис отличают три основные особенности. Это совершенно свободный, расплывчатый контур вышивки, который вышивается разными швами (цепочкой, росписью). Очень четкий «строй бранок», которыми заполняются узоры. И, конечно, обережная кайма, которая могла быть незамкнутой по вертикалям, но обязательно вышивалась верху и внизу основного узора вышивки.
В краеведческом музее города Орла до наших дней хранятся более ста экземпляров вышивки, возраст которых датируется 18 веком. Те самые символы, которые считались магическими, имели форму ромбов, крестов или разных птиц, а также других знаков. Контуры композиции всегда были обшиты тамбурным или стебельчатым швом, а заполнение внутри контура выполняли в технике «набор». Этот вид шва относится к счетным швам. Он напоминает счетную «гладь». При этом каждая вышивальщица изобретала свой, неповторимый узор для заполнения, придумывала рисунки и оригинальные комбинации. Названия этих узорных наполнений (бранок), звучат очень выразительно: «дробнушки», «вороний глаз», «волна».
В цветовой гамме вышивки Орловский спис в своей гамме цветов допускает преобладание различных оттенков красного, реже синего цветов. Спектр расширяется только в 20 веке, когда в него добавился желтый, зеленый и черный цвет. Красно синее сочетание цветов издревле имело глубокий смысл. Красный символизировал саму жизнь, а синий цвет обозначал небо и воду. Интересным является и название: Орловский спис. Существует много разных мнений, но исследования показывают, что слово «спис» означает «списывать».Есть вероятность, что Орловские мастерицы именно списывали свои сказочные мотивы, наблюдая нерукотворные морозные узоры на окнах, когда вышивали при свете лучины нескончаемыми зимними вечерами.
По другой не менее правдоподобной версии, Орловский спис появился, как органичное продолжение древнего русского шитья золотыми и серебряными нитями. На такую мысль наталкивает сходство округлых форм обеих вышивок. Совпадает также наличие стебельчатого рисунка и неравномерность заполнения фигур. Особенность Орловского списа заключается в его многоликости. Поражает многообразие в формах, символах, различных фигурах и очертаниях животных.
Термин «бранки» тесно связан с вышивкой Орловский спис. Очертания этой вышивки отличаются большим многообразием. Это и ромбические и различные геометрические мотивы, причудливые цветы и длинные листья с разрезами. Контуры фигур обшиваются тамбурным или стебельчатым швом в несколько сложений нити темного цвета. Внутри контура выполняют заполнение каждой мелкой детали орнамента, зашивая их мельчайшими разноцветными разделками, которые принято называть бранками. Рисунок в них составлен из мельчайших геометрических форм. Это могут быть треугольники, шашечки или зигзаг различных цветов.
Бранки подразделяются на несколько видов, они бывают простые, составные и сложные.
Простые бранки. Это стежки и интервалы между ними, одинаковые по величине.
Составные бранки. Это чередующиеся короткие и длинные стежки, а также интервалы, повторяющиеся с одинаковой частотой в каждом ряду или через ряд.
Сложные бранки. Это стежки и интервалы, различные по длине, по положению на вышивке из ряда в ряд и формирующие разный рисунок.
Орловский спис с древних времен вышивали, используя дощечки, называвшиеся бральницами. С их помощью на канве считали нити основы. Орловский спис шьют очень мелкими стежками, подсчитывая точно нитки полотна. Именно эти мелкие стежки и образуют бранки. Мелкие геометрические узоры бранок постепенно заполняют произвольные плавные линии контура рисунка. Рисунок получается плавно перетекающим из одной формы в другую.
Основной мотив Орловского списа, это «Древо жизни». В древности элементы растений символизировали само понятие Жизни, а не конкретную растительность. Они приобретали вселенский, космический смысл, как следствие воздействия на планету солнечной энергии и воды. Обратите внимание, что на всех вышивках рядом с растительными мотивами обязательно присутствуют различные спирали, круги и кресты. Это дань солнцу, так называемые солнечные знаки.
Птица пава (птица счастья), как правило, имеет небольшую аккуратную голову, веерообразный хвост, поднятое вверх крыло и лежащее возле нее перо, вероятнее всего волшебное. Подобные изображения птиц находятся на славянских металлических предметах, найденных при раскопках древних курганов. Из этого следует, что сюжет уходит корнями в очень далекие времена.
Обязательным и завершающим элементом является кайма-оберег. Она придает вышивке законченность и служит особым оберегом для всей композиции. Чаще всего кайма состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой. Могут присутствовать также вьюнки, звезды и ромбы.
В наше бурное время орловский спис, как и многие виды народного творчества, был временно предан забвению. Но в последние годы рукоделие стало возрождаться и снова вошло в моду. Орловский спис, так же, как и многие другие виды народного творчества, возрождается с новой силой благодаря мастерицам, сохранившим традиции и приемы мастерства. Старшие передают свой богатый опыт молодым, которые кропотливо изучают рукоделие во всем его многообразии. Они осваивают старинные приемы и технику Орловского списа, являясь продолжателями древних традиций.
И напоследок фотографии некоторых работ Капитолины Коваленко.
На этих фотографиях изнаночная сторона полотенца! Идеальная изнанка!
Мережки.
Дополняйте меня в комментариях, добавляйте свои фотографии — буду только рада общению! Спасибо за внимание!
Азы ручной вышивки (часть 3. Счетные швы)
Наиболее древними и распространенными швами ручной вышивки являются счетные швы. К ним относятся: крест, набор, козлик, полукрест или роспись, счетная гладь, косичка и др. В настоящее время мотивы узоров и приемы выполнения счетными швами с успехом применяются для оформления занавесей, диванных подушек, салфеток, панно, одежды.
ЧАСТЬ 3. СЧЕТНЫЕ ШВЫ.
Счетные швы выполняются по счету нитей ткани, поэтому для работы лучше использовать ткани плотного переплетения: полотно, редину, холст, бязь, мадаполам, маркизет. В магазинах сейчас имеется широкий выбор специальной канвы для вышивки крестом.
Для вышивки картин я обычно использую так называемый «двуниток» — неотбеленное, суровое льняное полотно. При необходимости его можно отбелить до оттенка очень светлой слоновой кости. Картины вышитые на «двунитке» выигрышно смотрятся за счет оттенения цветов мулине цветом ткани.
Крест «простой». Этот шов прост в выполнении и привлекает плотной зернистой фактурой.
Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок — снизу слева вверх направо, второй — снизу справа вверх налево (рис. 1а). От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит на изнанке по вертикали сверху вниз.
Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали (рис. 1б), то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние). Вертикальный ряд крестиков выполняют, как показано на рис. 1в. Пунктирные линии означают переход рабочей нитки по изнанке.
Таким образом, на изнанке получаются прямые стежки, расположенные по вертикали. В зависимости от узора они могут быть расположены и по горизонтали, но не по диагонали. При выполнении ряда крестиков, расположенных через один, на изнанке может получаться ряд крестиков, расположенных между лицевыми крестиками (рис. 1г).
При вышивании сложного узора надо следить за выполнением этого правила. Иногда для этой цели следует сделать сначала верхний стежок, а, затем, подведя под него иглу с рабочей ниткой, выполнить нижний стежок (рис. 1д).
Второе золотое правило ручной вышивки – при вышивке крестом все верхние стежки одной работы должны иметь ОДНО НАПРАВЛЕНИЕ.
«Двойной» (болгарский) крест (рис.2). Его выполняют так: первый стежок вышивают по диагонали снизу слева вверх направо, последний – по вертикали в направлении снизу вверх и выводят иглу с ниткой на лицевую сторону в правом верхнем углу клетки (рис.2а). Начиная вышивать второй крест (рис.2б), первый стежок располагают по диагонали сверху слева вниз. Следовательно, если необходимо вышить непрерывный ряд крестиков, все нечетные крестики будут выполняться, как показано на рис. 2а, а все четные, как показано на рис. 2б.
Наборы. Наборы бывают горизонтальные и вертикальные. Геометрический узор (рис. 3а) выполняют движением иглы с рабочей ниткой по всему узору то слева направо, то справа налево.
В соответствии с узором, вышивальщица делает стежок, затем пропуск, снова стежок и т.д. Таким образом она набирает нитки ткани до конца узора по принципу шва «вперед иголку» (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2», рис.2).
Выполнение в набор можно сравнить с движение челнока в ткацком станке. На изнанке получается негативный узор (рис. 3б).
Наборы выполняют только по счету нитей ткани.
Шов «полукрест» или «роспись» . Швом «роспись» может быть выполнен как самостоятельный большой узор, так и небольшие узкие полоски. Эти полоски служат дополнением к основному узору, выполненному другими швами (крестом, счетной гладью и др.), или ими заканчивают край изделия. В отличие от креста роспись создает кружевной узор, состоящий из тонких, идущих в разных направлениях линий.
Эта вышивка двусторонняя. Узор, выполненный на лицевой стороне, полностью повторяется на изнанке и строится из прямых (горизонтальных и вертикальных) и косых (диагональных) стежков.
Шов «роспись» выполняют двукратным движением иглы с рабочей ниткой по всему узору (рис. 4а). Сначала швом «вперед иголку» обводят контур узора, выполняя по пути мелкие детали, расположенные с внешней стороны контура (рис. 4б). Затем, движением иглы в обратном направлении, заполняют пропущенные места и детали узора, расположенные внутри контура (рис. 4в). Узор будет четким, если все прямые стежки будут одинаковы по длине, между стежками не будет просветов ткани и рабочая нитка не закроет дважды один и тот же интервал.
Шов можно выполнять как по счету нитей, так и по рисовке.
Швы «козлик» и «косичка». Швами «козлик» и «косичка» чаще всего украшают, дополняют основную вышивку, маскируют соединительный шов.
Так, в вышивках владимирскими швами, где используются растительные мотивы, швом «козлик» выполняют сердцевины цветков и листьев. Выполнение шва «козлик» показано на рис.6 (см. статью «Азы ручной вышивки. Часть 2»).
Шов «косичка» отличается от шва «козлик» выполнением и более плотной фактурой. На рис. 5 (а и б) показаны два способа выполнения косички.
В первом случае, выполняя лицевые стежки, игла с ниткой переходит о верхнего края полоски к нижнему, образуя на изнанке ряд вертикальных стежков.
Во втором случае, изнаночные стежки будут расположены по горизонтали, вдоль обоих краев полоски.
Выполняя «косичку», необходимо следить за правильным расчетом нитей ткани: расстояние между стежками (по длинному краю полоски) должно быть в два раза меньше ширины полоски (6х3; 8х4 и т. д.).
Вышивать швами «козлик» и «косичка» можно и на плотных тканях. При этом, намечают расположение полоски от края изделия и выдергивают одну нить ткани. Затем, на расстоянии ширины полоски выдергивают вторую нить. По следам выдернутых нитей отсчитывают нужное число нитей и выполняют стежки.
Счетная гладь. Счетную гладь можно выполнять по счету нитей и по нанесенному рисунку. Она имеет различное направление стежков.
В прямой глади стежки расположены вдоль нитей ткани по горизонтали или вертикали (рис. 6а,б), в косой — с различным наклоном стежков (рис. 6в). Гладь «елочка» выполняется стежками, которые идут по диагонали (рис. 6г).
Счетная гладь может быть одно сторонней и двусторонней. Стежки расположены плотно друг к другу.
Иногда, счетной гладью заполняют внутреннюю часть узора, выполненного швом «роспись».
В следующий раз мы поговорим о вышивании картин.
С уважением, Юлия МИЛОКУМОВА
По вопросу заказа вышивки обращайтесь по адресу [email protected]
Старинная вышивка крестом и счетные схемы. Часть 2
Как приятно получать от вас отклики – тем более по столь любимой мной теме вышивки! Предыдущие две части были посвящены старинной вышивке бисером и старинной вышивке по канве.
Сегодня поговорим о вышивке берлинской – Berlin wool work.
Берлинская вышивка получила в Европе свое распространение как один из немногих видов вышивания, доступный дамам среднего достатка – тем, кого сейчас называют middle-class women. Большие вещи – гобелены, обивку для комплектов мебели, гардины, покрывала, балдахины для кроватей стали производить на фабриках, что было проще, быстрее и дешевле, и дамам пришлось довольствоваться малыми изделиями – типа жанровых картинок, сумочек, туфелек etc.
Успех же берлинской вышивки объяснялся не только этими причинами, но и легкостью исполнения – благодаря прилагаемым раскрашенным рисункам для канвы – счетным схемам. Тем самым, что так популярны и в наши дни.
Берлинская шерсть, возникнув как вышивание для дам среднего достатка, вскоре завоевала сердца женщин всех классов общества – от королевы Виктории до простой служанки.
Викторианский ковер. Вышивка шерстью. Середина 19 века
Заметим, что не только королева Виктория была известна своими прекрасными вышивками, но и королева Шотландии, Мария Стюарт, проведшая долгие годы в заточении и занимавшаяся там рукоделием, оставила многие прекрасные образцы вышивок по канве.
Агата Кристи, вспоминая своих бабушек, писала: «Полли… днями напролет сидела у окна, шила, вязала на спицах чехлы для подушек с причудливыми узорами, вышивала картины и каминные экраны. Она делала чудеса иголкой. Тетушка-Бабушка отличаясь большой общительностью, вела бурную светскую жизнь. Ее дом всегда был переполнен старыми полковниками и генералами, которым она вышивала узоры на жилетах и вязала толстые шерстяные носки».
Да и сама Агата Кристи, как и многие девушки викторианской Англии, не устояла против искуса вышивания.
«На мои творческие устремления», – писала она, «оказывало благотворное влияние и вышивание диванных подушечек. Согласно требованиями тогдашней моды, подушки и подушечки были чрезвычайно распространены и вышитые наволочки пользовались большим успехом. В осенние месяцы я очень увлекалась вышиванием. Начала с того, что купила трафареты и переносила их на куски атласа, а потом вышивала рисунок шелком. Разочаровавшись в трафаретах, так как они все были одинаковыми, я начала копировать цветы с фарфора».
Смешанная техника вышивания. Викторианская Англия. Пследняя четверть 19 века
Первые счетные схемы в том виде, в котором мы привыкли их видеть и сегодня, были напечатаны в 1810 году Л.В. Виттихом и сразу стали пользоваться необыкновенным успехом. В 1849 году им производилось уже около 14 000 различных рисунков, который в ручную раскрашивались за мизерную плату девушками из бедных семей. Именно благодаря этим картинкам особым спросом стала пользоваться и берлинская ярко окрашенная шерсть. Для вышивок были специально разработаны нитки новых окрасок – яркие розовые, пурпурные, лимонного цвета и цвета фуксии. Эти яркие нитки также сразу привлекли к себе внимание рукодельниц.
Полный расчет схемы рисунка привел к значительному упрощению работы рукодельницы и свел все многообразие стежком по канве к двум – кресту и полукресту.
Благодаря ярким краскам и вышедшим в первой половине XIX века книгам о природе далеких восточных стран многие из счетных схем «берлинской вышивки» посвящены экзотическим птицам – прежде всего, попугаям. Глаза птиц вышивали бисером или стразами. Как правило, сидели попугаи на ветках цветущих деревьев или среди цветов.
В Англии времен королевы Виктории, где вышивка «берлинской шерстью» была, как уже говорилось выше, необыкновенно популярна, придумали свой шов – викторианский бархатный стежок.
Вышитые бархатными стежками картинки создают эффект тканого бархатного полотна.
Довольно часто в берлинской вышивке встречаются картины на рыцарские мотивы – в частности, по романам столь любимого в первой половине XIX века сэра Вальтера Скотта.
В центре внимания вышивальщиц находятся домашние любимцы – кошки, собаки. Собачьи и кошачьи мордочки было очень модно вышивать на домашних туфлях.
Берлинской вышивкой украшали сонетки, подтяжки, обивку мебели, занавески, диванные подушки, скатерти, салфетки, каминные экраны.
Вышитый экран для камина. Англия. Конец 19 века
Во второй половине XIX века становится популярна «лоскутный стиль» вышивки по канве. Выполненные в этой манере работы представляют собой отдельные элементы, соединенные в виде лоскутков в одно большое панно – как в шахматном порядке, так и произвольно. Особенно моден геометрический узор «лоскутного стиля» становится в 1870-е годы, когда в моду входит и просто геометрический узор, вышитый по канве.
Многие рукодельницы предпочитали раскрашивать свои рисунки сами, по собственному вкусу подбирая цвета, что придавала их работам неповторимую индивидуальность. Тем не менее, фон почти всех работ берлинской шерстью вышит одним цветом.
В конце XIX века в викторианской Англии вошли в моду двухцветные картинки для вышивки, которые быстро распространились по всему миру, в том числе и в Россию.
P.S. Ну вот, опять мне не хватило места в публикации – и картинок хочется дать побольше, и текст не сильно «порезать». Поэтому, помятуя об обещании еще рассказать и о вышивке мебели (знаю, что может пригодиться для вдохновения), сделаю еще и третью часть – но это уже будет видно по вашим комментариям и лайкам :).
Различные виды вышивки и вышивки
Содержание
и сегодня пользуется большим спросом и популярностью. Это самый востребованный вид ремесел среди молодежи и старшего поколения. Овладение техникой вышивки вышивки позволяет рукодельницам получать оригинальные узоры. Они помогут украсить одежду или ее части. Вышивка всегда помогала привнести нотку элегантности в дом, мебель, игрушки для детей младшего возраста, одежду, нижнее белье и многое другое.
Приспособления и инструменты для вышивания
Для начала нужно хорошо подготовиться. Для этого обратите внимание на следующие инструменты:
Как подготовиться к вышивке
Нанесение фигурки
При получении рукоделия необходимо подбирать соответствующие рисунки.Их часто печатают в книгах и журналах. Будущие дизайны можно легко и быстро скопировать, используя прозрачную бумагу, кальку или копировальную бумагу.
Если в подготовительном процессе используется пергамент, необходимо нанести поверх выбранных изображений. Фигуры и узоры обведены карандашом строго по схеме.
Если дома нет кальки, но есть непрозрачная и достаточно толстая бумага, более опытные мастера посоветуют использовать копировальную бумагу. Для переноса всех снимков делается чистый лист бумаги с последующим нанесением сверху чертежа и чертежа.Вся перечисленная конструкция должна быть закреплена с помощью зажимов, булавок и кнопок. Все необходимые рисунки и узоры обязательно обведены строго по линиям. Процесс вышивки осуществляется максимально аккуратно, чтобы не допустить смещения листа плотной или копировальной бумаги.
Подготовительные работы
История вышивки уходит корнями в начало 17 века. Уже тогда рукодельница использовала указанную ниже технику для украшения не только предметов домашнего обихода, но и своей одежды. Сегодня, чтобы приступить к вышиванию, нужно правильно и тщательно подготовить все инструменты и материалы.
Лучше всего, когда историю вышивки прочитают, чтобы понять глубину и смысл этого вида рукоделия. Ключевые секреты подготовительных работ:
Вышивка белая вышивка
Белая пеленка пользуется большим спросом у ручных людей. Надо помнить, что перед началом работы необходимо предварительно нанести узор на рабочую ткань. Белый простор — это особая техника, в которой используются исключительно белые нити. В этом случае только тонкие ткани. Технология
View, в которой используется белая поверхность, может плотно переплетаться с узлами, отверстиями, стежками, подстильной вышивкой и другими различными видами шитья.Именно Владимирская область стала главным местом, где стали использовать белые просторы.
Для создания картин чаще всего используются цветочные мотивы, букеты и гирлянды.
Видео: вышивка гладью белым цветом на ткани и органзе
Объемная гладь
Объемная гладюОбъемная вышивка гладьюЭто разновидность старинного промысла. Это было довольно распространено в Западной Европе. Эти фигурки, как овощные и цветочные композиции, животные, люди, как готовый продукт выглядят более привлекательно.Можно сказать, что они живы. Вышивка
отличается уникальным эффектом, который достигается за счет использования специального шва.
Сегодня объемная вышивка классифицируется следующим образом:
Разнообразная вышивка
Атласная гладкая поверхность
Изломанная поверхность
Счетное пространство
Китайская вышивка Сегодня многие рукодельницы отдают предпочтение
Потому что узоры в готовом изделии выглядят красиво и привлекательно.Вы можете выбрать следующие виды вышивки вышивки:
Техника шва «Прямая игла»
Представленная техника включает в себя определенную последовательность стежков, расположенных строго по контурным линиям. Он может иметь любую форму, прямую или изогнутую. С помощью такого шва можно сформировать объемное пространство.
Представленный шов может порадовать, если пропустить шов ниткой или другой однотонной нитью. Когда работа закончена, мы видим некую волну.
Петельный шов
Объемное расширение с
выполняется в направлении слева направо при движении иглы вниз. В начале работы необходимо наметить несколько параллельных линий стежка, по которым ограничить ее высоту. Если взять за толстую ткань, которая включает четко очерченную линию пряжи, вам не нужно делать приметку.
- прядь выведена строго на лицевую сторону в нижнюю часть шва;
- Далее необходимо выполнить стежок, при этом игла должна располагаться по направлению сверху вниз, а нить останется под иглой;
- следует затянуть так, чтобы была петля.
Рабочую нить
Как вышить вышивкой листики и цветы (мастерская)
На просторах нашего сайта вы можете найти самые разные схемы и узоры из цветов, лепестков и других орнаментов. Далее подробно расскажем о мастере — классе, который расскажет, как вышивать схемы и рисунки для вышивания.
Владимирский шов
Владимир вышивкаВладимирский прошивал полотно только крупными стежками, которые должны идти строго от краев к центру выкройки, и в обратном направлении. Следует отметить, что последовательность этого шва — крепление завязок только с лицевой стороны. Он должен располагаться только в нижних частях контура, который обшивается.
Владимир шовВ конечный результат должен быть получен стежками на небольшом расстоянии друг от друга на лицевой стороне работы. Изнаночная сторона должна выглядеть немного иначе, то есть вышивка должна иметь вид рядов мелких стежков, которые расставлены точками по контуру выкройки.
Видео: Учимся вышивать вышивкой
Комментарии
комментария
.
Установка шелковой марли для вышивания — NeedlenThread.com
На днях я представил вам еще один проект в ротации вышивальных проектов этого года — миниатюрный гобелен «Древо жизни».
Сегодня мы поговорим о настройке и наложении первых стежков.
Я расскажу вам немного о шелковой марле в целом, настройке пялец, освещении и увеличении, а также несколько советов, которые сделают вышивание на таких вещах немного проще!
Шелковая марля — забавная штука.Что ж, я думаю, это забавно из-за своего названия. «Марля» в моем понимании подразумевает что-то мягкое, мягкое и чистое. А «шелковая марля» наводит на мысль о легкой, прозрачной, тонкой шелковистой ткани.
Но мы говорим не об этом!
Шелковая марля в мире шитья на самом деле представляет собой жесткое полотно с сеткой (например, полотно для острия), сделанное из переплетенных шелковых нитей. Это ткань ровного переплетения и довольно жесткая. Если провести пальцем по обрезанному краю шелковой марли, он будет покалывать.
Шелковая марля, как и другие ткани с ровным переплетением, используемые для счетной вышивки, напоминает сетку. Так же, как монохромное полотно, используемое в острие, сетка состоит из открытых квадратов.
Калибр шелковой марли поставляется с отверстиями на дюйм (hpi). В зависимости от того, насколько тонкими и крошечными вы собираетесь швы, шелковая марля может иметь «меньшее» количество (например, 32 счета), до 40 счетов, 56 счетов, 60 счетов, 72 счета, 90 счетов и даже такое высокое. как 121 граф.
Для шитья палатки на шелковой марле, до 60 и даже 72 отсчетов — вполне разумное предложение при правильном освещении и увеличении.Если вы работаете с достаточно тонкой нитью (чтобы холст не застревал сильно и сетка не искажалась) с правильной иглой (обычно крошечными иголками для бисероплетения), это можно сделать!
Но я думаю, что число 56/60 — это настолько высокий уровень, на который я мог бы рассчитывать!
При работе с большим куском на шелковой марле (это примерно 7,5 ″ x 7,4 ″), рукоделие должно быть установлено на раме. Чтобы установить его на каркас, шелковую марлю необходимо поддержать другой тканью.
Установка шелковой марли на ткань и раму
Чтобы закрепить шелковую марлю на поддерживающей ткани, я пришиваю шелковую марлю к куску хлопка хорошего качества, используя зигзагообразный стежок на швейной машине.
Хлопок должен быть обрезан достаточно большого размера, чтобы поместиться на пяльцах. В этом случае я использую рамку 11 ″ x 11 ″, но я должен использовать 12 ″ x 12 ″ — это даст мне больше места по бокам для манипуляций иглой при вышивании у краев дизайна.
Совместите волокна ткани (о текстуре ткани вы можете прочитать здесь) с сеткой на марле, чтобы ваша поддерживающая ткань не шаталась. Все, что связано с уклоном ткани (скорее поперек волокон, а не вместе с ней), может в конечном итоге неожиданно растянуться.
Приколите шелковую марлю к хлопковому муслину и пропустите ее через швейную машину, удаляя булавки по мере продвижения. Хорошо подойдет простая строчка зигзаг. Прострочите как можно ближе к краю шелковой марли.
Затем, когда шелковая марля со всех сторон прикреплена к поддерживающей ткани, переверните ткань и оттяните поддерживающую ткань от шелковой марли. Сделайте в нем небольшой разрез, чтобы начать работу ножницами, а затем осторожно, отрежьте поддерживающую ткань за шелковой марлей в пределах пары нитей зигзагообразного стежка, оставив окно из сшиваемой шелковой марли, окруженное поддерживающей тканью. .
Когда вы закрепляете ткань на раме (в данном случае я использую подрамники Evertite — на мой взгляд, лучший вариант!), Закрепки должны входить в поддерживающую ткань, а не в шелковую марлю.Желательно, чтобы прихватки находились на стороне рамы, чтобы они не мешали.
О настройке проекта (любого проекта вышивки — концепция та же) на рамах подрамников Evertite можно прочитать здесь.
Вы также можете прочитать еще одно руководство по настройке шелковой марли для сшивания здесь, где вы найдете еще несколько фотографий этой части процесса.
На фото выше вы видите мою первую ошибку!
Прикрепляя шелковую марлю к хлопковому муслину, я прошивал шелковую марлю немного дальше, чем следовало бы.Я прошила зигзагообразным стежком примерно 1/4 дюйма на шелковой марле. Мне следовало работать прямо до края, чтобы весь зигзагообразный стежок попадал прямо внутрь самого края шелковой марли. Я думала, что у меня есть хороший запас шелковой марли для дизайна, но на самом деле это не столько, сколько мне хотелось бы!
Учитесь на моей ошибке! Прострочите как можно ближе к краю шелковой марли! Это даст вам больше «холста» для вышивки вашего дизайна. Мой немного прижат к краю, но все равно подходит, поэтому я оставил его.
Рваная нить
Некоторые люди переворачивают свою шелковую марлю так, чтобы выступающий край находился на нижней стороне монтажной ткани, чтобы минимизировать зацепление нитей за край шелковой марли при шитье.
Поверьте мне, край шелковой марли — это Snaggy Stuff! Если вы работаете с шелковой нитью для вышивания, вам нужно уменьшить вероятность зацепления!
Но я не люблю переворачивать ткань, потому что всегда есть вероятность зацепления нити и с обратной стороны.
Я использую это, чтобы нити не цеплялись за край шелковой марли. Художественная лента — pH-нейтральный, без липких следов. Вы можете найти его в большинстве художественных магазинов и, как правило, в отделе художественных или художественных товаров в магазинах для хобби.
Я протягиваю ленту по краю шелковой марли по всему телу, обматываю ее сбоку, чтобы надежно закрепить — и моя нить не заедает! Прекрасно работает!
На фото выше видно, что я начала шить! УРА!
В этом маленьком пространстве уже, наверное, 800 петель!
Мои рабочие настройки для этого проекта
Моя рабочая установка для этого проекта в основном такова:
Я использую свой стол / подставку для ног Needlework System 4, чтобы удерживать раму.Я обнаружил, что могу расположить подставку для коленей удобно близко ко мне, независимо от того, в каком положении я сижу. Прямо сейчас, так как сейчас зима, а в моей рабочей комнате холодно, серо и одиноко, я хочу оказаться в своем доме, где теплее и немного уютнее. (Я упоминал теплее?)
Хотя у меня довольно плохое зрение на расстоянии, я обнаружил, что, если я не надену очки, я могу прекрасно видеть холст. Я держу работу на расстоянии 6-8 дюймов от лица во время вышивания. Это создает проблему, заключающуюся в том, что я не могу видеть за пределами кадра, но когда я занимаюсь такой работой, я обычно не делаю ничего там, где мне нужно мгновенное зрение вдаль.Поэтому я просто снимаю очки, потому что это проще, чем возиться с приборами для увеличения.
Рядом со мной светильник для шитья, он находится над моим правым боком, потому что я правша. Теперь это звучит наоборот, но с этим типом строчки я использую обе руки для вышивания. Правая рука находится под рамой, чтобы направить иглу вверх в полотно, а левая рука находится над рамой, чтобы направить иглу обратно в полотно.
Держа свет справа от меня, у меня не будет тени от моей левой руки над рамкой.
У меня есть небольшой временный столик, на котором хранятся все мои необходимые вещи: расходные материалы, швейные инструменты, фотоаппарат, телефон.
Когда я зацикливаюсь на этом добром проекте, я обычно слушаю аудиокнигу. Все остальное потребует зрения вдаль. Нет ничего лучше, чем слушать хорошую книгу во время выпивки!
Увеличение и освещение
Многие из вас писали, чтобы спросить, какое освещение и увеличение я использую для этого типа крошечной строчки.
Как упоминалось выше, я не использую увеличение. Но если вам нужно увеличение, если вы не любите вышивать крупным планом, существует множество вариантов хорошего увеличения для рукоделия. Я предлагаю что-то, что сочетает в себе свет и увеличение.
Когда мне нужно, я использую эту комбинацию дублинского ремесленного света и лупы, которую я купил много лет назад. Мне это нравится! Но похоже, что в наши дни это не так легко доступно.
Этот Brightech на Amazon выглядит похожим, но с большей областью просмотра и имеет отличные отзывы.Я лично не пробовал, но думаю попробовать, когда позволяет бюджет. Он дешевле, чем Дублин, о котором я упоминал выше. Если я когда-нибудь сделаю решительный шаг, я дам вам знать, что я об этом думаю.
У меня также есть пара CraftOptics, которую я буду использовать в определенных ситуациях. Они великолепны, когда к ним привыкаешь! У них также есть возможность съемного освещения, и они прекрасно переносятся.
Но для этого конкретного проекта я не использую ничего из вышеперечисленного. Только мои голые невооруженные глаза!
У меня очень яркий свет BlueMax (я их здесь рассмотрел), и он служит моей лампой для сшивания.Если мне нужен более контролируемый или приглушенный вариант освещения (например, если в комнате есть другие люди, которым не нравится мой яркий свет), у меня есть несколько маленьких светильников, которые я успешно использовал. На самом деле, я покажу вам некоторые из них и сравню их в ближайшем будущем.
В следующий раз…
В следующий раз, когда мы посетим этот проект, мы немного поговорим об иглах и вышивальных нитках для этого типа строчки.
Аааа, да… нить ! Самое интересное!
Приятных выходных! Здесь, в Канзасе, ожидается немного льда — хорошей погоды, чтобы оставаться дома и шить!
.