Узелковое творение рукодельницы: Узелковое рукоделие, 7 букв | dovga.net

Искусство макраме: история возникновения и развития

Многие помнят плетеных сов, которые глядели на нас со стен, и ажурные заплетенные покрывала, которыми накрывали пирамиды из подушек на кровати наши бабушки. У кого-то висят цветы в плетеных горшках, а кто-то и сам с большим удовольствием занимается плетением изделий в технике макраме. Но откуда же взялось это искусство?

Техника узелкового плетения уходит далеко вглубь веков и первоначально использовалась в сугубо практическом смысле. Собственно, как только появились первые веревки, вслед за ними появилась и необходимость как-то скреплять их вместе или крепить к чему-либо. Тогда и возникли узлы. Различного вида узлы использовались разными народами на протяжении всей истории. Узлы помогали в работе, служили амулетами, оберегами, лечили, использовались в магических ритуалах, запрещались, разрешались и, наконец, использовались в качестве украшений и декора.

Древняя цивилизация инков использовала узелковое письмо – кипу. С помощью кипу инки передавали сообщения, вели счет, записывали послания и указы.

Искусство макраме история возникновения и развития, фото № 1

В древнем Китае, до перехода на иероглифы, тоже было узелковое письмо. Китайские «узелки счастья» до сих пор широко распространены. Упомянутый в греческой мифологии Гордиев узел, стал нарицательным. Выражение «разрубить гордиев узел», говорить об успешном выходе из трудной ситуации. Вообще узлы, как тот или иной способ передачи информации, использовались многими народами. На Руси ворожеи вязали ведовские и обережные узлы – наузы.

Искусство макраме история возникновения и развития, фото № 2

С развитием мореходства происходит и развитие узелкового плетения. Существует не менее 100 различных морских узлов, которые используются и по сей день. Моряки, подолгу проводящие свое время в море, плели из морских узлов различные украшения, чтобы скоротать время. Считается, что жители Китая, Индии и Испании переняли от них искусство плетения узлов где-то в 14 веке.

Искусство макраме история возникновения и развития, фото № 3

Примерно в это время макраме увлекает и жителей Италии. Появляются различные школы, а в Турине Валентина Кавандоли начинает обучать этому искусству детей и, впоследствии, создает новый вид плотного плетения, который сейчас так и называют «кавандоли» или гобеленовое плетение. Затем этот вид рукоделия продвигается дальше в Европу. 17-18 век богат на плетеные изделия, которые присутствовали как в одежде, так и в повседневном быту. Высший свет Англии обязательно имел в элементах одежды украшения из плетеных золотых нитей.

Именоваться словом «макраме» данный вид рукоделия стал в 19 веке. Кто-то приписывает происхождение слова арабскому, а кто-то турецкому языку. Но в обоих языках значение сходно, присутствует и бахрома, и кружево. На это время приходится и новая волна популярности макраме. Французы выпускают «Энциклопедию женских рукоделий» с целым разделом о макраме. С конца 19 начала 20 века макраме приходит и в Россию, начиная свой путь с Прибалтики и постепенно завоевывая места в сердцах русских рукодельниц.

Так переменно, то затухая, то вновь возносясь на пик популярности, макраме добралось до нашего века. В последнее время вновь заметна волна интереса к этому древнему виду рукоделия. Панно и шали, шапочки и покрывала, кошельки и сумки, салфетки, ковры, гамаки, абажуры и шторы – вот далеко не полный список того, что можно сделать в технике макраме. Отдельно стоит упомянуть такое явление, как микромакраме. Эта техника, взяв основной принцип узелкового плетения, основывается на использовании тонкой нити и искусственных или натуральных камней, бисера, бусин и другой фурнитуры. Она позволяет создавать потрясающие по красоте украшения, предметы быта и даже картины.

В итоге, пройдя путь от бытового и магического применения, макраме из обычного узла превратилось в произведение искусства. И каждый из вас при желании может украсить свою жизнь изделиями из него либо своими руками, либо обратившись за помощью к мастеру.

Искусство макраме история возникновения и развития, фото № 4

Искусство макраме история возникновения и развития, фото № 5

Искусство макраме история возникновения и развития, фото № 6

1.9 Узелковые плетения — Магия узлов

Любой узор — немножко волшебство,

а узлы чуть ли не самые древние узоры.

(М.Локшина)

 

Рукоделие — это вид ручного творчества, искусство (преимущественно женское) выполнения вещей из ткани, ниток, шерсти и других материалов, в
результате которого создаются бытовые и декоративные предметы — для украшения жилища, одежды, для использования в хозяйстве, для дарения или на продажу. 

 

Рукоделие в древние времена считалось особым магическим действом (вспомним Богов-связывателей и Богинь-прях), при котором создавалась защитная атмосфера дома, как
для всей семьи в целом, так и для каждого её члена в отдельности (обереги, амулеты, талисманы). Обереги, созданные своими руками, имели самые сильные защитные свойства.

 

История узелкового рукоделия (плетения) берёт свои корни в далёком-далёком прошлом. Есть несколько версий, как оно появилось.

 

Так, например, некоторые источники утверждают, что декоративное плетение из узелков было изобретено арабскими ткачами в XIII веке, им они пытались украсить края
одежды и полотенец.

 

Другая версия гласит, что рукодельницы научились узелковому плетению, наблюдая за тем, как пауки плетут свои лёгкие паутины-ловушки. Интересный исторический факт
описан известным путешественником Миклухо-Маклаем после знакомства с местными жителями Новой Гвинеи. Оказывается, для ловли рыбы они использовали именно паутину. Большой прут бамбука сгибался в
форме петли и помещался вплотную к уже связанной паутине огромного паука. Паук посчитав, что рама является частью его владений, исправлял недочёт и оплетал её очень прочной паутиной. Сняв
готовую, оплетённую паутиной раму, туземцы получали отличное приспособление для рыбалки. 

 

Третья версия предполагает, что первыми мастерами узлоплетения были древние маги и колдуны. Они издавна знали магическую силу узлов. Всевозможные плетёные вещицы
были способны не только не допустить и не причинить зло другому человеку, природе, Вселенной, но и привлекали удачу к добрым людям с чистыми помыслами. Вот маги и передавали узлам свою «чистую»»
энергию и силу в момент плетения, при этом напевая определённые заговоры. И помогали всем, кто нуждался в исцелении и гармонии с самим собой.

 

Красивая версия, но, как мне кажется, неправдоподобная. Всё, скорее всего, было намного проще и намного приземлённее. Изобретателями узелкового рукоделия вероятнее
всего были моряки парусного флота. И случилось это приблизительно в IX веке. 

 

В силу своей профессии моряки должны были уметь завязывать разнообразные узлы. Но в свободное время, особенно во время долгих и изнурительных штилей, нелёгкая
обязанность переросла в развлечение, и моряки-умельцы оплетали узлами всё, что попадало им в руки: фляги, бутылки, рукоятки ножей. И после экспедиций они возвращались к своим семьям с
удивительными подарками, сделанными собственными руками. Или же продавали (обменивали) плетёные вещицы жителям тех стран, где они оказывались волей судьбы или своего работодателя. 

 

Так в XIII-XIV веках технику морского плетения переняли от моряков жители Китая, Индии и Японии. Вскоре узелковое рукоделие распространилось по всему свету. По
некоторым данным в Европу оно пришло примерно в XV веке именно с Востока. 

 

В XV столетии, после крестовых походов, узелковое плетение как декоративное искусство начинает развиваться в Италии, Греции, Испании, Франции. Особую популярность в
Западной Европе оно достигает в XVIII веке. «Золотым веком» узлоплетения стала викторианская эпоха в Англии.

 

Кстати, на территории современной России уже в период Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узелковому плетению:
канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п. С помощью узорочья — именно так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел,
упряжь для лошадей и многое другое. Но, как было сказано ранее, с приходом христианства плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам, и этот вид рукоделия приобрёл статус преступного,
колдовского. 

 

Хотя мужчины и приложили руку к появлению нового вида рукоделия, но занимались (и занимаются) им в основном женщины. Они и ткут, и прядут, и вяжут, и плетут. И с
давних времен им в этом помогают их «бабьи заступницы» — богини и святые, прядущие Нити Судеб на Небе и покровительствующие женским рукоделиям на Земле, о которых говорилось в параграфе «Узлы и
боги».

 

За свою историю узелковое плетение неоднократно претерпевало забвение, но неизменно возрождалось, привнося новые приёмы, новые материалы и новые способы применения.
Оказалось, что плести можно из всего, что попадает в руки: 

— из прутьев, соломы и бересты — корзины, посуду и даже мебель, 

— из верёвок и ниток — коврики, сумки, салфетки, подставки, украшения, 

— из кожи — пояса,

— из проволоки и бисера — браслеты и различные аксессуары. 

 

Есть даже плетение из газетных трубочек. Появилось оно совсем недавно, но уже увлекло многих современных рукодельниц.

 

В наше время насчитываются сотни всевозможных декоративных узлов и несколько видов узелкового плетения. Некоторые из них будут рассмотрены в следующем
параграфе.

 

Кстати, вязание (на спицах или крючком) и вышивка также относятся как к видам рукоделия (в основном женского), так и к особым магическим действам, в
результате которых создавались мощнейшие обереги для защиты семьи и дома. О них более подробно я остановлюсь в параграфе
2.2.

Узелковое плетениеРукоделие для дома своими руками

Так началась история плетения: давным-давно,  человеку понадобилась верёвка для каких-то бытовых нужд. Он присмотрелся  к гибким лианам, к стеблям растений, полоскам кожи животных. Потом человек напряг  мозговые извилины, покрутил то, что было у него под руками  и сплёл верёвку. Обрадовался своему изобретению. Радость была не долгой. Верёвочка-то оказалась мала. Почесал человек в затылке, сложил две верёвочки, соединил два конца вместе вот и получился первый узел. Потом стали плести сети, простенькие  без узлов.

Сети  расползались и вся рыба уходила в море. Попробовали перекручивать верёвки между собой, полотно сетей принимало более устойчивую форму.

И вот наконец человек изобрёл разные узлы. Самые древние: «перуанский», «свайной. Они названы так потому, что такими узлами плели  рыбаки из Перу и Океании.

Следующий шаг — изобретение не скользящих узлов. Благодаря таким узлам ячейки сетей удерживали форму  долгое время даже  в воде. Вот так и придумали «ткацкий»

и «рифовый»

узлы — ручное ткачество.

Есть интересная версия, что рукодельницы научились плетению, наблюдая за тем, как пауки плетут свои лёгкие паутины- ловушки. Исторический факт описан известным путешественником Миклухо-Маклаем после знакомства с местными жителями Новой Гвинеи. Оказывается люди этого государства пользуются паутиной чтобы ловить рыбу. Большой прут бамбука сгибается в форме петли и помещается вплотную к уже связанной паутине огромного паука. Паук посчитав, что рама является частью его владений, исправляет недочёт и оплетает её очень прочной паутиной. Сняв готовую, оплетённую паутиной раму, туземцы получают отличное приспособление для ловли рыбы.

Пауки нефилы, живущие в тропиках, плетут невесомую паутинку. Эта паутина тоньше шёлка гусеницы шелкопряда и намного прочнее. Такую ткань научились применять в приборостроении и оптике.

Узелковое плетение

Искусство плетения и завязывания узлов в разные периоды истории вызывали различные отношения. Строгий запрет на узлы был в Риме.  На одежде у сенаторов не было ни одного узла. Напротив, широко применяли  узлы жрецы и знахари в своих обрядах, приписывая им магические способности.

Из узлов плели талисманы, амулеты и носили на шее или на руках.

Моряки считаются родоначальниками макраме — это один из видов узелкового плетения. Так как плавали моряки долго, то свободное время между вахтами нужно было чем-то занять. Вот и нашли они себе занятие — узлы вязать. Да так наловчились, что после экспедиций возвращались с удивительными подарками, сделанными собственными руками для своих близких. Искусство плетения и  завязывания узлов переняли женщины. Потом они придумали красить верёвки, чтобы украшение подходило к одежде.  Изделия приобрели изящество и утончённость под руками женщин.  Они стали создавать кулоны, пояса, браслеты, подвески.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения

Макраме берет свое начало с древних времен. Человек, научившись говорить, захотел сохранить свои слова. Так появилась узелковая письменность. Из последовательности узлов образовывались слова и целые предложения. Но родоначальниками современного макраме считаются все-таки моряки. Именно морские узлы являются основой макраме.

Но перед начинающими рукодельницами зачастую встает вопрос: какой использовать шнур для плетения? Сейчас попробуем разобраться. В принципе, для плетения макраме можно использовать любые нити или шнуры. Но вот внешний вид готового изделия будет существенно отличаться. От качества шнура зависит весь образ готового изделия. Чем лучше и красивее шнур, тем качественнее и опрятнее будет законченная работа. Поэтому к выбору материала для работы нужно подходить со всей ответственностью.

Чаще всего в магазинах для рукоделия и творчества нитей и шнуров непосредственно для макраме сложно найти, поэтому искать материал стоит по другим критериям. В магазинах для шитья это шнуры:

— отделочные;

— сутаж;

— шторные;

— обувные;

— для одежды и т. д.

В отделах хозяйственных товаров, в строительных и рыболовных магазинах это:

— бельевой шнур;

— полипропиленовый шпагат;

— джутовая нить;

— сизаль;

— плетеные (рыболовные) нити и т. д.

Главное, на что нужно обратить внимание при выборе веревки — это ее скрученность. Шнур должен быть хорошо скручен и быть круглым, плести из такой нити проще, а изделия получаются аккуратные. А вот толщина шнура может быть совершенно разной. Но чем толще нить, тем меньшее количество узлов нужно сплести относительно более тонкой нити. Из тонких нитей изделие получается более изящное, но затраты на плетение такой работы очень большие. В основном для макраме используют нить примерно от 0,8 до 5 мм, но если плести крупное изделие типа гамака, то можно использовать и более толстые нити.

Рассмотрим основные виды шнуров и нитей. Я буду приводить внешний вид шнура и изделия из этого шнура для наглядности.

Итак, основные нити, которые можно использовать для плетения макраме:

1. Джутовая нить. Это натуральная нить растительного происхождения. Толщина шпагата встречается разная, примерно от 1 мм до 3-4 мм. Нить достаточно грубая, поэтому часто можно заработать мозоли на руках. Джутовая нить очень распространена, ее можно купить в любых строительных магазинах и в отделах хозяйственных товарах. Сейчас этот шпагат можно встретить даже в магазинах для творчества. Из джутовой нити можно сплести сумки, панно, картины, пояса, кашпо и многое другое. Это довольно универсальная нить.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 1Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 2

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 3

2. Сизалевая нить. Натуральная нить из сизаля. Очень жесткий шпагат для плетения, по моему мнению. Я из нее практически не делаю изделий, так как приходится прикладывать усилия для плетения каждого узла. Но все же такая нить может подойти для плетения пляжных сумок, панно или оплетения бутылок. Купить шнур можно в хозяйственных и строительных магазинах.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 4

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 5

3. Хлопковая нить. Это тоже полностью натуральная веревка. Толщина такой нити может быть разная, примерно от 1 до 5 мм. Шнур мягкий, приятный для плетения, не режет руки. Можно делать разные изделия из этого материала — сумки, пояса, панно, картины, кашпо и многое другое. Купить шнур можно в хозяйственных и строительных магазинах. Главное, необходимо смотреть на скрученность нити, часто в магазинах попадаются плохо скрученные веревки, такие лучше не использовать.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 6

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 7

4. Вощеная нить. Вощеная нить — это нить, пропитанная воском, поэтому она довольно жесткая. Нить бывает из хлопка или синтетики. Она очень удобна для плетения, хорошо держит форму, удобно продевать ее через бусины. Тоже бывает разной толщины, примерно до 2 мм. В основном, из этой нити плетут пояса, колье, кулоны, браслеты и многое другое. Вощеную нить можно купить в обувных мастерских, в швейных магазинах и супермаркетах для рукоделия и творчества.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 8

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 9

5. Пряжа «Macrame». Синтетическая пряжа из Турции для вязания и макраме. Пряжа толщиной примерно 1,5 мм. Пряжа удобна для плетения, хорошо скользит и имеет красивый внешний вид. Из нее можно плести сумки, пояса и разные декоративные элементы. Купить пряжу можно в магазинах для рукоделия.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 10
Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 11
6. Бельевой или полипропиленовый шнур. Шнур похож на пряжу «Macrame». В работе он приятен и удобен, главное, смотреть на его мягкость. Жесткие шнуры лучше не использовать. Чаще всего можно встретить в хозяйственных магазинах белый бельевой шнур. Но, в принципе, на сегодняшний день, встречаются разные расцветки, а если покупать оптом со склада, то выбор цветов будет очень обширен. Шнур бывает не только с чулочной, но и с ажурной вязкой. Из этого шнура плетут в основном кашпо, сумки, панно и так далее, так как толщина нити, примерно, от 1,5 мм. Купить его можно в строительных магазинах и в отделах хозяйственных товаров. Также аналогичные шнуры можно найти в швейных магазинах, там они называются отделочный шнур или шнур для одежды.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 12

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 13

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 14

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 15

7. Хлопковая пряжа. В макраме можно использовать пряжу для вязания. Я в основном использую нити «Камелия», «Лотос», «Ромашка», «Ирис» от фабрики ОАО «ПНК им. Кирова», Санкт-Петербург. Пряжа тонкая, поэтому «Ирис» или «Ромашку» я использую в два сложения. Также применяю и иностранную пряжу «Rose». В основном, из такой пряжи плетут пояса, кулоны, браслеты и разные декоративные элементы. В работе пряжа удобна, но если использовать два сложения, то могут быть сложности, необходимо следить, чтобы узлы ложились ровно. Плюс этой пряжи в том, что она есть во многих магазинах для вязания, а выбор цветов обширен.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 16

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 17

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 18

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 19

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 20

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 21

8. Нить для рыболовства. Эту нить применяют в рыболовстве для снастей или делают из нее рыболовные сети. Нить очень скользкая, и узлы постоянно развязываются, поэтому плести из такого шнура тяжеловато, да и расцветки не радуют своим разнообразием. Толщина нити от 0,7 до 1,5 мм. Из такой нити можно плести пояса, браслеты, декоративные элементы и так далее. Купить такую нить можно в рыболовных магазинах.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 22

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 23

9. Сутаж. Отделочный шнур, который применяется в шитье. Сутаж довольно плоский, но в тоже время популярный материал для плетения. Его можно купить в любых швейных магазинах. Большой выбор цветов тоже привлекает внимание, но вот цена сутажа довольно высокая. Из этого шнура обычно плетут пояса, сумки, панно и так далее.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 24

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 25

10. Шпагат полипропиленовый из скрученной фибрилированной нити. Его применяют в основном для упаковки. Но в макраме его тоже можно использовать. Шнур жесткий, но довольно удобный в работе, хотя мозолей сложно избежать. Из такого шпагата можно плести сумки, кашпо, вазы и так далее. Купить его можно в хозяйственных и строительных магазинах.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 26

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 27

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 28

11. Пряжа полипропиленовая. Она аналогична шпагату полипропиленовому, но тоньше по толщине. В работе она соответствует шпагату, а купить ее можно в магазинах для рукоделия и вязания. Из такой пряжи можно плести мочалки, игрушки и так далее.

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 29

Макраме: как правильно выбрать материал для плетения, фото № 30
Конечно, это не все шнуры, которые можно использовать для плетения. Я описала только те, которые сама использовала в работе.

Спасибо за внимание!

Колдовство узелковых плетений | Журнал Ярмарки Мастеров

В русском языке есть слово «союз», «союзник». Мало кто задумывается о том, что произошли эти слова от «соуз», «соузник» – связанный одним узлом. Часто мы слышим от бывших алкоголиков: «я завязал, больше не пью» – и, опять же, мало кто придает этим словам значение. Завязал и завязал, молодец.

А между тем, раньше и пьянство, и болезни, и дружбу с любовью действительно завязывали. Узелками. Наузами.

Вязать наузы – дело колдовское, и с приходом христианства даже простое умение вязать крючком и на спицах приравнивалось к колдовству, наузничеству.

«..историю рассказал мне один старый друг, Евгений, специалист по истории Древней Руси, человек, привыкший относиться с большим подозрением не только ко всем неподтвержденным гипотезам, но и вообще ко всему, что он лично не может увидеть, объяснить с научной точки зрения. Как-то я задал ему вопрос, почему он заинтересовался историей славян. Он улыбнулся, помолчал, затем взял с меня обещание не смеяться и поведал о случае, который случился с ним еще в школе, в выпускном классе. Однажды после школьной вечеринки Евгений, проводив до дому одну свою одноклассницу, возвращался к себе. Молодой человек, задумавшись, не заметил автомобиль, вынырнувший на большой скорости из соседней подворотни. В результате Евгений получил два перелома на правой ноге. Врачи «скорой помощи» сделали несколько обезболивающих уколов, отвезли в больницу, посмотрели рентгеновские снимки, покачали головами, а затем наложили гипс. Через два дня у Жени поднялась температура, его бил озноб, временами начинался бред. Родители вызвали врача, который снова сделал несколько уколов и уехал.

А у соседей в то время гостила родственница откуда-то с юга России. Она, как прослышала о таком несчастье, попросилась посмотреть на юношу.У Евгения снова начался жар. Старушка посмотрела на него, потрогала лоб, оглядела ногу в гипсе, всплеснула руками: «Батюшки! У него ж кровообращение нарушено. При переломе часто так бывает — природное течение крови прерывается от внешнего воздействия, и его надо восстанавливать. А уколы-то ничего не дают, пока кровь не бегает по сосудам». Родители Евгения смотрели, как бабушка извлекла откуда-то из глубин своих карманов несколько красных ниточек. «Шерстяные нитки, — объяснила старушка, — не дают крови застаиваться, гонят ее по организму». Она повязала Жене по ниточке на запястья и на лодыжки. Родители Евгения, недоверчиво наблюдая за ней и ее действиями, сошлись на том, что хуже от шерстяных ниточек сыну не станет, а бабушке будет приятно от сознания, что помогала. А на грудь Жене старушка повесила на тесемке что-то завязанное в тряпочку несколькими крупными узелками. «Корешок лечебный», — пояснила она. Родители Жени признали корешок также вполне безвредным, проводили добросердечную старушку и стали ждать врачей. К вечеру температура у Жени спала, и врачи удивленно признали, что, пожалуй, больной в жаропонижающем не нуждается. Лихорадка и жар не вернулись и на следующий день. Врачи посматривали на ниточки и на подвеску на шее Жени, с сомнением пожимали плечами, удивлялись и радовались за пациента. Старушка часто заходила проведать юношу. «Меня наузницей кличут в моем селе, — говорила она, — за то, что я такими вот подвесками, в которые лечебные травки и корешки заворачиваю да узлами скрепляю, людям помогаю.

Много силы в наузах, внучок, ох, много. Коли добрый человек помочь другому хочет, с их помощью дело легче идет».

Евгений еще долго был вынужден лежать с гипсом на ноге, но температуры больше не было. Добрая старушка-ведунья уехала обратно к себе на Кубань, но перед отъездом много успела рассказать Евгению о народных обычаях, верованиях, суевериях и обрядах. Так и зародился неподдельный интерес моего друга к истории наших предков, к изучению их религиозных верований, их быта, всего их образа жизни. Евгений, оставаясь внешне скептиком и вполне современным человеком, поверил в возможность существования древних методов лечения, которые современная наука не может до конца объяснить. «Не доросли мы еще до знания наших предков», — улыбается он.

Несколько лет назад троюродный брат пригласил меня к себе на свадьбу, в деревню Ярославской области. Свадьба была назначена на другой день после моего приезда, и в первый день мы гуляли на мальчишнике у троюродного брата. За столом брат пожаловался мне, что врач ярославской центральной больницы, гинеколог, говорил, что, мол, у Машки, невесты его, бедра узкие, рожать ей тяжело будет. А он, мол, много детишек хотел. Я сказал ему, что на дворе конец XX века и медицина, коли что, поможет. После ряда веселых шутейных действ, когда дружки жениха выкрадывали невесту, официальной части в государственной конторе, все двинулись к церкви, а потом началось гуляние. Звучали разные обрядовые песни, тосты, веселье лилось рекой. Тут я заметил, как мать молодой передает какой-то сверток зятю. Спросил симпатичную веснушчатую девчонку, сидевшую рядом со мной, что это такое. «Да это ж сеть, — ответила она, рассмеявшись, — неужто у вас там, в петербургах, ничего об этом не знают?» Мне пришлось признать, что первый раз слышу о таком. Она сказала мне, что перед свадьбой на невесту надевают сеть на голое тело, а потом снимают и передают жениху. С одной стороны, это оберегает девушку, уже вышедшую из-под родительской опеки и еще не попавшую под опеку мужнины, от дурных взглядов да от ворожбы. С другой — когда с нее снимается сеть с узлами, она становится готова к рождению детей, когда узлов нет — роды проходят легче.

Открытие искусства плетения и завязывания узлов в древности сделало возможным развитие новых форм ремесла, таких как ткачество, плетение корзин. Декоративные формы ремесла (плетение поясков, тесьмы, лент) также стали развиваться. В то же время еще в глубокой древности узел уже начал приобретать свое магическое значение. По поверьям, различные узлы действуют по-разному, завязывание и развязывание узлов добрыми и злыми людьми приносит противоположные результаты. В одном сходятся все легенды, поверья и свидетельства — сила в узлах заключена немалая, и коли использовать ее разумно и со знанием, можно и ото зла уберечься, и добро себе и другим сотворить.

Дом для наших предков был настоящей крепостью, защищавшей человека от многочисленных опасностей, подстерегавших его на каждом шагу. У человека были помощники — домовой, овинник, другие дружелюбные мистические существа, оберегавшие двор, ворота, сарай. Кроме того, дом и другие постройки были защищены резьбой, которая в первую очередь имела мистическую обережную функцию, а уж потом декоративную, в доме всегда находились плетеные или вязанные вещи покрывала, салфетки, скатерти. Покидая дом, человек полагался на силу обережных узоров, вышитых на его одежде, полных заклинательных знаков. И совершенно особенную, очень значимую роль играли наузы, которые человек носил на шее, подвешивал на руки, в них вплетались камни, травы, мешочки с записками и т.д. Таким образом, злым силам наши предки противопоставляли не отдельные символы и меры, а комплексную систему оберегов.»

Основным предназначением наузов была защита человека от всех бед, болезней, дурных замыслов других людей. Однако они имели и лечебные свойства, в чем мы уже убедились.
Стало ли в наше время на свете меньше зла? Пожалуй, да — ведь вампиры остались только в кино, а про прочую нечисть из бабушкиных сказок мы уже успели забыть. Но ведь остаются болезни, катастрофы, несчастные случаи. Злые люди по-прежнему встречаются на белом свете и, так же как и раньше,
продолжают заниматься своими темными делами. Так почему же, если злые силы продолжают действовать, мы забываем о наших помощниках — силах добра?

Магия нити и узла действуют на нас и сейчас. Ведь наверняка каждый из нас замечал, что в этом свитере более уютно, и хорошо себя чувствуешь, а в этой вязаном шарфике всегда везет!

Вот так я хотела донести до вас то, что вещи связанные крючком, спицами своего рода узелки, и обереги. Даже фенечки имеют как чисто декоративную, так и символическую обережную функции. И мастерицы вплетающие радость от сотворения вещи, частичку души, свою добрую волюя, душевную силу, вложенные в науз при его создании создают действительно неповториммые вещи и в эстетическом и в энергетическом плане. Даже если вы сделаете что-то немного не так, к примеру, изобразите на дереве не
совсем правильный символ солнца, ваша энергетика и ваша вера подправят неточности.

Колдовство узелковых плетений, фото № 1

Мастер-класс смотреть онлайн: Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани

Способов завязывания ткани много и я выделю несколько самых простых, но эффектных при создании узора на ткани. Думаю для практического применения можно нарезать лоскуты не очень плотного однотонного батиста или другой хлопчатобумажной ткани на небольшие салфетки 30*30 см. Их в дальнейшем можно использовать в быту. К тому же для проб и ошибок — это наиболее бюджетный вариант, в дальнейшем можно использовать и шелк, уже для создания аксессуаров: платков, шарфов и палантинов. Вы можете использовать как белую ткань, так и разноцветную, но желательно светлую и однотонную.
Также для работы потребуются толстые нитки или веревка, только из натурального материала, желательно тоже х/б. Так как нитка и образуемые с помощью нее узелки служат в узелковом батике резерважем, то их задача не пропускать краску, чтобы на ткани получился узор. Если использовать синтетическую нить, то она легко пропустит краситель и рисунок не получится.

Первый способ:

1. Возьмите салфетку за центр (рисунок 1), образуйте конус и начинайте затягивать ниткой конус от вершины к основанию (рисунок 2).
2. В нескольких местах сделайте более плотную обвязку ниткой (рисунок 3) на разных расстояниях.

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани, фото № 1

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани, фото № 2

Второй способ:

1. Ткань складывается пополам.
2. Складываем ткань гармошкой и плотно обвязываем как в предыдущем способе.

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани, фото № 3

Третий способ подойдет для прямоугольной салфетки размером 30*50 см:
1. Ткань складываем вдоль пополам.
2. Разделяем получившийся лоскут на равные части, складываем ткань гармошкой так, чтобы уголки на верхнем сгибе загнулись внутрь.
3. Обвязываем сложенную ткань ниткой.

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани, фото № 4

При перевязывании старайтесь, чтобы веревка очень туго затягивалась на ткани, иначе краска проступит через перевязь и окрасить ткань там, где нам этого не нужно.
После того, как салфетки обвязаны, их необходимо окрасить.
Для окрашивания можно использовать анилиновые или акриловые красители. Окрашивается ткань методом погружения, что увеличивает расход краски, но можно окрашивать и кистевым способом, однако при этом окрашивание может пройти не полностью.
Если при окрашивании вы использовали анилиновые красители, то заготовки опускаются в горячий раствор красителя, который доводят до кипения в течение 20 минут и затем на медленном огне кипятят еще 20 минут, после чего оставляют раствор остывать до 60 градусов. После такой обработки краситель надежно проникнет в волокна ткани и закрепится.
Если вы используете акриловые красители, то достаточно дождаться высыхания заготовки, прогладить ткань утюгом и краситель закрепится.
Ткань после окрашивания полощется в слабом растворе шампуня, чтобы удалить остатки не впитавшейся краски.

Узелковый батик: 3 самых простых способа создания узора на ткани, фото № 5

Узелковое творение рукодельницы

История рукоделия, или как все начиналось

Издревле человеку присуща тяга к самовыражению. С древних времен и по сегодняшний день люди стремятся к различным видам творчества. Этому свидетельствуют наскальные рисунки первобытных людей, украшение одежды и изготовление украшений, вышивка узоров на одежде и предметах декора. Помимо использования подручных средств, люди научились производить все необходимое для рукоделия и творчества: выращивать особые растения и делать из них нити, выделывать шкуры, ткать и вязать, изготавливать краску и окрашивать изделия, работать с различными материалами. Производимые вещи и орнаменты стали не только украшениями, но их наделили возможностью демонстрировать статус владельца, некоторые из них получили сакраментальное значение.

Одно из древних ремесел, которое популярно и по сей день – это вышивка. Точкой отсчета в истории возникновения рукоделия принято считать момент появления и распространения иглы. Игла на Руси появилась в X–XI веке. С тех пор вышивка стала распространенным украшением одежды и предметов быта. Узоры имели символическое значение: принадлежность к определенному региону, или даже городу, к роду, национальности и культуре, профессиональной сфере, а также служили в качестве оберегов.

Вязание появилось на Руси намного позднее. Принято считать, что этот вид рукоделия возник здесь в конце XVIII века. С тех пор оно прочно вошло в историю рукоделия на Руси. Вязание было излюбленным времяпрепровождением. Ни одни посиделки не проходили без него. Как правило, вязали молодые девушки, а женщины в возрасте ткали и пряли. Это было связано с поверием, что шерсть впитывает эмоции мастерицы. В старину даже существовал обряд, отражающий это поверие. Невеста перед свадьбой должна была связать шарф, который она дарила жениху. Этот шарф он должен был носить месяц, и если шарф не кололся, хорошо грел и не испортился при носке, то это свидетельствовало о любви невесты, и поэтому верили, что такая семья будет крепкая. Кроме того, молодые девушки готовили приданое, поэтому рукоделие для них было не столько творчеством, сколько подготовкой к будущей замужней жизни. Хорошие рукодельницы высоко ценились, и если девушка умела шить и вязать, то она могла рассчитывать на удачное замужество и благосклонность со стороны родителей жениха.

С тех пор многое изменилось, но рукоделие до сих пор остается излюбленным занятием для многих. Оно дает возможность отдохнуть и расслабиться после высоких скоростей современного темпа жизни, снять стресс и усталость. Кроме того, несмотря на то, что теперь в магазинах можно купить все, рукоделие позволяет сделать что-то уникальное. Все больше людей хотят выйти за рамки массовой продукции и купить для себя оригинальные предметы интерьера, одежду или аксессуары. Это вещи, сделанные «с душой», поэтому они так притягивают, и это их главное отличие. Если вы окружите себя такими вещами, то с вами всегда будет хороший настрой и вдохновение. В современном мире, с его бурной и порой агрессивной реальностью, рукоделие и предметы, созданные своими руками, станут той самой необходимой поддержкой, дарящей покой, внутреннее равновесие и гармонию.

В интернет-магазине Швейпрофи вы можете приобрести все, что вам необходимо для хобби и творчества: товары для рукоделия, наборы, материалы и инструменты, а также фурнитуру для шитья.

xn--b1agjdzfh7a3a.xn--p1ai

УЗЕЛКОВОЕ ПЛЕТЕНИЕв закладки 58

Очень интересная техника, подобным образом можно плести и из газетных трубочек.

Узелки в рассматриваемом варианте располагают рядом друг с другом:

Мастер класс Елены Ломахиной

Каким образом будет сформировано узелковое плетение  из газетных трубочек. Сначала сворачивают ободок из трубочек и оплетают его

Затем еще раз оборачивают трубочкой вокруг основы и снова оплетают:

А вот её работы в этой технике:

В обсуждении этого фото мастер класса есть ссылка на видео этого плетения в его первоначальном виде, потому что это не что иное как плетение из корня . В данном же случае переложенное на удивительный материал — газетные/бумажные трубочки.

мк ПЛЕТЕНИЯ шкатулки И КРЫШКИ К НЕЙ с элементами узелкого плетения

delaemrukami.info

Узелковое плетение

Так началась история плетения: давным-давно,  человеку понадобилась верёвка для каких-то бытовых нужд. Он присмотрелся  к гибким лианам, к стеблям растений, полоскам кожи животных. Потом человек напряг  мозговые извилины, покрутил то, что было у него под руками  и сплёл верёвку. Обрадовался своему изобретению. Радость была не долгой. Верёвочка-то оказалась мала. Почесал человек в затылке, сложил две верёвочки, соединил два конца вместе вот и получился первый узел. Потом стали плести сети, простенькие  без узлов.

Сети  расползались и вся рыба уходила в море. Попробовали перекручивать верёвки между собой, полотно сетей принимало более устойчивую форму.

И вот наконец человек изобрёл разные узлы. Самые древние: «перуанский», «свайной. Они названы так потому, что такими узлами плели  рыбаки из Перу и Океании.

Следующий шаг — изобретение не скользящих узлов. Благодаря таким узлам ячейки сетей удерживали форму  долгое время даже  в воде. Вот так и придумали «ткацкий»

и «рифовый»

узлы — ручное ткачество.

Есть интересная версия, что рукодельницы научились плетению, наблюдая за тем, как пауки плетут свои лёгкие паутины- ловушки. Исторический факт описан известным путешественником Миклухо-Маклаем после знакомства с местными жителями Новой Гвинеи. Оказывается люди этого государства пользуются паутиной чтобы ловить рыбу. Большой прут бамбука сгибается в форме петли и помещается вплотную к уже связанной паутине огромного паука. Паук посчитав, что рама является частью его владений, исправляет недочёт и оплетает её очень прочной паутиной. Сняв готовую, оплетённую паутиной раму, туземцы получают отличное приспособление для ловли рыбы.

Пауки нефилы, живущие в тропиках, плетут невесомую паутинку. Эта паутина тоньше шёлка гусеницы шелкопряда и намного прочнее. Такую ткань научились применять в приборостроении и оптике.

Узелковое плетение

Искусство плетения и завязывания узлов в разные периоды истории вызывали различные отношения. Строгий запрет на узлы был в Риме.  На одежде у сенаторов не было ни одного узла. Напротив, широко применяли  узлы жрецы и знахари в своих обрядах, приписывая им магические способности.

Из узлов плели талисманы, амулеты и носили на шее или на руках.

Моряки считаются родоначальниками макраме — это один из видов узелкового плетения. Так как плавали моряки долго, то свободное время между вахтами нужно было чем-то занять. Вот и нашли они себе занятие — узлы вязать. Да так наловчились, что после экспедиций возвращались с удивительными подарками, сделанными собственными руками для своих близких. Искусство плетения и  завязывания узлов переняли женщины. Потом они придумали красить верёвки, чтобы украшение подходило к одежде.  Изделия приобрели изящество и утончённость под руками женщин.  Они стали создавать кулоны, пояса, браслеты, подвески.

rukodelie-sama.ru

Способы плетения (прямое, косое, круговое, узелковое)

Для плетения используются волокнистые материалы. Свойства этих материалов – эластичность и мягкость, позволяют при плетении материалы сгибать, связывать перевивать.

Прямое плетение самое простое, нити переплетаются параллельно друг другу, под прямым углом. Для прямого плетения используется, прежде всего, ткацкий станок. Наши прародители имели такой станок в своём хозяйстве.

На станке переплетение нитей идёт без смещения, обязательно в строгом порядке,  друг над другом и называется такой процесс – ткачество. Рукодельницы занимались ткачеством по необходимости, ведь в хозяйстве нельзя обойтись без простыни или полотенца.   Вручную, без каких либо приспособлений сложно сплести ровное качественное полотно, а с приспособлением проще. Вот рукодельницы и придумывали их для упрощения работы.

Приспособления для прямого плетения “немного” поменьше ткацкого станка — “дощечки”или “кружки”, бёрдышки.

Косое плетение, прежде всего  применимо при плетении косичек из разного количества нитей ( от 3, 4 и более). При косом плетении косичек нити накладываются под наклоном ( одна нить на другую наискосок).

Круговое плетение – это плетение поясов, шнуров, то есть круглых в сечении изделий, или для того чтобы оплести  твёрдую основу (например: шпагат).

Узелковое плетение-это всем известное плетение узлами “маркаме” или ещё плетение при помощи челнока “фриволите”

Узелковое плетение на Руси считалось не просто искусством. Узел, или сплетение нитей, воспринимался как символ жизни, счастья, любви. Плетение вывело в свет разные профессии, такие как – ременник, гайтанщик, кнутник, канатник. Многие столетия не исчезал  интерес к этому виду рукоделия. В разных странах  узелковое плетение выполнялось по-своему. Изделия носили особое название: арабское плетение, мексиканское кружево, узорочье.

На Руси  каких только изделий не изготавливали мастера рукоделия. Сумки для стрел, головные уборы, обувь, упряжь для лошадей. Благодаря тому, что узелковое плетение не нуждается в каких-либо  приспособлениях и инструментах, оно и нравится рукодельницам. В наши дни узелковым плетением занимаются многие мастерицы и создают красивые вещи. К тому же плетение полезное занятие: развивает зрительную память, внимание, расширяет кругозор.

rukodelie-sama.ru

определение рукодельницы по The Free Dictionary

«Арамис, — продолжил он, — был близок с молодой рукодельницей из Тура, его двоюродной сестрой по имени Мари Мишон».

Эта двоюродная сестра Арамиса, эта Мария Мишон, эта рукодельница, несмотря на ее низкое положение, имела знакомых самого высокого ранга; она называла величайших придворных дам своим другом, а королева — гордая, как она есть, в двойном образе австрийки и испанки — называла ее своей сестрой ».

Она была ловкой маленькой рукодельницей, и они закончили пока никто от них не устал.Я осталась беспомощной вдовой с дочерью на руках, растущей красотой, как морская пена; наконец, однако, поскольку я имел характер превосходной рукодельницы, миледи герцогиня, недавно вышедшая замуж за моего лорда герцога, предложила взять меня с собой в это королевство Арагон, а также мою дочь, и здесь как время шло, моя дочь выросла и стала обладательницей всех достоинств мира; она поет, как жаворонок, танцует быстро, как мысль, ходит, как цыганка, читает и пишет, как учитель, и подсчитывает, как скряга; о ее опрятности я ничего не говорю, потому что проточная вода не чище, а ее возраст, если мне не изменяет память, шестнадцать лет пять месяцев и три дня, один больше или меньше.Она так прекрасно работает, и это полезная вещь, знаете ли, и я должна быть хорошей рукодельницей, а также экономкой, не так ли? »Постарайтесь, а лучшая рукодельница должна иметь хорошенький кусочек белого атласа для шляпка куклы », тем временем протестуя жестом против использования этого респектабельного имени; ‘что она надеется иногда нанять молодую рукодельницу, которую вы порекомендовали моей матери.’ Она всегда была прекрасной рукодельницей и содержала складские помещения у моряка ». Хелен Уилсон председательствовала и отдала дань уважения бывшему члену группы Хелен Монтгомери, опытной рукодельнице. , который в 1967 году вышил скатерть SWRI, которая до сих пор украшает стол для совещаний.Часто рукодельницу укореняли в определенной местности, показывая ее географические особенности или другие убедительные подсказки о местности. Мастер-класс по изготовлению национальных головных уборов организовывала рукодельница Бурулкан Тологонова.
.

определение узла в The Free Dictionary

click for a larger image узел1

верх: бочка и восьмерка узлы

нижний: в дереве

узел 1

(nŏt) n. 1.

а. Компактное пересечение переплетенного материала, например шнура, ленты или веревки.

б. Крепление, изготовленное путем связывания отрезков материала, например веревки, предписанным способом.

2. Декоративный бант из ленты, ткани или тесьмы.

3. Объединяющая связь, особенно брачная связь.

4. Плотная группа людей или вещей: группа зевак.

5. Чувство стеснения: узел страха в животе.

6. Сложная проблема.

7.

а. Твердое место или комок, особенно на дереве, в месте роста ствола или ветки.

б. Круглое, часто более темное поперечное сечение такой глыбы, как на куске пиломатериала.Также называется узлом .

8. Выпуклое образование или припухлость в ткани: узел в железе.

9.

а. Nautical Деление на бревенчатой ​​линии, используемое для измерения скорости судна.

б. Сокр. кн. или уз. Единица скорости, одна морская миля в час, приблизительно 1,85 километра (1,15 статутной мили) в час.

с. Расстояние в одну морскую милю.

10. Математика Замкнутый цикл, который встроен в трехмерное пространство и который может быть переплетен или запутан сам в себе, но не может пересекаться.

v. узел · ted , узел · ting , узла

v. tr.

1. Для завязывания или завязывания узлом или узлами.

2. Рычать или запутывать.

3. Для образования узла или узлов.

вер. внутр.

1. Для образования узла или узлов.

2. Запутаться или запутаться.


[Среднеанглийский, от древнеанглийского cnotta.]

История слов: В морском использовании узел — это единица скорости, а не расстояния, и имеет встроенное значение «в час». . » Говорят, что корабль движется со скоростью десять узлов (а не десять узлов в час ). Хотя узел определяется как одна морская миля в час, сходство звука между узлом и морской милей является полностью случайным.Устройство под названием узел возникло в результате традиционного метода измерения скорости судов, который использовался, по крайней мере, с 16 века. Длинная веревка была связана с фиксированными интервалами, намотана на катушку и привязана к концу большого деревянного клина, который назывался бревно для стружки или просто бревно . Когда бревно было брошено в воду, оно оставалось примерно на том же месте, где оно приводилось. По мере того, как корабль удалялся, веревка окупалась, и моряки подсчитывали количество узлов веревки, выплаченных за фиксированный промежуток времени, обычно измеряемый песочными часами.В конце концов, расчет скорости с помощью этого метода был упрощен за счет завязывания веревки с интервалом 47 футов и 3 дюймов и использования песочных часов, которые заканчивались через 30 секунд. Если за это время выпадал один узел на веревке, считалось, что корабль движется со скоростью один узел или одну морскую милю в час. Из-за корректировки стандартных значений единиц измерения с годами, 28-секундный интервал времени теперь используется для расчета скорости судна с использованием веревки таким образом, но основной принцип остается прежним.


узел 2

(нт) н.

Любой из двух перелетных куликов рода Calidris , которые размножаются в арктических регионах, особенно красный узел.


[Среднеанглийский, скандинавского происхождения .]

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Any Queries? Ask us a question at +0000000000