Тамбурная гладь: Тамбурная гладь: подборки мастер-классов, статей, публикаций о рукоделии и творчестве

Содержание

Традиции северной вышивки Архангельской области

Вышивка — один из самых распространённых видов народного творчества. Искусство «наводить узор на ткань» с помощью нитки и иголки известно с давних времён. В «Домострое» говорится о вышивании как о работе, требующей большой усидчивости и терпения, которая вырабатывает характер женщины. Уже в середине XIX века говорилось о несомненной пользе обучения девочек всякого рода рукоделиям с целью воспитать из них хороших жен и матерей. Во многих губерниях России в конце XIX века открываются мастерские и школы рукоделия.

Вышивка была одним из древнейших промыслов Архангельской губернии. По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники).

Счетные швы могли вышиваться по цельной ткани. К этой группе относились набор под браное ткачество, двусторонний шов (другое название роспись), крест, счетная гладь. Существовала и счетная вышивка по разреженной ткани. В эту группу входили различные мережки и швы по выдергу.

Архангельские мастерицы традиционно использовали швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Вышивали они на пялах (пяльцах) или «на руках», привозными шелковыми нитями и бумагой, т. е. хлопчатобумажной нитью. Реже использовалась шерстяная нитка, которая здесь называлась просто шерсть. В основном её применяли при заполнении внутри контура мотивов.

Чаще всего в архангельской вышивке применяется шов, называвшийся роспись и состоящий из мелких красных стежков, которые создавали на ткани тонкий графический узор-контур.  Потом он заполняется прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами синего, зеленого или желтого цвета. Сначала мастерица легкой линией отмечала контур мотива, который потом и заполняла различными декоративными разделками: прямыми и диагональными полосами, клетками, зигзагами и др. В отдельных случаях контур мотива обогащался штрихами, звездочками или крючками. Тончайшим кружевом ложился вышитый красный узор на белый холст нарядной рубахи, полотенца или подзора. Нежные голубые, зеленые, и золотистые тона шелка, а также блестки обогащали узор, повышали его декоративную выразительность. Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов, вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение узора.

С появлением фабричных тканей стали вышивать на них. Счетные техники сменились вышивками по свободному контуру — мастерицы стали вышивать более легкими в исполнении тамбуром и стебельчатым швом. Тамбурному шву в архангельской вышивке отводится особая роль. Тонкая линия тамбура обегает контур каждого мотива, создавая прозрачный кружевной узор.

Вышивка Архангельской области отличается большим разнообразием орнаментальных мотивов и технических приемов вышивания. Вышивка всегда была домашним занятием, не имела промыслового значения, хотя часть изделий и шла на продажу. Иногда мастерицы вышивали на заказ для своих односельчан. Вышивкой украшали праздничную и обрядовую одежду: рубахи, передники, головные уборы; а также предметы быта: различные полотенца, пологи, подзоры и скатерти. Особенно красиво и богато украшались женские головные уборы: девичьи повязки (перевязки, подчелки, коруны, венцы, конуры) и кокошники, одеваемые замужними женщинами. Исполнялись эти дорогостоящие предметы костюма, как правило, в технике сажения по бели с применением жемчуга, блесток, позумента.

Сажение по бели это достаточно трудоёмкая и многоэтапная техника вышивки. Она выполнялась жемчугом, бисером, драгоценными камнями, перламутром, фольгой, канителью. Сначала мастерица выполняла настил из белого хлопчато-бумажного шнура. Именно он и называется бель. Шнур выстилается по контуру рисунка и прикрепляется тонкими белыми нитками поперек. После того, как настил готов, начинают прикреплять жемчуг или бисер. Работа достаточно кропотливая, но в результате получается необычно красивая рельефная вышивка. 

Вышивка белым по белому была первоначальным вариантом этой техники, но постепенно стали появляться вариации. Шитьё стали делать золотыми нитями, а первоначально белый бисер мастерицы заменяли на разноцветный. От этого вышивка выглядела не просто красиво, а роскошно. 

Также различалась сплошная и прорезная вышивка по бели. Сплошная вышивка использовалась в основном для плотных, иногда каркасных изделий. Прорезная давала изделию гибкость.  Трудоёмкий процесс оправдывает себя достаточной прочность. 

В ряде северных местностей богато расшивали шейные украшения: заборошники (заборочники, наборушники), косники (украшение косы), края лент, зарукавья (накладные манжеты на рукава), рукавицы, перчатки и пояса. Золотным шитьем украшали церковное одеяние и предметы костюма: головные уборы, платы (праздничные платки), лакомники (навесные карманы). Центрами золотошвейной вышивки были мастерские при монастырях Каргополя, Сумского посада, Сольвычегодска, Шенкурска и других местностей.

По технике исполнения северные вышивки делятся на две группы: швы, выполненные по счету нитей ткани (счетные техники) и швы, выполненные по свободному контуру рисунка (несчетные техники).

Счетные швы могли вышиваться по цельной ткани. К этой группе относились набор под браное ткачество, двусторонний шов (другое название роспись), крест, счетная гладь. Существовала и счетная вышивка по разреженной ткани. В эту группу входили различные мережки и швы по выдергу. Наиболее популярными разновидностями несчетных швов были тамбур, стебельчатый шов и гладь.

Но все-таки любимым швом архангельских и каргопольских мастериц был счетный шов, называвшийся роспись. Такое название ввел в научную терминологию историк искусств Владимир Васильевич Стасов. Его перу принадлежит богато иллюстрированная книга «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружево», вышедшая в 1872 году в Санкт-Петербурге. Более 12 лет Стасов собирал образцы вышивок для исследования.

Шов роспись имеет и другие названия — двусторонний шов, полукрест, досюльный (т.е. старинный). Выполняется он техникой «вперед иголку» в два приема по счету нитей ткани. Сначала прокладывается контур фигуры, образуя пунктирную линию, затем обратным ходом заполняются пропущенные места. Вышивка получается двусторонней — одинаковой с лица и изнанки. Она может быть выполнена или только красными нитями по холсту; или красной нитью прокладывается контур узора, который внутри зашивается шерстяными или хлопковыми нитями разного цвета гладьевыми швами. Такой вышивкой украшали подзоры, станы (подолы) женских рубах, полотенца, мужские рубахи. В Поморье фигуры, вышитые двусторонним швом заполняли внутри клетками, крестами, прямыми и косыми линиями, гладьевыми настилами.

Славятся красотой и сложностью вышивки оплечья каргопольских женских рубах. На Каргополье их называют намышники, потому что вышивка располагается на плече, то есть сверху подмышки. Намышники имели форму прямоугольника или трапеции, и могли быть вышиты разными техниками. Очень часто встречается вышивка в технике роспись внутри прямоугольника, по краям идет обрамление вышивкой в технике набор. Набор или брань представляет собой двухстороннее шитье, которое по своей фактуре напоминает бранное ткачество. Это один из самых древних видов традиционной вышивки. Узор набирается стежками в технике «вперед иголку» из конца в конец узора. Стежки должны плотно прилегать друг к другу рядами. Вышивка может быть как продольной, так и поперечной.

Такое сочетание росписи и набора делало вышивку уникальной. Она имела мельчайшую разработку — рисунок прокладывался красной нитью по холсту через одну нить ткани. В работе дополнительно могли быть использованы шелк, блестки, золотные нити. По своим исключительным художественным качествам такое сочетание техник не находит себе равных среди других северных вышивок.

Вышивка набором под браное ткачество существовала и самостоятельно. Она является древнейшим видом северной вышивки. Возможно, именно она предшествовала ткачеству на стане. Техника её заключается в прокладывании нити от кромки до кромки горизонтальными рядами по счету нитей ткани. Стежок кладется то сверху, то снизу ткани; и на изнанке получается негативное по отношению к лицевой стороне изображение. Все орнаменты брани имели геометрический характер. Техника была очень распространенной во всех уголках Архангельской области. Ей украшали концы полотенец, ворот, края рукавов и подолы женских рубах. К началу XX века на Летнем берегу Белого моря этот шов сохранился под названием шов по-плотнóму.

На Мезени искусство вышивки было развито незначительно. В основном, была распространена строчевая вышивка (местное название вязблено дело). Это белая ажурная вышивка, иногда с применением цветных нитей (чаще красного цвета) с геометрическим орнаментом (особенно часто — ромб и свастика). Эта вышивка основана на заполнении узором сетки, которая получена путем выдергивания поперечных и долевых нитей из ткани. Строчевая вышивка бывает крупной и мелкой, цветной и белой. Такой вышивкой украшали подолы обрядовых женских рубах, которые на Мезени назывались исцельницами или целоножницами. В Поморье строчевую вышивку называли вязьбление или шов по выдергу.

Одним из самых древних типов северной вышивки является белая строчка. Выполнялась такая вышивка по дерганой и обвитой сетке. Вышивальщицы применяли разнообразные приемы заполнения ячеек сетки. Более плотный узор выполняется настилом, когда ячейки застилают нитками, проложенными в одном направлении. Воздушным узор делают различные штопки (одинарная, двойная), когда ячейки сетки пересекают ниткой вдоль и поперек.  Прозрачным получается узор, сделанный воздушной петлей, образующей в ячейке четыре маленькие петельки. Иногда во всей работе используется только один прием — например, настил, который образует белые силуэты, четко выделяющиеся на фоне прозрачной сетки. Но часто в одной работе используется комбинация приемов белой строчки. В этом случае отдельные фигуры или части фигур вышиты плотным узором, другие более редким, местами оставлены просветы. Благодаря такой многообразной разработке узора вышивка приобретает красивую кружевную фактуру. Как правило, силуэты барсов, оленей, птиц, выполнялись плотным настилом и выделялись на воздушном, сквозном фоне.

Со второй половины XIX века на Каргополье, а точнее — в Ошевенской волости широкое распространение получает вышивка тамбуром. В этой местности её поэтично называли мышиная тропка.  Существует несколько разновидностей тамбурного шва: цепочка, елочка, петля вприкреп, сложный тамбур и т. д. Шов цепочка является самым простым и наиболее распространенным видом тамбурного шва. С лицевой стороны он напоминает цепочку из мелких петель, а с изнаночной — он похож на строчку. Тамбурный шов выполняют справа налево. Каждая следующая вышитая петля выходит из предыдущей. В конце шва выполняют стежок-закрепку, чтобы шов не распустился. Длина стежков может быть разной и зависит от толщины ниток, характера рисунка.

В Архангельской области тамбурным швом вышивали белыми нитками по кумачу на полотенцах, рубахах, подзорах, сарафанах. Часто внутри контура вышитых узоров можно увидеть цветное заполнение шерстяными и хлопковыми нитями. Особо любимым было изображение сказочной птицы — павы — издавна считавшейся у русского народа символом счастья и любви. Птица-пава всегда вышивалась в профиль с поднятым крылом и огромным хвостом. На крае полотенца помещалась одна такая птица, а на подоле праздничной рубахи или сарафана-кумачника целая вереница. Птицы выстраивались друг за другом. Туловище птицы вышивалось белыми нитками, а более мелкая разработка делалась яркими цветными нитями. Вышивание на кумаче было характерной особенностью ошевенских мастериц. Тамбурная вышивка по свободному контуру полюбилась рукодельницам за простоту исполнения и быстрый результат. Вышивали по ткани, туго затянутой в пяльцы крючком или по-местному тамбурной иглой. Такая вышивка не имела с изнанки узелков и была более быстрой по исполнению, по сравнению с вышивкой иглой. В других уездах Архангельской области можно увидеть тамбурную вышивку красными или цветными нитями по белому холсту.

Мастерицы Летнего и Онежского берегов Белого моря любили украшать рукава и кокетку праздничной женской рубахи стебельчатым швом, местное название шов веревочка. Этим швом вышивались несложные растительные узоры. Стебельчатый шов считается самым древним видом вышивки и одновременно самым простым для выполнения.

Из всех известных видов вышивки — вышивка крестом получила распространение в северной деревне едва ли не позже всех. Вышивалась она по счету нитей и по накладной канве, которую удаляли после выполнения узора. При украшении станов женских рубах вышивка крестом заменила технику двустороннего шва, сохранив при этом традиционные орнаменты (стилизованные фигуры людей, птиц, животных) и материал — хлопчатобумажные нити разных цветов. Чаще всего использовали нити красного и черного цветов, добавляя к ним другие яркие цвета. Рубахи — мужские и женские — украшались вышивкой крестом по вороту, манжетам или низу рукавов, кокетке. Узоры брали не только со старых вышивок, но также из газет и журналов, из новомодных печатных альбомов с образцами вышивок. Вышивка крестом развивалась под влиянием городской культуры. В конце XIX века предприимчивый француз Генрих Брокар начал выпускать «Народное мыло» по цене 1 копейка за кусок, где на обратной стороне обёртки стал печатать схемы вышивки крестом. Такие же вкладыши в мыло делали фирмы Самуила Чепелевецкого «С.И. Чепелевецкий и сыновья» и «А. Ралле и К». Схемы вышивок прилагались к журналу «Родина» и журналу «Нива», выходили альбомы со схемами, самым известным и доступным из которых был «Великорусские и малороссийские узоры для вышивания», первое издание которого увидело свет в 1877 г.

В вышивке Архангельской области наиболее популярны швы, выполняющиеся по счету нитей ткани. Чаще всего применяется шов роспись, счётная гладь, косая стёжка, набор и тамбурный шов. Из-за использования счётных швов архангельской вышивке свойственна строгая симметрия мотивов в узоре, его вертикальное, горизонтальное и диагональное расположение. Типичные являются геометрические и растительные мотивы, фигуры птиц, зверей и всадников.

Идеологическая гладь – Коммерсантъ Санкт-Петербург


В особняке Кшесинской в Музее политической истории, рядом с зимним садом, открылась небольшая выставка «Гладь истории». Экспонируется вышивка советского времени. Большинство экспонатов — подарки различным руководящим учреждениям.

Шить крестиком, тамбурным швом, на пяльцах, золотом, бисером — испокон веков любимый досуг благонравных русских девушек от царевен до крепостных крестьянок. «Она была курсисткой и шила гладью, потом пошла в артистки и стала … дивой» — глумливо пели шансонетки 1910-х годов. «Шила гладью» — значит барышня беспорочная, готовится к замужеству. Вышивкой украшали солдатские кисеты, полковые знамена, придворные мундиры, салфетки и кокошники. Рукоделия дарили на именины, юбилеи, к свадьбе. Советская власть использовала вышивку двояко: как вид культурного досуга (курсы кройки и шитья) и в целях пропаганды. Коммунисты, борясь с религией, широко использовали церковные технологии: демонстрации восходят к крестным ходам, портреты вождей — к иконам, советские вышивки — идеологические хоругви.
       Центральный экспонат выставки в Музее политической истории — никогда не экспонировавшееся огромное панно «СССР — великая железнодорожная держава», созданного женами служащих станции Шепетовка в подарок Иосифу Сталину. Примерно 60 квадратных метров вышитого гладью полотна содержат карту Советского Союза с тщательнейшим образом воспроизведенной железнодорожной сетью. Сбоку, там где на карте должен был бы находиться Тихий океан, изображены сам генеральный секретарь и нарком путей сообщения Лазарь Каганович. Панно шепетовские женщины притачали к XYIII съезду ВКП(б) в 1939 году. При недавней инвентаризации музейные сотрудники впервые увидели этот шедевр наивного соцреализма и, присовокупив к нему еще пару десятков единиц хранения из фондов, сформировали экспозицию. Беспартийные служащие и рабочие станции Петроград—Пассажирская вышили знамя Петроградскому комитету РКП, женщины блокадного Ленинграда — 11-й партизанской бригаде (надпись «Кровь за кровь, смерть за смерть»), посетительницы кружка в Доме культуры им. Володарского — Ленсовету («Поднимем роль Советов как проводника генеральной линии партии»). Вышитые вымпелы вручались «за ударную работу по размещению займа 2-й пятилетки», победителям социалистического соревнования, дивизиям, отличившимся на маневрах, ворошиловским стрелкам, стахановцам. Дело это было поставлено на поток, так что красные полотнища, расшитые золотом, заполнили учрежденческие кладовки, музейные фонды и антикварные барахолки.
       Но вышивка, наряду с выпиливанием лобзиком и вязанием, оставалась и отдохновением от повседневной рутины, мирным, традиционным занятием. В Музее политической истории (а прежде он, как известно, был Музеем Октябрьской революции), в силу истории комплектования его коллекции, таких домодельных работ немного: разве что наволочки, расшитые цветами и птицами знаменитой исполнительницей народных песен Тамарой Ханум. Зато в экспозиции есть работа потаенная, которую на стенку вешать было небезопасно. Политрук с Балтфлота Константин Киприянов попал в ГУЛАГ в 1937-м. На зоне он с помощью рыбной кости и ниток, вытянутых из тальника, на полотенце вышил целую композицию, напоминающую морской гюйс. На одной его половине — счастливое прошлое краснофлотца: корабли, матросы, орден Красной Звезды, на другой — трагическое настоящее: орел, томящийся на цепи в темнице.
       Сор советского времени — значки, календари, агитационные плакаты и картины со стен погранзастав и правлений колхозов окончательно потеряли идеологическую значимость. Они становятся материальными знаками погибшей цивилизации, чем-то вроде керамики из скифского кургана.
       ЛЕВ ЛУРЬЕ
       

Казанцы увидят произведения татарского искусства сразу на двух музейных выставках — Новости

(Город Казань KZN.RU, 17 ноября). Казанцев, которых интересует культура родного Татарстана, познакомят сразу с несколькими видами традиционного национального искусства. В Национальной художественной галерее «Хазинэ» открывается выставка «Татарская книга в Париже», посетители которой узнают больше об изобразительном искусстве Татарстана ХХ века. Также в музее открывается персональная выставка художницы Луизы Фасхутдиновой, которая работает в технике традиционного татарского золотного шитья и практически во всех видах ручной вышивки: тамбурная вышивка, гладь, ковровый шов, ушковая техника, а в сочетании с золотным шитьем мастер использует вышивку бисером и стеклярусом.

Выставка «Татарская книга в Париже» представит экспонаты 20-30-х годов прошлого века, в которых тесно переплелись многовековые традиции арабской графики и авангардистские устремления молодого поколения национальных художников-графиков: Фаика Тагирова, Гусмана Арсланова, Шакира Мухамеджанова, Гусмана Мусина, Дмитрия Красильникова, Гаты Юсупова и других. Выставка в галерее «Хазинэ» дает посетителям уникальную возможность окунуться в атмосферу двух парижских выставок 1925 и 1931 годов и оценить уровень развития татарского книжного искусства той эпохи.

В свою очередь, персональная выставка художницы Луизы Фасхутдиновой под названием «Сады изобилия» представит посетителям лучшие произведения автора, которые выставлялись на многочисленных российских и международных выставках в Турции, Пакистане, Ираке, ОАЭ, Германии, Венгрии, Франции и других странах. На выставке «Сады изобилия» представлены молитвенные коврики – намазлыки, казанские полотенца, шамаили, накидки для Корана, коранницы, национальные костюмы. Многие работы, как в цветовом решении, так и композиционно, отражают тему «райского сада».

Открытие выставки «Татарская книга в Париже» пройдет 19 ноября в 9.30, в этот же день в 15.00 откроется персональная выставка Луизы Фасхутдиновой, сообщает пресс-служба Национальной художественной галереи «Хазинэ».

(З)

 

Тамбурная вышивка :: Фольклориада 2020

Тамбурная вышивка (ҡайыу, ҡайып сигеү, элмә, йүрмәп сигеү, ҡабартмалы сигеү, баҫыу) в искусстве башкир – глубоко традиционный способ декорирования тканей. Это один из самых распространенных видов художественной вышивки. Тамбурные швы входят в 1-ю группу швов и известны своими древними традициями. Башкирскому тамбуру присущи цветочно-растительный орнамент, с набором традиционных элементов, в которых угадываются очертания цветов, плодов, кистей, соединенных в гирлянды. Основным материалом для вышивки до середины XIX века служила домотканина, со второй половины XIX века – хлопчатобумажные и шелковые ткани. Вышивали иглой или крючком, с пяльцами или без них.

Северо-восточный регион республики всегда вызывал интерес исследователей как место, где совместно сосуществуют культуры тюркских, финно-угорских и славянских народов, местом, где эти культуры веками формировались, взаимообогащались.

Искусство тамбурной вышивки сохранилось у северо-восточных башкир, проживающих на территории Белокатайского, Кигинского, Мечетлинского, Салаватского районов Республики Башкортостан, Бардымского района Пермского края, Нязепетровского района Челябинской области, Красноуфимского и Нижнесергинского районов Свердловской области.

В процессе исторического развития складывались определенные техники вышивания, различные приемы исполнения, развивался характер вышитого узора, колористические решения. Так, тамбурная вышивка жителей разных сел Белокатайского района отличалась по технике исполнения. Вышивка беляновских башкирок отличается шелковой гладью, мелкими рисунками, красочными и насыщенными цветами. Кроме того, выделяются техники и работы отдельных мастериц села Белянка.

Башкирский термин «элмә» близок к самой технике выполнения шва – нанизывание одной петли на другую. В словаре С.И. Ожегова дается такое определение техники: «…вышивание или вязанье, при котором петля заходит в петлю». Другое название шва – «цепочка».

Тамбурная вышивка всегда выделялась многоцветием и красочностью узоров. Декоративный эффект усиливал контрастный к фону контур. На красном, черном, синем или белом фоне с помощью ярких контрастных нитей создаются линейные или розеточные узоры. Наряду с цветочно-растительными мотивами – цветком, листьями, перцем, яблоками – нашли отражение и предметы, связанные с окружающей действительностью: капли, гнездо, крючок, ожерелье, кисти, волнистая линия, узор, рога.

Тамбур на башкирских изделиях имеет особенности и отличается большим разнообразием. Например, широкий тамбурный шов в отличие от классической тамбурной цепочки имеет петлю в виде скобы. Прерванный тамбурный шов имеет петлю в виде половины сердечка. Открытый тамбурный шов состоит из петель, представляющих собой несомкнутую окружность. Так же различают высокий и низкий тамбур.

В XIX столетии башкирские мастерицы широко разрабатывали свои приемы вышивки. Вышивали широкий круг изделий, используемых как в повседневной жизни для декоративного оформления домашнего интерьера, так и во время проведения семейных и религиозных обрядов и народных праздников. Узорным шитьем орнаментировали подзоры, занавески, настенные коврики, скатерти, наволочки, салфетки, кисеты, карманные платочки, полотенца, молитвенные коврики. Особое внимание уделялось украшению предметов костюма, красочно вышивали платья, рубахи, платки, нагрудные повязки, передники, тюбетейки, женские колпачки и т.д. Полотенца у башкир относятся к группе сакральных предметов, повсеместно используемых ими в самых разных обрядах (например, полотенца применяли как в родильных, свадебных, так и в погребальных и поминальных обрядах).

Исследователи Г.Л. Чепелевицкая и Н.В. Бикбулатов, изучавшие вышивку у башкир, отмечали, что наиболее старинные изделия выполнялись со сплошным заполнением отдельных мотивов узора. В этом случае «…тамбурная цепочка вьется по контуру узора, потом загибается во внутрь, ложась рядом с первой, пока вся фигура не заполнится вышивкой». Т.е, они считают, что сплошь зашитый тамбур является более древним, чем контурный.

Универсальную функцию заполнения пространства в тамбурном шитье у башкир выполняет еще одна его разновидность – косая сетка (ҡуш элмә). Ее происхождение связано с широким тамбуром. В этнографических и языковедческих работах эту технику еще называют «двойной тамбур», «козлик в окантовке». Косая сетка представляет собой усложненную разновидность растянутого в ширину тамбура.

Об умении башкир искусству тамбурного шва есть упоминания исследователей и путешественников XVIII и XIX вв. (В.М. Черемшанский, П.И Небольсин). В XX в. эти сведения пополнились наблюдениями и заметками этнографов С.И.Руденко и Н.В.Бикбулатова, а также членов этнографических экспедиций, организованных Институтом истории, языка и литературы УНЦ РАН.

Недолговечность, быстрая изнашиваемость изделий из ткани, в том числе и вышитых, стала причиной того, что в музеях сохранились только такие изделия, которые были изготовлены не раньше XIX века. Сохранившиеся музейные экспонаты свидетельствуют о том, что в XIX веке и в I половине XX века у северо-восточной группы башкир были распространены как свободные (тамбурные, гладевые, стебельчатые), так и счетные (крестовые, набор, мережка) виды шитья.

В эволюции башкирского тамбурного шитья выделяется несколько этапов.

1-й этап. До XIX в. тамбурная вышивка выполнялась обычной иглой без пялец. К ранним формам относятся растительные узоры, выполненные одновременно тамбуром и косой сеткой. Технический прием исполнения тамбурной вышивки – со сплошным заполнением отдельных элементов орнамента – встречается и у других групп башкирского народа, а также у среднеазиатских народов. Это обстоятельство и позволило исследователям предположить, что наиболее старинные изделия выполнялись со сплошным заполнением отдельных мотивов.

2-й этап начинается со второй половины XIX в., когда при шитье узоров стали применять специальный крючок (дамбур энәһе) и пяльцы (кирге) для натягивания ткани. Много гостинцев для своих жен и любимых привезли башкирские воины, которым удалось вернуться из войны против Наполеона живыми и невредимыми. В мешках, привязанных к седлу, вместе с красными французскими платками были и круглые кольца трофейных барабанов из поля боя, так называемые «тамбуры». Вскоре рукодельницы превратили кольца тамбура в удобные пяльцы для вышивания. С тех пор начали говорить: «вышить тамбуром», то есть вышивать на барабане…  А крючки называют «дәмбернә», то есть «тамбурная игла».

Итак, «Тамбур» в переводе с французского означает «барабан». Его появление в башкирской среде связывают c округленной формой петли при вышивании – формой барабана. Тамбурное шитье знали башкиры издавна, ёще далеко до войны с французами. Башкиры называют этот вид вышивки «элмә», знают и разновидности его «буш элмә», «тулы элмә», «кушэлмә – парная петля». И значение слова «элмә» происходит от «элеу» — «накинуть». Тамбурная вышивка – «элмә кайыу» — старинное занятие башкирских женщин. Вышивание наряду с нагрудниками из монет и калпаками и платками было основным украшением их одежды.

Особенностью мужского костюма на северо-востоке были рубахи вышитые тамбурным швом с воротником-стойкой и планкой, прикрывающей нагрудный разрез. Нарядным предметом мужского костюма были свадебные штаны, украшенные многочисленными разноцветными вытканными розетками. С.И.Руденко обратил на них внимание и описал отдельно: «У северных (айлинских и кудейских) башкир мне пришлось встретить еще один тип мужских штанов – свадебный подарок молодой своему мужу. Штаны эти шились из цветной (чаще красной) домотканой бумажной материи с узором, вытканным разноцветным гарусом или шерстью».[i]

На фотографиях 20-х годов ХХ века остались нагрудники из серебряных монет или медных бляшек, чеканные местными мастерами или купленные у коробейников серьги, браслеты, кольца… В тридцатые годы в период коллективизации из башкирских сел были изъяты все украшения из монет и драгоценных камней и сданы для покупки тракторов. В годы Великой Отечественной войны прошла вторая волна сбора народного добра, фамильных украшений, переданных из поколения в поколение, от матери – дочери, от бабушки – внучке. Началось возрождение тамбурного шитья после Великой Отечественной войны, в 50-е годы. На сером фоне советских однообразных одеяний старинная национальная одежда засияла новыми красками, наполнилась новым смыслом. И ученые старались объяснять причины и следствия этого этнографического взрыва. Назвали его ответом на аскетизм и серость, преобладающим в одежде в послевоенные годы. Белянковские башкирки вновь взяли крючки, крашеные нити, сели за пяльцы и стали вышивать на однотонных сатиновых тканях удивительно разнообразные, причудливые узоры. Вскоре у каждой девушки и женщины появился комплект вышитой одежды: и на приданое, и на сабантуй, и на работу в колхозе…

Широкое распространение тамбурной вышивки в башкирских деревнях на севере-востоке Башкортостана не могли оставить равнодушным никого. По словам Светланы Николаевны Шитовой, руководителя этнографических экспедиций ИИЯЛ БАССР в 1968 г.: «В деревнях  на северо-востоке Башкирии, особенно  в селах Белянка,  Арсланово, Шакурово у каждой женщины были по несколько комплектов вышитых платьев и фартуков. У некоторых было по 15-17 пар. Мы были поражены многообразием узоров, которые ни в одной из платьев не повторялись…» Ученые проводили подворное обследование – из дома в дом ходили члены этнографической экспедиции Башкирского ИИЯЛ.

На страницах этнографических изданий, на старых пожелтевших фотографиях начала ХХ века — женщины с верховьев Уфимки, в платьях и фартуках, вышитых тамбуром. Фотографии включены в каталоги и книги по этнографии, а сами вышивки хранятся в музеях этнографии Уфы, Москвы и Санкт-Петербурга.

 Вышивки этого периода отличаются ровностью стежков, изяществом их исполнения. Узоры становятся крупнее, а орнамент в связи с применением анилиновых красителей ярче, насыщеннее. Наблюдается усложнение цветовой гаммы за счет использования теневой расцветки (һибелгән тегеү). Сильно стилизованные мотивы на вышивках постепенно сменяются вполне реалистической трактовкой растительных и зооморфных мотивов.

3-й этап в тамбурной технике шитья продолжился с конца XX в. и связан с современным использованием  тамбурной вышивки. Изделия, украшенные  тамбурным шитьем, довольно часто встречаются среди населения. Молодые девушки и женщины носят платья с тамбурной вышивкой, вышивают на чехлах телефонов, сумочках. Элементы тамбурной вышивки широко используются в производстве сувенирной продукции: молитвенные коврики, скатерти, покрывала, настенные панно и т.д.

В настоящее время происходит интенсивное возрождение традиционных ремесел и видов декоративно-прикладного искусства – как в профессиональной сфере, так и непосредственно в повседневной бытовой практике. В республике, и в районе проводятся обучающие семинары, в том числе и выездные, мастер-классы, выставки, публикации в средствах массовой информации, передачи на телевидении оказали благотворное влияние на распространение и развитие искусства тамбурной вышивки в Башкортостане. Администрация муниципального района Белокатайский район ведет планомерную работу по сохранению и популяризации этого вида искусства. В Доме культуры создан и активно действует народный клуб декоративно-прикладного искусства «Тамбур», а мастерицы клуба — постоянные участники республиканских и всероссийских выставок народных промыслов и декоративно-прикладного искусства. Клуб «Тамбур» продемонстрировал образцы национального костюма башкир северо-восточных районов Башкортостана в городах Уфа, Челябинск, Москва, Санкт-Петербург, Йошкар-ола. Вышитые тамбуром платки, платья и фартуки белянцев не раз были победителями и удостоены дипломов лауреата: Первый республиканский фестиваль башкирского сценического костюма «Селтяр» (2009, 2012гг, г.Уфа), Республиканский фольклорный праздник «Салауат йыйыны» (2004, 2007, 2010гг.), Республиканский праздник башкирского фольклора «Ашкадар тандары» (2006, 2008гг.). В 2014 году клуб «Тамбур» был удостоен звания «Заслуженный коллектив народного творчества Республики Башкортостан».

________

[i] Башкиры/отв.ред. Р.Г. Кузеев, Е.С. Данилко; Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН; Ин-т этнологических исследований им. Р.Г. Кузеева УНЦ РАН; Ин-т истории, языка и литературы УНЦ РАН. – М.: Наука, 2016. – 280 с.

Гербарий из лент > Рубрика в Самаре

Рукодельница составила коллекцию более двухсот растений Самарской области

 

НАСЛЕДНИЦА ИВЕРСКИХ МОНАХИНЬ

 

В Самаре живет уникальная женщина — Людмила Тыринова, наследница искусства монахинь Иверского женского монастыря, которые слыли лучшими вышивальщицами Поволжья. Непревзойденным образцом их работы служит знаменитое Самарское знамя, развевавшееся над Шипкой, изготовленное под руководством жены Петра Алабина, который после разгрома турок стал первым губернатором Софии.

 

С четырех лет Людмила владеет иглой и не переставая творит шедевры рукоделия. Первой строгой учительницей для Людмилы была ее бабушка.

 

— Узел на вышивке — это непрощенный грех, а спрятанный узел — это непокаянный грех, путаница на изнанке работы — это нечистый напутал, — наставляла она внучку.

 

В «Домострое» написано, что за вышивку надо садиться с чистыми руками, с чистым сердцем и в чистой горнице. И Людмила Тыринова всегда выполняет этот завет. Может, поэтому так много ей удается: она владеет всеми видами ручной вышивки. Но самым главным искусством для нее остается исконно русская вышивка.

 

О ЧЕМ ГОВОРЯТ УЗОРЫ

 

Каждый элемент древнерусского рукоделия несет свой особый смысл, свою энергетику, связан со славянским представлении о мире, с древнерусской мифологией. Весь славянский календарь был связан с круговоротом в природе. Оставшийся нам от язычества праздник Ивана Купалы свидетельствует о том, насколько тесно переплетались у славян природа и жизнь человека. Как верно передано обожествление цветущей природы и сама суть праздника на полотне художницы!

 

— При выполнении работы «Иван Купала» я применила различные приемы русского шва и сотни оттенков шелка, — рассказывает она.

 

Людмила Тыринова сожалеет, что мы забыли свои корни и повально увлечены восточными верованиями и календарями. Мы даже не знаем названий растений, которые нас окружают.

 

Вот почему она взяла на себя труд через свое искусство просветить нас, сегодняшних, чтоб вспомнили мы свои корни и питались их силой. Во Дворце ветеранов в музее рукоделия открылась ее замечательная выставка «Путешествие в мир растений, вышивки и славянской мифологии». Ее работоспособности можно только удивляться. Она вышила лентами более 200 растений Самарской луки. Все они выполнены в соответствии с иллюстрированным руководством для ботанических практик и экскурсий в Средней России. На ее работах расцветает чертополох, радуется солнцу хрупкий одуванчик, красуются лекарственные растения — адонис и девясил.

 

Своеобразная техника выполнения «портретов» растений атласными лентами позволяет полностью раскрыть их красоту.

 

По древним поверьям славян, всюду жили духи. И Людмила напомнила нам о позабытых повседневных спутниках наших предков: о добрых помощниках — Домовом, Дворовике, Полевике, Луговичке и о злобных — Заломе, Боли-Бошке и Кикиморе.

 

В «запасниках» у Людмилы более тысячи работ. Есть серия, посвященная памятникам Самары, есть волжские пейзажи, серия самых чтимых в России икон.

 

КАК ПЕРЕДАТЬ НАКОПЛЕННОЕ

 

Мастерица очень переживает, что молодое поколение в большинстве своем ничего не знает о рукоделии.

 

— Кто знает сегодня, что такое гобеленовый и фестонный шов, «елочка», тамбурная гладь, шов орловские бранки, лицевое шитье? — спрашивает Тыринова. — Даже из школьных программ сегодня изгнан предмет домоводство. Ни в одном центре творчества сегодня не обучают ручной вышивке. А я разработала методики преподавания ручной вышивки, обучаю не швам, а технологии вышивания рисунка. Все швы сгруппированы по технологическому принципу.

 

Она преподает в духовной семинарии и в детском образовательном епархиальном центре «Встреча», где дети и взрослые обучаются рукоделию бесплатно.

Все секреты глади с настилом: мастер-класс

О том, что такое гладь с настилом, пишут буквально во всех учебниках по вышивке и на всех вышивальных сайтах, и в этом виде вышивки как будто бы нет ничего сложного! Но тем не менее далеко не все знают, что гладь с настилом бывает нескольких видов, каждый из которых можно и нужно включить в арсенал своих излюбленных техник и стежков.

Итак, что же такое гладь с настилом – это обычные прямые двухсторонние гладьевые стежки, проложенные по предварительно вышитому или выложенному «настилу». Остановимся сначала на вышитом настиле. Он может быть очень разным: традиционным считается настил, выполненный короткими прямыми заполняющими стежками.

Сначала контур фигуры обшивается швом – тамбурным, в раскол или стежком «назад иголку».

Затем плоскость фигуры заполняется прямыми стежками. В данном случае серединка не заполнялась, чтобы потом в центре листочка получилась красивая впадинка-прожилка, но вы также можете заполнить всю фигуру целиком.

На последнем этапе выполняется финальный «слой» стежков – и контурный шов и настил прячутся под плотными верхними стежками. Причем стежки эти должны лежать ровно, как бревнышки, один к другому.

Триш Бурр в одной из своих статей обращает на это особенное внимание. Слева пример правильно уложенных стежков, а справа – стежков, немного наплывающих друг на друга, такие не дадут в итоге красивого результата.
Фото: Trish Burr

Ниже хороший пример использования Триш Бурр глади с настилом: картина становится более выпуклой и рельефной, добавляя изображению особой глубины.

Фото: Trish Burr

Но вы также можете вышить и более сложный настил для того, чтобы ваша фигура была еще более выпуклой, например, вот так:

В этом варианте «подушка» выполнена тамбурными стежками в четыре слоя, каждый из которых перпендикулярен предыдущему. Верхнее покрытие выполняется в данном случае не прямыми стежками, а короткими и длинными стежками.

Фото: needle&thread

Если ваша верхнее покрытие будет выполняться короткими и длинными стежками, нужно иметь ввиду важный момент – ваш финальный слой настила должен быть так же перпендикулярен верхнему покрытию, поэтому следует заранее продумать, с какого направления стежков вы начнете.

Кроме вышитых, бывают и другие настилы – например, гладь по шнуру или веревке.

В этом случае используется толстый шнурок, который предварительно фиксируется на ткани, а затем обшивается такими же ровно уложенными прямыми стежками, как и в обычном виде глади с настилом.

Также существует гладь из войлочного настила – на фигуре выкладывается «подушка» из войлока, который затем также обшивается прямыми стежками.

Фото: Di van Niekerk

На этом премудрости глади с настилом заканчиваются! Единственное, что хотелось бы добавить, возможности этой техники очень уместны в самых разнообразных стилях, от якобинской вышивки до высокореалистичной вышивки гладью. Поэтому пробуйте, экспериментируйте и обязательно делитесь результатами в группе Красной нити!

 

11026

Тюльпаны в профиль обычно изображались трех- и шестилепестковыми, в развернутом виде — пяти- и восьмилепестковыми. В ряде случаев остроконечные лепестки тюльпанов делались закругленными. Формы тюльпанов встречаются самые разнообразные: вытянутые по вертикали или по горизонтали. Нередко цветы изображались в вихревой композиции. Во всех видах творчества народа мотив тюльпана играет довольно активную роль, выступая в виде главного или соподчиненного. Наиболее популярным видом техники у татар была тамбурная вышивка. В тамбуре применялись в основном шелковые крученые нити, однако использовались и металлические, реже шерстяные (гарус). Последние служили лишь для заполнения поверхности цветочных мотивов. Вышивка в этой технике выполнялась в большинстве случаев иглой, однако можно было встретить и крючок, который, видимо, появился вместе с пяльцами для натягивания ткани. Ручной тамбурный шов представляет собой ряд одинаковых по величине стежков, похожих на звенья цепи. Отсюда его другое название — шов цепочкой. По характеру стежков различают тамбур низкий (элмэ), шитый крупными стежками, и тамбур высокий, шитый мелкими стежками, создающими впечатление рельефно нашитого шнурка (куперткэн элмэ). В последнем случае обычно употреблялись толстые нити из кручёного шёлка. В творчестве татарских женщин изделия из различных мягких тканей — полотна, шелка, ситца, сатина (передники, покрывала для посуды и постельных принадлежностей, наволочки, намазлыки, подзоры, скатерти, салфетки, полотенца и др.), вышитые в технике тамбура, имеют орнаментацию из одних и тех же мотивов растительного происхождения. Геометрический орнамент здесь почти не встречается. Тамбурная орнаментика выделяется наибольшим количеством используемых в узорах цветочно-растительных мотивов и более реалистичной, чем в других видах искусства, их трактовкой. Вышивка тамбуром является наиболее характерным видом народного творчества, где особенно богато выступает полихромия. В расцветке узоров обычно фигурируют все цветовые гаммы спектра. Большинство узоров вышивалось на цветном фоне, за исключением полотенец, которые, как правило, имели белую основу. Цветной фон является обязательным в полихромной вышивке и имеет большое значение в колоритных соотношениях различных цветовых гамм. Он усиливает одну гамму цветов, смягчает другую и в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону орнаментальная композиция становилась более четкой, ритмичной и мягкой в цветовых переходах. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода, рассчитанная на определенный декоративный эффект: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. Более того, отдельные лепестки цветов, их прожилки, отдельные элементы листьев расшивались в нескольких тонах. В татарском народном творчестве полихромность с ее основной гаммой цветов — белой, жёлтой, зелёной, голубой, синей и фиолетовой (в расцветке деталей) имеет глубокие традиции, уходящие в декоративно-прикладное искусство волжских булгар. Золотошвейная гладь состоит из ряда плоских стежков различной величины. Вышивали на различных материалах — полотне, шелке, бархате, парче, вельвете. Золотошвейная вышивка применялась в основном при расшивке мужских и женских головных уборов, женской обуви. Для создания рельефа вышитых золотом цветочных мотивов под нити подкладывалась бумага или ткань.

Преддверие уха: анатомия, функции и лечение

Преддверие уха лучше всего описать как область внутреннего уха между барабанной полостью и задней частью улитки, которая содержит отолитовые органы. Сбоку от вестибюля расположено овальное окно и подножка стремени.

Преддверие уха и отолитовые органы, называемые матрицей и мешочком, являются частью вестибулярной системы, которая контролирует наше равновесие и равновесие. Заболевания, поражающие эту область среднего уха, обычно приводят к головокружению.

Verywell / Лаура Портер

Анатомия

Преддверие уха охватывает часть внутреннего уха размером примерно 4 миллиметра (мм). Это костная полость в височной кости, которая содержит органы и нервы, связанные с вестибулярной системой. Он находится кзади от улитки и кпереди от полукружных каналов.

Отолитовые органы

Моча и мешочек — два отолитовых органа, составляющих преддверие.И в матке, и в мешочке есть сенсорный эпителий (тип ткани) и макула, которая является рецептором.

Моча расположена в задней части преддверия уха. Макула в матке ориентирована в горизонтальном положении, что важно, поскольку движение отвечает в горизонтальной плоскости.

Мешочек — меньший из двух отолитовых органов. Он расположен кпереди от матки. По составу он похож на матку, но макула в мешочке ориентирована вертикально.Такая ориентация делает мешочек чувствительным к движению головы в сагиттальной (продольной) плоскости.

Макула

Макула содержит пучки сенсорных волосковых клеток, которые содержат два типа волосоподобных структур:

  • Одиночная киноцилия, которая представляет собой настоящие реснички (волосовидную структуру), является самой длинной частью пучка волосковых клеток и остается вертикальной.
  • Множественные стереоцилии, которые на самом деле являются не ресничками, а актиновыми филаментами (белковые нитевидные волокна), более короткие и гибкие, позволяя группе стереоцилий либо изгибаться к соседней киноцилии, либо от нее.

Пучки волосковых клеток разделены на две половины, разделенные средней линией, известной как стриола. Стриола на самом деле является вышележащей отолитовой мембраной, которая также отделена от пучков волосковых клеток студенистым слоем.

В отолитовую мембрану встроены специализированные кристаллы, называемые отокониями. Отоконии состоят из карбоната кальция. В частности, отолиты функционируют двумя способами:

  • Ощутите ускорение от сдвигающего движения, когда отолитовая мембрана отстает от макулы.
  • Ощущение силы тяжести по смещению отолитовой мембраны по отношению к сенсорному эпителию.

Функция

Основное назначение вестибюля связано с вашим положением в мире. Каждая часть преддверия непрерывно посылает сигнал в ваш мозг, и изменение скорости или положения либо усиливает, либо ослабляет посланный сигнал. Это, в свою очередь, преобразуется в вашем мозгу в чувство равновесия.

The Utricle

Горизонтальная ориентация сумки важна для ее функционирования.Чтобы понять это, представьте себе простыню, которая разделяет тело на верхнюю (верхнюю) и нижнюю (нижнюю). Когда вы наклоняете голову стоя, ваша сумка с большей вероятностью будет управлять вашим чувством равновесия, чем мешочек.

Наклонное движение активирует пучки волосковых клеток в макуле ягодицы, что усиливает сигнал, поступающий в ствол мозга через самую верхнюю (верхнюю) часть вестибулярного нерва.

Чувствительные волосковые клетки, характерные только для мочеиспускательного канала, слегка наклонены к стриоле.Моча также сообщается с другими частями внутреннего уха. На одном конце матка сообщается с полукружными каналами, а на противоположном конце утрикулосаккулярный проток позволяет сообщаться с другим отолитовым органом, мешочком.

Мешочек

В отличие от мешочка, мешочек ориентирован вертикально. Вы можете представить себе эту плоскость, разделив тело на равные правую и левую половины.Такая ориентация делает мешочек более чувствительным к движениям головы, когда вы лежите и ваша голова находится в горизонтальном положении.

Также в отличие от матрикса, в мешочке киноцилии расположены дальше от стриолы, чем стереоцилии. Таким образом, изгибание в противоположном направлении (от стриолы) вызывает усиление сигнала, поступающего в ствол мозга. Мешочек сообщается с улиткой через ductus reuniens.

Макула матки и мешочка

По отношению к каждой стриоле (средней линии) пучки волосковых клеток расположены зеркально.Когда волосковые клетки изгибаются к киноцилии на одной стороне стриолы, они изгибаются от киноцилии на другой стороне.

Изгиб по направлению к киноцилии усиливает сигнал, посылаемый в ствол мозга (деполяризация), в то время как изгибание от киноцилии вызывает гиперполяризацию рецептора, что снижает активность сигнала. Увеличение или уменьшение мощности сигнала изменяет ваше восприятие баланса и ориентации.

Сопутствующие условия

Состояния, которые могут возникнуть в отношении преддверия уха, включают нарушения, которые могут повлиять на ваше чувство равновесия.Условия могут влиять на разные части вестибюля и могут включать:

Другие нарушения, не связанные напрямую с преддверием преддверия, но тесно связанные с функциональностью этих отолитовых органов, включают:

Тесты

Многие вещи могут изменить ваше чувство равновесия, и определение первопричины может включать несколько различных типов тестирования после тщательного изучения истории болезни.

РУС и ВНГ

Электронистагмография (ENG) и видеонистагмография (VNG) измеряют серию движений глаз для определения уровня нистагма.ЭНГ — наиболее распространенный тест для определения причин головокружения.

Во время тестирования ENG вам будут размещены электроды для определения движения глаз, тогда как во время VNG вы будете носить очки с инфракрасными датчиками для измерения движений глаз.

Ротационные испытания

Роторное тестирование с использованием той же стратегии, что и ENG или VNG, с использованием тех же электродов, однако вам будет предложено либо поворачивать / наклонять голову через определенные промежутки времени, либо сидеть в кресле, которое будет вращаться за вас.

Находясь в кресле, которое вращается, вас попросят надеть привязь, чтобы прикрепить голову к подголовнику кресла. Для этого теста вас поместят в темную комнату, и вы будете слышать инструкции через систему внутренней связи.

ВЭМП

Существует два типа тестирования вестибулярного вызванного миогенного потенциала (VEMP) для оценки любых поражений в преддверии уха:

  • oVEMP: Оценка вестибулярного вызванного оккулярного миогенного потенциала для поражений в матке
  • cVEMP: Цервикально-вестибулярный вызванный миогенный потенциал оценивается для поражений в мешочке

Во время любого из этих тестов вы будете носить наушники и вставлять электроды в соответствии с выполняемым тестом VEMP.Чтобы оценить дисфункцию мочеиспускательного канала, на ваше лицо будут помещены электроды, которые будут измерять движение мышц, связанное со звуками, которые слышны в наушниках.

В качестве альтернативы на шею будут помещены электроды для измерения движения мышц, связанных с любыми звуками, для оценки дисфункции, связанной с мешочком.

CDP

Компьютеризированная динамическая постурография (CDP) тестирует три разные системы для оценки любого нарушения равновесия. Для этого теста вы будете стоять на платформе и будете надежно закреплены ремнями безопасности.

Вы будете следовать указаниям, относящимся к визуальной цели, и поддерживать равновесие на подвижной пластине. Этот тест оценивает сенсорную информацию, поступающую от вашего зрения, вестибулярной системы и мышц.

Что такое тамбур для палаток?

В вестибюле Hilleberg Akto Side имеется много места для хранения снаряжения, но он не загораживает вход в палатку.

Вестибюли палатки подобны прихожим перед палаткой или по бокам. Они предоставляют дополнительное пространство, чтобы спрятать ваше снаряжение в тесной многоместной палатке или место, где можно сменить мокрое, грязное снаряжение, прежде чем вы попадете в чистый, сухой конец своей палатки.Они также очень полезны зимой, чтобы спрятаться от ветра и приготовить ужин, если вы осторожны, чтобы не отравиться угарным газом или не поджечь палатку.

Типы тентовых тамбур

Есть два типа тентовых тамбур: передние и боковые. В большинстве вестибюлей нет пола, и их удержание зависит от конструкции палатки.

Передние тамбур

Передние тамбур закрывают входную дверь палатки. Хотя они часто встроены в корпус палатки, в некоторых палатках есть надстройки, которые можно брать с собой в поездки, где ожидается плохая погода, например, зимой.Передние тамбур могут быть довольно большими, а это значит, что вы можете хранить много вещей в непогоду. Это желательно, если внутреннее пространство вашего укрытия невелико или у вас есть громоздкое снаряжение, которое требует дополнительной защиты от дождя, например велосипед. Они также действуют как крытая веранда во время дождя, поэтому вы можете аккуратно готовить под ними.

Снаряжение, хранящееся в переднем вестибюле, блокирует легкий вход и выход для обоих пассажиров в этой двухместной палатке HMG Echo II.

Но передние вестибюли могут быть неудобными, потому что снаряжение может блокировать легкий вход и выход для одно- или двухместных палаток, таких как Hyperlite Mountain Gear Echo II или Big Agnes Fly Creek HV UL 2.

Боковые вестибюли палатки

Боковые тамбуры обычно достаточно широки, чтобы вы могли легко выйти из палатки, храня свое снаряжение на одной половине, а другую используя как дверь. По этой причине многие одноместные палатки, такие как Hubba NX Solo 1 от MSR и The One от Gossamer Gear, имеют широкие боковые вестибюли.

Двусторонние вестибюли на Big Agnes Copper Spur HV UL2 достаточно широки для хранения снаряжения и использования его в качестве дверей.

Если у вас двухместная палатка, желательно иметь две двери, такие как Big Agnes Copper Spur HV UL 2 или REI Quarter Dome 2, каждая со своим тамбуром для хранения снаряжения.Двери в этих палатках обычно ориентированы так, чтобы было легко входить и выходить из боковых тамбур, даже если в них хранится снаряжение.

Нужна ли тамбурная палатка?


Палаточные вестибюли не являются строго обязательными, а некоторые палатки, такие как Black Diamond Firstlight и Mountain Hardwear Direkt2, не имеют встроенных (хотя вы можете купить дополнительные тамбурные для обеих палаток). С другой стороны. Вестибюли действительно могут улучшить укрытие палатки в непогоду.Но купите ли вы палатку с тамбуром или нет, на самом деле зависит от того, готовы ли вы нести лишний вес.

Палатка Black Diamond Firstlight не имеет вестибюля, хотя его можно приобрести отдельно.

Например, в Великобритании идет сильный дождь, и наличие тамбура для палатки считается нормой. То же самое и с альпинизмом, особенно с палатками базового лагеря, когда вы остаетесь на одном месте более нескольких дней. Однако для менее экстремальных трехсезонных кемпингов и пеших прогулок в Соединенных Штатах тамбур для палатки обычно не является обязательным.

Написано 2017 г.

Примечание редактора: Если вы думаете о покупке снаряжения, которое мы рассмотрели или рекомендовали на SectionHiker, вы можете помочь нам в этом процессе. Просто нажмите на любую из ссылок продавца выше, и если вы совершите покупку, мы можем (но не всегда) получить небольшой процент от транзакции. Стоимость продукта такая же, как и для вас, но это помогает нам продолжать тестировать и писать независимые и не спонсируемые обзоры снаряжения, часто задаваемые вопросы для новичков и бесплатные путеводители.Спасибо, и мы ценим вашу поддержку!

Самые популярные запросы

Преддверие уха — обзор

Преддверие носа

Рак преддверия носа — это рак кожи, который находится в важном с косметической точки зрения месте. Лучевая терапия обычно предпочтительнее при карциноме преддверия носа из-за лучшего косметического результата, но если местное иссечение медиальной опухоли носовой перегородки может быть выполнено с четкими краями и без косметической деформации, такое лечение может быть более подходящим. 25 Хирургия может дать высокий уровень контроля с превосходными косметическими результатами при отдельных небольших поверхностных поражениях. В зависимости от местоположения и размера первичного поражения лучевая терапия может выполняться с помощью внешнего лучевого облучения (ДЛТ), брахитерапии или их комбинации. Инвазия хряща сама по себе не является противопоказанием для лучевой терапии, поскольку при фракционированном облучении риск некроза невелик. 58 Редкие случаи крупных первичных поражений с обширным разрушением и деформацией тканей лучше всего лечить резекцией в сочетании с предоперационной или послеоперационной лучевой терапией.Опытные протезисты могут разработать индивидуальные протезы носа для больших дефектов. Более мелкие дефекты можно реконструировать с помощью ротационного или выдвижного лоскута.

Из-за разногласий относительно применимости системы стадирования AJCC некоторые авторы используют систему стадирования Ванга, а некоторые используют систему стадирования рака кожи AJCC, что делает результаты сравнения относительно редкой опухоли ненадежными. Кроме того, существуют местные опасения по поводу того, является ли преддверие носа хирургическим заболеванием или нет.Помимо красноречивых редакционных статей, 25 существует нехватка рандомизированных данных, а конечные точки, такие как косметические результаты, трудно определить количественно.

Университет Флориды, Гейнсвилл, сообщил, что 32 из 34 пациентов с болезнью 5 см или меньше, получавших радикальную лучевую терапию, находились под локальным контролем (Таблица 36-4). 59 Обычно дозы облучения были высокими (от 65 Гр до 75 Гр), но методы различались в зависимости от окончательной ДЛТ, комбинации брахитерапии и ДЛТ и только брахитерапии.Авторы приходят к выводу, что радикальное облучение дает как хороший местный контроль, так и косметический эффект для ранних опухолей, но опухоли, затрагивающие кости, которые превышают 4 см, следует лечить с помощью комбинации хирургического вмешательства и лучевой терапии. Важность как размера, так и инвазии в кости видна в Таблице 36-5.

Элективное узловое облучение (ЭНИ) рекомендовалось только для опухолей, поражающих кость размером более 4 см, но 5-летний контроль шеи и окончательный контроль шеи составили 87% и 97% соответственно, что свидетельствует об отличном последующем наблюдении, поскольку семь из девяти повреждений шеи были успешно восстановлены.Уровни контроля шейки N0 при постоянном контроле первичной опухоли показаны в Таблице 36-6.

Ретроспективный обзор DAHANCA 60 отметил, что 54 Гр в 18 фракциях более эффективны, чем 62–66 Гр в 31-33 фракциях для поражений Т1. Однако осложнения не обсуждались.

Общий местный контроль в 93% был обнаружен при анализе облучения 1676 карцином кожи носа и преддверия носа, проведенном Groupe Europen de Curietherapie во Франции. 20 Местный контроль зависел от размера опухоли (<2 см, 96%; от 2 см до 3,9 см, 88%; ≥ 4 см, 81%), локализации (внешняя поверхность, 94%; преддверие, 75%) и от того, была ли опухоль рецидивирующей или новой (88% против 95%). Местный контроль не зависел от гистологии для опухолей менее 4 см, но для опухолей размером более 4 см базальноклеточные карциномы контролировались чаще, чем плоскоклеточные карциномы. Осложнений было немного (некроз 2%). Частота местного контроля с хирургическим вмешательством составила ~ 90%.

В других исследованиях сделан вывод о том, что более запущенные поражения, такие как стадия Т2 или Т3 по Вангу, лучше поддаются лечению с помощью комбинированного лечения. 48,60

В таблице 36-7 приведены результаты шести серий пациентов, получавших лучевую терапию. 28,31,49,61,62 Пациенты получали брахитерапию, ДЛТ или их комбинацию. Из этих наборов данных можно сделать ряд выводов. Во-первых, брахитерапия или EBRT излечивает в среднем около 90% поражений преддверия носа размером менее 2 см. Хирургия дает аналогичные результаты. 60 Во-вторых, для опухолей размером от 2 до 4 см Университет Флориды 59 показал 94% -ный контроль для поражений размером менее 5 см.Другие показали от 70% до 80% местного контроля с использованием только радиации с хирургическим вмешательством, доведя окончательный местный контроль до 94%. 63 В-третьих, скрытое узловое распространение чрезвычайно редко при поражениях размером менее 2 см, но может достигать примерно 40% в более крупных первичных опухолях. И снова хирургическая помощь при неудачах шеи высока. В-четвертых, Университет Флориды 59 документально подтвердил относительно высокий уровень радиационного спасения при хирургических неудачах. Наконец, осложнения только от лучевой терапии относительно легкие.У 71 пациента, получавшего радикальную лучевую терапию в Университете Флориды, частота осложнений составила 21%, большинство из которых были некрозом мягких тканей, и никаких осложнений не потребовалось госпитализации или хирургического вмешательства. Возможно, что парадоксально, у 3 из 8 пациентов, перенесших хирургическое вмешательство и лучевую терапию, развились серьезные осложнения.

вестибюль — определение и значение

  • Даже в этом странном пейзаже вестибюль представлял собой впечатляющую картину из розового асуанского гранита и белого алебастрового пола.

    Погоня за тенью

  • Даже в этом странном пейзаже вестибюль представлял собой впечатляющую картину из розового асуанского гранита и белого алебастрового пола.

    Погоня за тенью

  • СТИВЕН К. ГИДЛИ, СТАРЕНИЕ НА МЕСТЕ. C.NTRAC.OR: А еще у нас есть вестибюль , , который хорошо освещен и отапливается, а затем у нас есть лифт, который доступен для инвалидных колясок, и он также безопасен для перевозки четырех человек.

    Расшифровка стенограммы CNN 10 октября 2009 г.

  • После того, как вы пересечете вестибюль , который является темным, вы приседаете, чтобы пройти через низкую, высеченную в скале арку, через которую вы входите в гробницу.

    Романтика Изабель леди Бертон

  • Мне показалось, что мама пыталась проникнуть внутрь своей дочери через то, что римляне называли вестибюлем любви.

    лесбиянки

  • Вестибюль — это общая полость, с которой соединяются все остальные части лабиринта.

    Практическая физиология

  • К востоку от вестибюля находится большой зал, а к югу — большая библиотека соответствующего размера и т. Д. с музеем естественной истории; небольшая библиотека; помещения для библиотекаря, для аппаратов, а также еще один большой театр.

    Зеркало литературы, развлечений и инструкций Том 13, № 361, дополнительный выпуск (1829)

  • Когда вы войдете, вы найдете вестибюль , который называется куполом

    .

    Каникулы молодых американцев за границей в Европе: путешествия по Англии, Франции, Голландии, Бельгии, Пруссии и Швейцарии

  • Справа и слева от внушительного главного вестибюля , который отличается мощью и красотой своего стиля, вестибюли с арочными крышами ведут в зал ожидания и столовую, дамские комнаты, императорские апартаменты и другие помещения. упомянул зал заседаний администрации.

    Приложение к журналу Scientific American, № 664, 22 сентября 1888 г.

  • В круглогодичном загородном доме вестибюль — такая же необходимость, как и в городском доме, и к холлу нужно относиться с достоинством, которого заслуживает холл, а не как к второй гостиной.

    Обстановка дома с хорошим вкусом Краткий очерк старинных стилей внутреннего убранства с предложениями относительно их использования в современных домах

  • Вестибюль

    Вестибюль (лат. vestibulum labyrinthi , vestibulum auris ) — это центральная часть костного лабиринта внутреннего уха, в котором находится мочка и мешочек перепончатого лабиринта.

    Конструкция вестибюля

    Вестибюль овальной формы.

    Боковая стенка вестибюля выступает в барабанную полость и имеет два отверстия: овальное окно (или вестибулярное окно, латинское: fenestra vestibuli ) и круглое окно (или улитковое окно, латинское: fenestra cochleae) . Овальное окно — это верхнее отверстие, закрытое основанием стремени. Круглое окно является нижним отверстием в боковой стенке вестибюля , и закрывается вторичной барабанной перепонкой.

    Медиальная стенка вестибюля имеет две впадины — сферическую и эллиптическую — которые разделены гребнем, называемым вестибулярным гребнем. Сферическое углубление расположено кпереди и занято мешочком. Эллиптическая выемка — это задняя впадина в медиальной стенке преддверия , , и она занята частью матки между задней ампулой и общей ножкой.

    Преддверие передает информацию в заднюю черепную ямку через вестибулярный акведук .Вестибулярный водопровод представляет собой мембранную структуру, которая начинается от вестибюля , затем проходит через височную кость и заканчивается отверстием на задней поверхности каменистой части височной кости. Отверстие вестибулярного водопровода является частью медиальной стенки. Акведук содержит небольшую вену и трубчатое продолжение перепончатого лабиринта, эндолимфатический проток .

    Передняя стенка преддверия имеет отверстие, соединяющее преддверие со спиральным каналом улитки.

    Задняя стенка вестибюля имеет пять отверстий для полукружных каналов: два для бокового полукружного канала, одно для переднего и одно для заднего полукружного канала и одно для общей ножки переднего и заднего полукружных каналов .

    Декодирование: управление вестибюлями на выходе — оборудование I Dig

    Эта расшифрованная статья была опубликована в Door Security + Safety
    .

    Назначение вестибюля управления состоит в том, чтобы ограничить непосредственный проход в зону или из зоны, чтобы уменьшить перенос воздуха или повысить безопасность.

    В некоторых зданиях ограничение потока пешеходов — это метод, используемый для уменьшения воздушного потока или для обеспечения повышенной безопасности. Примеры таких мест включают чистые комнаты в лабораториях, зоны инфекционного контроля в медицинских учреждениях, центры обработки данных, где хранится защищенная информация, и комнаты для подсчета наличных денег в казино или банках.В конструкцию иногда включают контрольные вестибюли, чтобы ограничить непосредственный проход в эти зоны или из них.

    Контрольный вестибюль — это пространство с двумя или более дверями, расположенными последовательно, так что, когда одна дверь открыта, другая дверь или двери не могут быть открыты. В нормальном режиме эксплуатации человек в здании открывает одну дверь, чтобы войти в вестибюль, и это действие приводит к блокировке другой двери (дверей) до тех пор, пока не закроется первая дверь. Затем житель здания может открыть другую дверь, чтобы выйти из вестибюля.Этой функции способствует электрифицированное оборудование — часто электромагнитные замки, которые управляются переключателями положения двери. Контрольные вестибюли обычно называют блокировками, мантрапами или воздушными замками.

    Хотя физическая планировка аналогична, контрольный вестибюль не следует путать с вылазкой — это термин, который обычно используется при обнаружении и исправительных учреждениях. В соответствии с Международным строительным кодексом (IBC) портал определяется как: Вестибюль безопасности с двумя или более дверями или воротами, предназначенный для предотвращения непрерывного и беспрепятственного прохода, позволяя открывать только одну дверь или ворота за раз. IBC позволяет использовать выездные порты в помещениях I-3 (например, исправительные центры, тюрьмы, тюрьмы), если есть условия для выхода во время чрезвычайной ситуации. Салонные порты в условиях содержания под стражей отличаются от контрольных вестибюлей, используемых в других помещениях, поскольку они обычно препятствуют проходу пользователя при нормальной работе, а контрольный вестибюль позволяет пользователю проходить через одну дверь за раз.

    Коды моделей в настоящее время не включают предписывающих требований для контрольных вестибюлей в группах использования, отличных от I-3 — каждая предлагаемая система должна быть представлена ​​в уполномоченный орган (AHJ) для утверждения.Без указаний в кодексах, предписывающих обходные меры безопасности и методы выпуска, требования могут варьироваться от одного AHJ к другому или даже между проектами в одной и той же юрисдикции. Из-за того, что блокировки могут препятствовать эвакуации, работа этих дверей во время аварийной ситуации имеет решающее значение.

    Изменение адресации контрольных вестибюлей было предложено для издания IBC 2024 года, и предложение находится в разработке для издания 2024 года NFPA 101 — Life Safety Code. До тех пор, пока не будут установлены последовательные руководящие принципы, решение о том, как оценить предлагаемый контрольный вестибюль, будет зависеть от AHJ.Некоторые потенциальные соображения могут включать:

    • Группа использования или классификация по занятости: Вероятно, будет легче обеспечить безопасность жителей здания, используя тамбур управления в ситуации «обученного движения», когда люди знакомы с работой системы. Например, контрольный вестибюль в целях безопасности был бы более целесообразным в центре обработки данных, чем в учебном помещении.
    • Нагрузка на человека: Вестибюли управления обычно используются в местах с низкой нагрузкой на людей, например, в лабораторных чистых помещениях.AHJ может ограничивать контрольные вестибюли зонами с нагрузкой пассажиров ниже определенного порога, например, максимум 50 человек.
    • Системы пожаротушения / обнаружения: AHJ может потребовать, чтобы объект был оборудован автоматической системой обнаружения пожара и / или автоматической спринклерной системой. Активация этих систем должна высвободить функцию блокировки контрольных дверей тамбура, чтобы облегчить немедленный выход через тамбур.
    • Сбой питания: Как и в случае других специальных устройств запирания, потеря мощности должна приводить к отключению функции блокировки дверей в тамбуре управления, чтобы обеспечить свободный выход.
    • Блокировка на стороне выхода: Если одна дверь в коридоре управления не закрывается, это предотвратит работу других дверей. Чтобы устранить этот потенциальный барьер на пути к выходу, на стороне выхода каждой двери должен быть предусмотрен выключатель. Этот переключатель деактивирует блокировку и позволит немедленно выйти. Звуковой сигнал может быть включен для предотвращения использования переключателя в неаварийных условиях, хотя это не критично для безопасности жизни.
    • Указатели: Рекомендуется использовать указатели с инструкциями, чтобы люди, находящиеся в здании, понимали, как работает диспетчерский вестибюль как в нормальных, так и в аварийных условиях.
    • Количество контрольных вестибюлей: Чтобы иметь минимальное влияние на выход, предпочтительно ограничить количество контрольных вестибюлей, с которыми житель здания может столкнуться на своем пути к выходу.
    • Список UL 294: Коды моделей требуют, чтобы некоторые типы электрифицированного оборудования были внесены в список UL 294 — Стандарт для модулей системы контроля доступа. Обычно это требуется, когда оборудование может повлиять на выход, и этот список может быть подходящим для компонентов вестибюля управления.

    Помните, что эти соображения в настоящее время не включены в коды моделей, но должны быть учтены при проектировании контрольного вестибюля, который будет представлен в AHJ для утверждения. В некоторых юрисдикциях могут быть изменения местного кода, связанные с этим приложением; также возможно, что юрисдикция может полностью запретить контрольные вестибюли. По мере продолжения цикла разработки кода 2024 года мы узнаем, будут ли следующие выпуски кодов моделей касаться контрольных вестибюлей, чтобы обеспечить более последовательный подход к этим системам.

    Вам необходимо войти или зарегистрироваться, чтобы добавить это содержимое в закладки / добавить в избранное.

    Вестибюль

    спать с арт

    вестибюль

    о

    контакт

    Нажмите

    спать с арт

    вестибюль

    о

    контакт

    Нажмите

    спать с артом

    .

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Any Queries? Ask us a question at +0000000000