Символика геометрического орнамента: «Символика геометрического орнамента»(К выступлению на заседании МО начальных классов)

Содержание

«Символика геометрического орнамента»(К выступлению на заседании МО начальных классов)

СИМВОЛИКА ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО ОРНАМЕНТА

Галилео Галилею принадлежат слова: «Природа говорит языком геометрии: буквы этого языка – круги, треугольники и иные фигуры» (Слайд 1).

Геометрический орнамент широко применялся уже в палеолите. В частности, на Мезинской палеолитической стоянке (Украина) были найдены украшенные таким способом костяные изделия.

Однако подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика. Она является наследием истории человечества, когда люди стали выражать свои мысли, свое мироощущение посредством условных знаков. Изучение древней культовой символики раскрывает духовный мир человеческих обществ в дописьменную эпоху. Сходные культовые символы и орнаментальные мотивы имеют широкое распространение. Довольно часто обнаруживаются сходные или даже тождественные элементы у родственных и неродственных народов. 

Символы, знаки, орнаменты – удивительная книга о жизни и верованиях наших далеких предков, листки которой большей частью утеряны. И, видимо, осталось то, что должно было остаться, то, что вечно.

Орнамент – язык тысячелетий, он старше всех произведений искусства. Академик Б.А.Рыбаков так сказал об этом: «Разглядывая затейливые узоры, мы редко задумываемся над их символикой, редко ищем смысл. Нам часто кажется, что нет более бездумной, легкой и бессодержательной области искусства, чем орнамент. А между тем в народном орнаменте как в древних письменах отложилась тысячелетняя мудрость народа, зачатки его мировоззрения и первые попытки человека воздействовать на таинственные для него силы природы».

Орнаментальное или знаковое творчество с глубокой древности развивалось в двух направлениях. Одно направление определяло положение орнамента в искусстве. Второе привело к возникновению письменности. Орнамент, являясь декором, одновременно выполнял и коммуникативную функцию, оставаясь одним из способов кодирования, хранения и передачи информации (Слайд 2).

До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода. Вплоть до середины 19 столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны» (Слайд 3).

Наш материальный мир в настоящее время украшают и растительные и сюжетные орнаменты, но самый древний орнамент – геометрический.
Розетки разных видов – излюбленный орнамент в архитектурном декоре и прикладном искусстве. Диск служил обозначением солнца в древних цивилизациях Египта, Малой Азии, Месопотамии (Слайд 4).

hello_html_m6ee054aa.png

Знак в виде колеса с шестью спицами служил эмблемой бога-громовержца Перуна, такой знак уберегал дом от молнии.

В солнце наши предки чувствовали два начала – мужское и женское. Женское обозначается кругом, мужское квадратиком или треугольником (что встречается редко). Иногда солнце изображено посрёдством спирали – движение солнца по небу.

Геометрические фигуры, из которых складываются простейшие узоры, несли когда-то большую смысловую нагрузку, олицетворяя силы природы и являясь охранными знаками. Ими украшались все предметы быта, одежда и сам дом.

В ромбиках, крестиках, квадратиках, точках наблюдается повторяемость в определенных числах. Счет, ритм помогают ощутить и объяснить устройство мира. Числа – элементы особого числового кода, с помощью которого можно представить весь мир и человека, то есть числа могут быть одним из образов мира.

Число 3 – образ Абсолюта, божественной Троицы, три сферы жизненного пространства (небо, земля, подземный мир), времени (прошлое, настоящее, будущее). Число 4 – образ целостности, идеально устойчивой структуры (4 стороны света, 4 стихии, верх – низ – право – лево, 4 времени года). 5 – сакральное число ( 4 стороны + центр – равновесие).

Символом гармонии стало число 7. Через него человечеству дано 7 цветов спектра, 7 нот в музыке, 7 дней в неделе.

Из произведения чисел 3 и 4 возникает число 12 – 12 месяцев, 12 зодиакальных созвездий. Соответственно, все эти числа, и не только в орнаменте, считаются счастливыми.

Количество зубцов, ромбов, крестиков обязательно связывалось с этим рядом магических чисел или кратно им. Законы космоса, взаимовлияние стихий и связь их с человеком отразились также в орнаменте. Причем чаще стихии изображаются в правильном своем сочетании: огонь – воздух, земля – вода. Земные образы размещались ниже, небесные – выше. Законы отразились и в соблюдении цвета (в вышивке, живописи). Не было выдуманных и неестественных оттенков, только цвета природы, и расстановка их в народном костюме соответствовала триединству мира (низ от земли – темнее, и чем выше, тем цветность ярче).
В славянском декоративно — прикладном искусстве часто встречается крест. Если крестообразные узоры в центре круга и квадрата еще могут означать и освещенные четыре стороны света, то свастика 4 – 6 – 8 – 12 лучами всегда является знаком вращающегося солнца. И называют его до сих пор коловоротом (Слайд 5).

Коловорот – древнеславянский знак солнца. Считается оберегом от всех темных сил. Слово «коло» в русском языке означает «круг», «колесо», «сворот» – вращение. Равносторонний крест является знаком справедливости, добра, равновесия. Чаще его изображают с наконечниками, вращающимися в правую сторону, – это знак деятельной, реальной справедливости.

Ромб у древних славян почитался универсальным символом плодородия и чадородия, т.е. символом женского начала в природе, неразрывно связанный с представлениями о Матери — прародительнице, которая мыслилась и как Мать-Природа. В геометрическом орнаменте это воплощается в фигуру ромба с крючками на верхней и нижней вершинах. Называют его «лягушка» или «ромб-лягушка» (Слайд 6).

hello_html_m3dcb8add.png

Символика плодородия представлена очень характерным узором – ромбом (или квадратом), разделенным внутри еще на четыре ромба. Это – поле. Маленькие ромбики – лунки для семян. Если в них изображаются точки, это значит, что поле засеяно.

hello_html_m3287cd12.pnghello_html_m10d6e2f4.pnghello_html_m3ab7be41.pnghello_html_290bdc8c.png

Полотенца, праздничные поневы, покосные блузы, подзоры в «красном» углу светлицы, украшенные осмысленным повествующим орнаментом, не что иное, как древний славянский календарь. Он образно и четко отражал семейно-родовые события или аграрно-ритуальные торжества, свойственные земледельческой культуре славян (Слайд 7).

Нарядные льняные полотенца на протяжении многих веков слыли в славянской культуре наиболее популярными «оберегами».  Полотенце – символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.

Самыми нарядными выглядят «девичьи» и «свадебные» полотенца. Девичьи полотенца изготовлялись к популярным в народе праздникам – Святкам, Масленице, Красной горке, Пасхе, а также на традиционные посиделки, девичники, гадания. С рушником приходили к роженице приветствовать появление на свет нового человека, справляли брачные обряды, провожали в последний путь, украшали иконы и накрывали хлеб на столе. Рушники были своеобразным освящением начала дела и его окончания.

На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль – символ солнца, любви, хлеб – земля, милость

Известный исследователь В. Стасов утверждал, что «у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии: каждая черта тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений».

Геометрические орнаменты присущи всей славянской мифологии. В них встречаются кружочки, треугольники, ромбы с загогулинками, зигзаги, линии, различные модификации креста. Расположение таких символов несло в себе пожелание долголетия и благополучия, сытости, хорошей охоты.

Излюбленные три цвета (белый, красный и черный) тоже имели свою символику. Красный символизировал животворящие силы природы, ему приписывалось магическое свойство способствовать жизненным силам человека. Черный цвет – смерть, конец жизни, а белый – пространство, в котором пребывают жизнь и смерть. 

Многократные переселения славян из-за набегов кочевников, влияние культуры соседних народов породили разнообразие форм и видов одежды, которая различалась по назначению (будничная, праздничная, свадебная, траурная), по возрасту, семейному и социальному положению (Слайд 8).

Считалось, что через край одежды (подол, края рукавов, ворот) могли проникнуть злые силы, и поэтому эти части защищались вышивкой.

Мастерицы знали, что размещать где угодно понравившийся узор не следует. Главные идеи заключаются в том, что снизу изделия должны быть земные знаки, те, которые дают силу или защищают от влияния злого, потустороннего. В середине – символы достатка, продолжения рода, жизненной энергии, обереги. Сверху – все, что связано с небом, солнцем, плодородием.

Украшения жилища, утвари, прежде всего керамической посуды, было естественным способом введения в круг искусства того, что раньше никогда к нему не принадлежало, а именно бытовых вещей, которые никакой религиозной функции не выполняли (Слайд 9). Так, орнаменты на посуде были не просто украшением, а закодированной картиной мира. На смену наскальной живописи пришло искусство геометрического орнамента, нанесенного на глину. Художники высокоразвитых земледельческих культур не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Спираль или ломаная линия обозначали воду. Треугольник – плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света (Слайд 10).

Работа с геометрическим орнаментом в начальной школе несет в себе огромный развивающий и образовательный потенциал. Так, учитель на уроках математики, искусства, технологии, физкультуры имеет возможность формировать геометрические понятия и представления о фигурах, практические умения по их построению и измерению, расширять кругозор, развивать воображение и творческое мышление, воспитывать любовь к своему прошлому, патриотизм. Уместным будет процитировать слова А. С. Пушкина: «Вдохновение нужно в геометрии, как в поэзии» (Слайд 11).

В последние годы широко используются учителями и родителями геометрические конструкторы (Слайд 12), особенно – геометрический конструктор Н. Зайцева. Это занимательная и развивающая игра на восприятие цвета, формы, величины. Ее задача в том, что ребенок сам или по рисунку придумывает и складывает модели, орнаменты из большого и разнообразного количества геометрических фигур (Слайд 13).

Пользуется популярностью среди наших учеников геометрический конструктор «ТАНГРАМ»  («семь дощечек мастерства») –  древняя китайская головоломка на развитие логики, внимания и мелкой моторики. Она состоит из семи плоских фигур (танов), которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной, фигуры или орнамента. Поклонниками ТАНГРАМА были Льюис Кэролл и Наполеон (Слайд 14).

Далее остановимся на некоторых видах работы в начальной школе с геометрическим орнаментом (Слайды 15, 16, 17): рисование узоров в круге, в полосе, разрисовка пасхальных яиц, вытынанка.

 

Многогранность и символичность готического орнамента

Готика — стиль, ставший завершающим этапом развития средневекового искусства западноевропейских стран. Развитие готического стиля происходит внахлест с началом эпохи Возрождения. Хотя данный стиль больше всего проявил себя в архитектуре, примечательно и декоративно-прикладное искусство этого направления. Готический орнамент отличается необыкновенной многогранностью и символичностью. Даже сами архитектурные формы зачастую представляют собой разновидность орнамента.

Как и в любом стиле, раскрываются 3 вида орнамента:

  • антрофоморфный и зооморфный;
  • геометрический;
  • растительный.

Но явно проявляются особенности, свойственные исключительно этому стилю.

Растительные элементы представлены местными растениями: виноград, плющ, дуб, клевер, розы. Мотивы отличаются абсолютной реалистичностью.

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 1

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 2

Зооморфные и антропоморфные мотивы характеризуются абсолютной фантастичностью. Широко используются мифические сюжеты и персонажи. В готичесхих орнаментах можно увидеть огромное разнообразие фантастических рыб и антрофоморфных существ.

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 3

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 4

В геометрическом орнаменте используются криволинейные формы. Ажурный орнамент, исполненный в камне, — наиболее узнаваемая черта готической архитектуры. В Германии готическая резьба приобрела название «масверк». «Масверк» — «правильное творение», создаваемое полностью при помощи циркуля. В основе этого орнамента не лежит никакой конкретной органической формы, только круги и их фрагменты. Впервые появляется ажурный орнамент окна. Два окна охвачены одной аркой, а пустое пространство между ними заполняется узором.

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 5

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 6

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 7

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 8

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 9

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 10

Особый интерес представляет напольная плитка. Для декораривания плитки в основном использовался черный и желтый цвет. Растительный орнамент представлен пальметками.

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 11

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 12

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 13

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 14

Внутреннее убранство готических храмов поражает игрой света витражных окон.

Многогранность и символичность готического орнамента, фото № 15

Но тема витражных окон достойна отдельной публикации.

Разнообразие и значение традиционного русского орнамента — Славянская доктрина

Русская культура зародилась много веков назад.

Издревле русичи украшали себя и пространство для жизни (дом, двор, предметы быта) оригинальными узорами. Если рисунок повторяет и чередует отдельные детали, он называется орнамент.

Народный орнамент обязательно использует традиционные мотивы. Они свои у каждого народа. Русские орнаменты не исключение. Когда мы слышим это словосочетание в воображении сразу возникают вышитые рубахи, рушники. На них лошади, уточки, петухи и геометрические фигуры.

Традиционный русский орнамент

Экскурс в историю

Первичная ячейка общества — это семья. И именно семьям мы обязаны первым народным узорам. В древности животные и растения имели тотемное значение. Каждая семья считала, что имеет того или иного покровителя. Члены семьи поколениями пользовались предметами с символикой своего рода, считая их защитой и помощью.

Постепенно семейный рисунок выходил за пределы семьи и становился достоянием сородичей. Несколько родов обменивались своими узорами. Таким образом, уже все племя использовало символы, первоначально принадлежащие определенным семьям.

Со временем узоров становилось больше, круг их пользователей расширялся. Так в России появились русские народные орнаменты.

Даже в экстерьере домов прослеживалась символика

Можно заметить, что в различных районах использовались разные цвета для рукоделия. Этому есть простое объяснение. В старину использовали только натуральные красители. Производили их кустарным способом. Так что, наличие сырья для красок часто определяло всю палитру работ.

В разных регионах были свои любимые «украсы». Не случайно «пейсли» это один из мотивов для орнаментов восточных областей. Родина «индийского огурца» Персия на востоке.

Смысл и значение

Творческий сплав природы и религии. Так коротко можно описать национальные, в том числе русские орнаменты. Другими словами, орнамент это символическое описание мира.

Элементы орнамента были не только украшением. Они несли смысловую и ритуальную нагрузку. Их можно не только рассматривать, но и читать. Очень часто это заговоры и обереги.

Каждый символ имеет определенное значение:

  • Алатырь, пожалуй, главный из русских и славянских знаков. Это символ бесконечной вселенной, двуединства мира и его равновесия. Источник жизни, состоящий из мужского и женского начал. Часто в узорах применяли восьмиконечную Звезду Алатырь и Камень Алатырь. От них ждали помощи в разных жизненных ситуациях.

Священный Алатырь

  • Другой символ, который был очень почитаем и часто применялся в узорах Мировое Дерево Жизни (или Дерево Царствования). Считалось, что оно растет на Алатырь Камне и боги отдыхают под его кроной. Так люди старались защитить себя и свой род под ветвями Древа Жизни и при помощи небожителей.

Один из вариантов изображения Дерева Царствования

  • Различные свастики так же популярный мотив в русском и славянском рукоделии. Из свастик чаще других можно встретить Коловрат. Древний символ солнца, счастья и добра.

Варианты изображения символа солнца у славян

  • Орепей или Арепей представляет собой ромб с гребенками на сторонах. Его другие имена: Гребенчатый ромб, Дубок, Колодец, Репейник. Считался символом счастья, богатства, уверенности в себе. При расположении на разных частях одежды имел разное толкование.

Символ Орепей

  • Животные и растения, которые окружали людей и обожествлялись ими, это постоянная тема узоров.

Славянская символика очень разнообразна

Особое значение имело количество чередований элементов в орнаменте. Каждое число несло дополнительную смысловую нагрузку.

Красота и защита

Эстетическое значение орнаментов сочеталось с тотемным. Волхвы и шаманы наносили символы на ритуальную одежду и утварь. Обычные люди тоже вкладывали особый смысл в традиционные рисунки. Они старались защитить себя вышивкой-оберегом, нанося ее на определенные части одежды (для защиты тела). Столовое белье, предметы быта, мебель, части построек тоже были декорированы соответствующими узорами (для защиты семьи и дома).

Простота и красота старинных орнаментов оставляют их популярными и сегодня.

Традиционным орнаментом украшали куклы-обереги

Промыслы и ремесла

Постепенно, с развитием цивилизации старинные узоры трансформировались, некоторые стали опознавательными знаками отдельных народных промыслов. Выделились в самостоятельные ремесла. Обычно поделки имеют название соответствующее местности, где их производят.

Наиболее популярными можно назвать:

  • Фарфор и керамика «Гжель». Ее стиль это характерный рисунок синей краской по белому фону. Названа по имени населенного пункта Гжель Московской области, где находится производство.

Роспись гжелью — старинный промысел

  • «Жостовскую роспись» можно узнать по цветочным букетам на черном (реже зеленом, синем, красном) металлическом подносе, покрытом лаком. Центр промысла находится в Жостово (Московская область). Начало этому ремеслу было положено в Нижнем Тагиле, где и сейчас существует производство Нижне Тагильских подносов.

Роскошная жостовская роспись

  • «Хохлома» это декоративная роспись по дереву. Для нее характерны черные, красные иногда зеленые узоры на золотистом фоне. Ее родина и место прописки Нижегородская область.

Хохлома популярна и в наши дни

  • Слобода Дымково родина Дымковской, а город Каргополя соответственно Каргопольской, деревня Филимоново Филимоновской, Старый Оскол Старооскольской глиняным игрушкам. Все они имеют характерный узор и цвет.

Старооскольские глиняные игрушки

  • Павловопосадские шерстяные шали визитная карточка Павловского Посада. Для них характерен объемный набивной цветочный узор. Красный и черный их традиционные цвета.

Традиционный павлопосадский платок — поистине роскошный аксессуар

Продолжение может быть очень долгим: Федоскинская и Палехская миниатюры, Городецкая роспись, Оренбургский пуховый платок, Вологодское, Елецкое, Мценское кружево. И так далее. Все перечислить очень трудно.

Рисуем в народном стиле

Сегодня многие носят одежду и пользуются вещами в фольклорном стиле. Многие мастерицы хотят сами создать что-нибудь уникальное. Они могут взять за основу раппорт готового изделия или создать собственный эскиз.

Чтобы успешно выполнить эту задумку, сначала нужно:

  1. Определиться, будет это отдельный узор или орнамент.
  2. Разложить рисунок на простые детали.
  3. Взять миллиметровую бумагу, сделать разметку, отметив каждый фрагмент и его середину.
  4. Первую простейшую деталь прорисовываем в центре.
  5. Постепенно шаг за шагом добавляем следующие фрагменты.

И вот уже готов уникальный узор.

Подобный узор под силу нарисовать каждому

О русской вышивке

Узоры, приемы, цвета русской вышивки очень разнообразны. Искусство вышивания имеет многовековую историю. Оно тесно связано с укладом жизни, обычаями и обрядами.

Цвет важная составляющая рукоделия.

Люди наделяли его сакральными свойствами:

  • Красный цвет жизни, огня и солнца. Конечно он часто использовался при вышивании. Ведь это еще и красота. Как оберег, он был призван защищать жизнь.
  • Белый цвет чистого снега. Символ свободы и чистоты. Считался защитником от темных сил.
  • Синий цвет воды и ясного неба. Символизировал мужество и силу.
  • Черный в орнаменте означал землю. Зигзаг и волна соответственно не вспаханное и вспаханное поле.
  • Зеленый это трава, лес и их помощь человеку.

Традиционная русская вышивка

Нить тоже наделялась определенными качествами:

  • Лен символ мужественности.
  • Шерсть это защита, покровительство.

В сочетании с узорами создавались изделия специального назначения.

Например:

  • Петухи и лошади красного цвета должны были защитить младенца.
  • Для успешного завершения работ вышивали зеленым и синим льном.
  • От болезней и против дурного влияния вышивали шерстью.
  • Женщинам вещи чаще вышивали черным для защиты материнства.
  • Мужчин защищали зеленым и синим узором.

Конечно, для каждого случая и человека был разработан специальный набор символов и рисунков.

Такая вышивка будет выглядеть нарядно на любой ткани

Народный костюм

Народный костюм воплощает и отражает традиции. Веками мастерицы превращали невзрачную ткань в уникальное произведение искусства. С раннего возраста девочки постигали тайны рукоделия. К пятнадцати годам они должны были приготовить себе повседневную и праздничную одежду и набор полотенец, скатертей и подзоров на несколько лет.

Сам крой костюма простейший, прямоугольный. Ткань льняная или шерстяная различного качества. Женщины продергивали ткань (удаляли часть нитей) и получали новую ткань. На ней выполняли мережки и другие вышивки.

Русский народный костюм отличается разнообразием

Конечно одежда различалась по характерным узорам в зависимости от местности. Ее можно разделить на две группы:

  1. Среднерусская. Отличается многоцветием. Из приемов часто встречается счетная гладь, крестик, косички, мережки. В южных районах для украшения одежды также применяют кружева, ленты или полосы ткани. Рисунок часто геометрический. Особенно был любим Орепей в разных вариантах.
  2. Северная. Для нее характерными приемами являются гладь (цветная и белая), крестик, роспись, белая строчка и вырезы. Художественные мотивы использовались чаще, чем геометрические. Композиции исполнялись преимущественно в одном цвете.

Русская вышивка уникальна. Она отличается стилизованными изображениями животных и растений, а также большим разнообразием геометрических узоров.

Сохраняя традиции

Исследуя национальные традиции и приемы рукоделия по сохранившимся изделиям, современные мастера адаптируют их к современным требованиям. На их основе создаются модные оригинальные вещи. Это одежда, обувь, белье.

Один из признанных модельеров, который включает народные мотивы в каждую свою коллекцию Валентин Юдашкин. Зарубежные кутюрье, например Ив Сен Лоран, тоже вдохновляются русским наследием.

Русская коллекция Ив Сен Лорана

Кроме того народные промыслы продолжают традиции и совершенствуют мастерство в соответствии с современными требованиями. Можно добавить энтузиастов не равнодушных к традиционному творчеству. Они самостоятельно изучают, коллекционируют и творят в народном стиле.

Русские узоры продолжают нести людям красоту и радость, а также сохраняют историческую информацию.

суть орнаментов, виды, история возникновения и развития. Национальные особенности орнаментов и самые известные из них

Орнамент (от латинского ornamentum — «украшение») — это разновидность декоративного оформления предметов или объектов посредством чередования и сочетания различных узоров. Орнамент широко используется в архитектуре и вышивке, монументальной скульптуре и гончарном деле, книжной графике и производстве текстильных изделий, ювелирном деле и кузнечном ремесле.

Орнаменты наносят на поверхность изделий или конструкций разнообразными способами:

  • вырезают из камня, древесины и других твердых материалов;
  • лепят из гипса или глины;
  • рисуют краской или эмалью;
  • выкладывают из кусочков мозаики или цветов;
  • вышивают нитками или бисером на полотне.

Виды орнамента

Орнамент — это особая сфера искусства, которая развивалась на протяжении тысячелетий во всех мировых культурах. Мотивы орнаментальных изображений у разных народов могут сильно различаться, они имеют глубокий символический смысл и яркую декоративную выразительность.

Всевозможные виды орнамента можно разделить по нескольким основным параметрам:

  • Закономерностям построения (орнаментальные ленты, розетты и сетчатые узоры).
  • Изобразительным мотивам (технические, символические, геометрические, растительные, животные, каллиграфические, предметные, антропоморфные).
  • Стилю (античный, барочный, классический, готический).
  • Национальной принадлежности (украинский, белорусский, китайский, японский, индийский, турецкий, греческий, испанский).
  • Цвету (моно- и полихромные).

Орнаментальные ленты широко используются в архитектуре для декоративного оформления фризов и колонн, а также при изготовлении тканей. Розетты (вписанные в окружность орнаменты) издавна украшают всевозможные гончарные изделия. Ярким примером сетчатых узоров могут служить восточные ковры ручной работы.

Технический орнамент получается в результате деятельности человека. Незамысловатые повторяющиеся узоры образуются на изделиях случайным образом: при обработке глины на гончарном круге или при переплетении нитей на ткацком станке.

Символический орнамент имеет ярко выраженные национальные традиции. Например, у славянских народов узоры с оригинальной символикой широко используются в вышивке и декорировании пасхальных яиц (писанок).

Геометрический орнамент состоит из переплетения различных фигур, линий и точек. Он является наиболее распространенным типом узора в большинстве мировых культур. Многие элементы в таких композициях представляют собой упрощенное изображение реальных форм (круг — солнце, извилистая линия — волна).

Каллиграфический орнамент получил наибольшее распространение в Китае, Японии и арабских странах. В этом случае узоры складываются из отдельных букв или иероглифических знаков.

Основой для предметного орнамента чаще всего служат музыкальные инструменты, атрибуты театрального искусства и военной геральдики. А растительные, животные и антропоморфные узоры для декоративного украшения всевозможных поверхностей широко использовались в древних культурах самых разных народов.

История орнамента

История орнамента уходит корнями вглубь многих десятков тысячелетий, ее истоки сформировались задолго до появления первых цивилизаций. Наши далекие предки еще в каменном веке научились наносить причудливые узоры на предметы быта. Возраст самых ранних образцов такого творчества, обнаруженных археологами, составляет более 45 тысяч лет.

Орнаментальные композиции использовали древние египтяне при декоративном обрамлении храмовых сооружений и гробниц. Античные мастера довели до совершенства искусство вазописи, неотъемлемой частью которого были знаменитые меандры.

На протяжении многих тысячелетий традиции орнаментального ремесла обособленно развивались в разных регионах мира. Так, в Полинезии было принято наносить замысловатые узоры (татуировки) на тела людей, а в арабской культуре издавна практиковалась каллиграфическая вязь при отделке религиозных сооружений.

Скандинавские орнаменты с изображениями снежинок и северных оленей старинные мастерицы вышивали на теплых вещах (шарфах, варежках, свитерах), а в Византийской империи были широко распространены растительные мотивы узоров.

С наступлением эпохи Великих географических открытий в конце XV века началось глобальное смешение мировых культур. Моряки привозили из дальних стран уникальные образцы творчества самых разных народов. Национальные орнаменты перестали быть достоянием небольших разрозненных групп людей, многие старинные традиции были утрачены.

В наши дни орнамент остается популярной формой изобразительного искусства во многих сферах деятельности человека. А уникальными образцами узоров, созданных древними мастерами, сегодня можно вволю полюбоваться в сотнях музеев по всему миру.

Самые известные разновидности орнамента

Среди самых известных разновидностей орнамента стоит особо выделить 3 уникальных типа узоров, созданных в разных уголках нашей планеты:

  • Меандр — классический пример геометрического орнамента с характерными спиральными завитками. Первые его образцы датируются еще эпохой палеолита, но особой популярностью меандр пользовался среди античных художников. До наших дней сохранились многочисленные меандры в виде мозаик и ваз, элементов фризов и колонн времен Древней Греции, Рима и Византийской империи.
  • Арабеска — изящный арабский орнамент с геометрическими, растительными и каллиграфическими мотивами. Изначально арабеска была неотъемлемой частью арабской исламской культуры, но в эпоху Возрождения приобрела огромную популярность и в христианских европейских странах.
  • Ранголи — уникальная древняя индийская традиция создания прекрасных узоров из сухих и свежих цветов по самым разным поводам. Ранголи и в наши дни выкладывают на площадях перед храмами и в дворах индийских домов для выражения радости и благодарности богам, а также отпугивания злых духов.

Обзор греческих орнаментов | Журнал Ярмарки Мастеров

Делали на мастер-классе с девочками часы с темой Греции, подбирали орнаменты, ну и конечно же, решили покапаться в истории, пополнить пробелы в знаниях или освежить память 🙂
Чем и хотим поделиться с вами, если кому интересно.
Древнегреческое искусство, до сих пор удивляющее своим совершенством, гармонично во всём. Даже детали были продуманы до мелочей. Как пример — греческий орнамент, знакомый без преувеличения всем: его гравируют на украшениях и посуде, украшают им вазы, одежду и постройки. А современные греки, не забывшие корни, с гордостью наносят орнамент на сувениры в качестве элемента национальной культуры. Какие примеры орнаментального искусства наиболее известны и что же все эти символы означают?
Меандр

Обзор греческих орнаментов, фото № 1Пожалуй, самым знаменитым и узнаваемым греческим орнаментом является меандр — непрерывная лента, состоящая из прямых углов. Его находили ещё на предметах времён палеолита и неустанно думали над версиями происхождения этого символа. Считается, что название дали по ассоциации с одноимённой извилистой рекой в Малой Азии, рекой Меандр, ведь её извилистые берега и течения повторяют цикличный орнамент с прямоугольными элементами.
Что касается трактовок орнамента, то меандр вызывал у древних множество ассоциаций. Согласно одной теории, он символизировал вечность, постоянное движение, течение жизни, а прямые линии и углы — добродетель. А по другим версиям меандром и вовсе задабривали богов. Для многих меандр стал символом божественного поражения, того, что смертный все-таки может противостоять богам и даже победить их. Меандр — символ того, что можно совершить невозможное!
Меандр веками остаётся самым распространённым и одновременно самым таинственным греческим орнаментом. В древности ремесленники украшали им изделия, постепенно усложняя и придумывая новые вариации. Постепенно орнамент приобрёл двойные и даже тройные волны. Судя по количеству видов меандра, древние художники негласно соревновались — кто же сочинит более совершенный орнамент?
И сейчас меандр сопровождает человечество: постепенно из украшений на вазах и постройках он перебрался на одежду европейских модниц, а сейчас красуется на логотипе Versace и нередко встречается как украшение интерьера. Чтобы увидеть древние примеры использования меандра, далеко ходить не придётся. Оказавшись в Греции, достаточно заглянуть в любой археологический музей, где хранится найденная археологами посуда, камни с высеченным на них меандром, фрагменты зданий.
Спираль

Обзор греческих орнаментов, фото № 2На многих греческих изделиях и памятниках изображена спираль — один из ярких примеров древнего орнамента. Но это не просто замысловатый рисунок, а символ с особым смыслом, которым греки наделяли, кажется, абсолютно всё. Спираль у них ассоциировалась с развитием и движением, она была символом жизни. Интересно, что древние греки воспринимали орнамент спирали как атрибут Афины (если она раскручивалась по часовой стрелке) или Посейдона (против часовой стрелки). А в некоторых трактовках в раковине спирали виделся образ Вселенной, в её центре — пуп Земли.
В качестве примера использования спиралевидных орнаментов в архитектуре можно взять фрагменты ионических колонн, например, Эрехтейона. В античности их воспринимали как образец изысканности. В ионических капителях и можно увидеть те самые спиральные орнаменты — такие завитки называют «волютами». Но в древнегреческой архитектуре существовали также обегающие и S-образные спирали.

Обзор греческих орнаментов, фото № 3
Акант
Для античности характерен ещё один любопытный орнамент — акант. Своё название он получил по аналогии со средиземноморским растением акантом (Acanthus mollis), и необычная форма его листьев лежит в основе орнамента, заимствованного у самой природы. Акант можно встретить на капителях, карнизах, фризах. Для Коринфского ордера украшение капители листьями аканта было характерной чертой.
Кому пришло в голову использование аканта как орнамента? Оказывается, за этим стоит легенда из жизни архитектора Каллимаха. Прогуливаясь по кладбищу, он заприметил могилу девушки, а на ней — корзину с личными вещами, которую оставила здесь кормилица. Буйный акант обвил корзину, и Каллимах перенёс увиденное на капители Коринфского ордера. Впоследствии ордер получил название «девичьего» и отличался от Ионического, более «мужского». По иным версиям акант вырастал на могилах героев, символизируя собой жизнелюбие и силу.
Кроются ли истоки в легенде или просто в красивой и изящной форме аканта, но растение стало любимым для античных архитекторов. Сейчас примеры использования этого орнамента можно увидеть в афинском Храме Зевса, на капителях афинской Агоры, оставшихся от колонн, и на библиотеке Адриана.
Греческий орнамент акант (нижние ряды)

Обзор греческих орнаментов, фото № 4
Пальметта

Ещё одним растительным орнаментом в греческом искусстве позже становится пальметта — веерообразное изображение пальмового листа. Она появляется под влиянием Востока — впервые такой мотив рождается в Египте, откуда распространяется на Крит. Пальметта позволила грекам разнообразить привычные орнаменты и даже заменила меандр. Обладая богатством декоративных возможностей, она придала выразительность, но изначально не таила в себе особого смысла. Орнамент часто использовали в оформлении надгробий, декорировании карнизов и колонн.
Конечно, греки не бездумно скопировали пальметту. Считая пальмовый лист слишком громоздким, они стилизуют орнамент и добавляют завитки, напоминающие виноградные усики. В результате восточная пальметта в Греции принимает грациозный вид и занимает почётное место среди прочих традиционных орнаментов.

Обзор греческих орнаментов, фото № 5

Обзор греческих орнаментов, фото № 6

Буду рада, если данная информация кому-то пригодится 🙂
Ну и немного орнаментов и картинок для декупажа всем желающим 🙂

Обзор греческих орнаментов, фото № 7

Обзор греческих орнаментов, фото № 8

Обзор греческих орнаментов, фото № 9
Обзор греческих орнаментов, фото № 10

Обзор греческих орнаментов, фото № 11
Обзор греческих орнаментов, фото № 12

Обзор греческих орнаментов, фото № 13Всем спасибо за внимание и творческих успехов!
С уважением, Светлана.

Геометрические принты. Меандр. — Красота, вдохновленная природой — LiveJournal

Приветствую всех!
Наше знакомство с распространенными геометрическими принтами начнем с древнегреческого орнамента «меандр», который является, наверно, самым известным геометрическим узором.

Меа́ндр (греч. μαίανδρος) — это известный ещё со времён палеолита и распространённый тип ортогонального орнамента, который представляет собой бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию. Получил название от извилистой реки Меандр (ныне Большой Мендерес) в Малой Азии (Эфес).

В меандровой ленте орнамента древние видели глубокий магический смысл, она отражала течение человеческой Жизни. Прямизна, прямой путь символизировали добродетель. Меандр может состоять только из прямых углов, которые придают линии дополнительную жёсткость и соответствуют возрастанию в добродетели. Включение в меандр свастики обозначает присутствие в естественных жизненных процессах дополнительного фактора сверхъестественной благодати, которая в итоге становится доминирующим, организующим узлом каждого отрезка пути.

В качестве орнамента меандр часто употреблялся в этрусской и древнегреческой, а затем древнеримской, византийской, романской архитектуре на вазах, мелких предметах быта. Меандром украшался подол одежды, в архитектуре он использовался в рельефах и фризах. В Древней Греции меандр символизировал вечность, достигаемую воспроизводством: стареющее существо, сменяемое молодым, становится тем самым бессмертным; старая сущность сжимается, а новая разворачивается.

Греческий меандр имеет довольно много разновидностей. Самой необычный разновидностью греческого меандра является двойной меандр. Этот узор отличается тем, что в нем уже две линии формируют повторяющийся узор. Но и в этом случае они всегда ломаются под прямым углом. Между двумя линиями меандра могут быть небольшие квадраты или же прямоугольники. Такие вставки придают узору большую декоративность.
Меандр мог быть усложнен невероятно, включив в себя двойные и тройные волны, а композиции из нескольких меандровых лент обьединялись в широкие роскошные бордюры.

Этот орнамент использовали в росписях интерьеров мастера Древней Греции и Рима. Позже эти росписи стали предметом пристального изучения и послужили основой для нового взлета меандра на рубеже 18-19 вв.

Смотрите — какая красота!

Особый интерес к орнаменту «меандр» пробудился в период классицизма. В качестве декора тогда использовались античные орнаменты — венки, меандр, пальметы, треножники и тд. Вслед за классицизмом в Европе в начале XIX века в моду вошёл стиль ампир. Классицизм в большей степени был связан с влиянием Древней Греции, а стиль ампир был подвержен влиянию искусства Древнего Рима, а именно Рима периода империи.

Ампир означает имперский, зарождается он во Франции, во времена Наполеона, а именно во времена его успехов, его побед. Ведь ампир – это стиль империи, стиль триумфальных арок, арок, возводимых в честь побед, как в Древнем Риме, так теперь и в Париже. Именно эти периоды можно считать золотой эпохой меандра в архитектуре.
Стиль ампир получает широкое распространение и в моде. Особенно сильное влияние он оказывает на женское платье. Яркой особенностью стиля ампир в женской одежде становится высокая талия, которая делит фигуру в соотношении 1:7 и 1:6, плюс прямая длинная юбка и узкий лиф. Одежда украшалась орнаментами, в том числе разновидностями меандра.

Сегодня орнамент этого типа является своеобразным индикатором принадлежности к «классике». Меандр часто можно встретить в интерьерах, чаще оформленных в классическом стиле, стиле ампир, а также в оформлении посуды, текстиля и, конечно, ювелирных изделий. Так как меандр — это линия, используют этот орнамент в основном для «окантовки», то есть в качестве декоративного бордюра. Меандром украшают стык стен и потолка, границу напольного покрытия, край покрывала, подушки, шторы, тарелок и т.д. Но также используются и ткани, где линия меандра непрерывно повторяется и образует целый геометрический узор.

Конечно, встречается он и в декоре современной одежды. Если меандр, по принципу древнегреческой одежды, украшает пояса, подол, то сами платья при этом могут иметь вполне «романтический силуэт» (напр. эпоха ампир). Однако, когда орнамент становится обширным принтом или его линии используются в контурах самого платья, то общий образ становится несомненно более геометричным. Если обращаться к теории Кибби, такого рода изделия будут смотреться более органично на представительницах не романтических стилей. То же самое можно сказать и о ювелирных изделиях, которые имеют четкие геометрические линии и строгость исполнения.

Урок «Символика в орнаменте», 5 класс

МОУ «Дубовская средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов Белгородского района Белгородской области»

План урока технологии в 5 «А» классе

«Орнамент. Символика в орнаменте»

Учитель технологии:

Веселова Елена

Васильевна

2015 г.

Раздел: Художественные ремёсла

Тема урока: «Орнамент. Символика в орнаменте»

Тип урока: комбинированный.

Характеристика занятия. Это занятие является важным для развития представлений об Орнаменте. Занятие будет способствовать развитию умения составлять орнаменты в своей работе, находить необходимую информацию, развитию базовых умений понимать символику, используемую в орнаменте.

Цель — создание условий для приобретения учащимися навыков в поиске необходимой информации, формирование знаний и умений при выполнении несложного орнамента.

Формирование УУД:

Личностные действия: самоорганизация, осознание своих возможностей, проявление интереса и активности в выполнении работы. Развитие образного мышления и ответственности за качество своей работы, умение провести самооценку.

Регулятивные действия: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе, умение составлять план и последовательность действий, осуществлять контроль по результату своей работы.

Познавательные действия: умение анализировать, выделять и формулировать цель и задачи, умение рационально использовать технологическую информацию, оценивать технологические свойства материалов, ориентироваться в средствах и технологиях обработки материалов, умение планировать свою трудовую деятельность.

Коммуникативные действия: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.

Предметные: получить знания и умения, применяемые в работе с любыми изделиями декоративно- прикладного искусства.

Оборудование и материалы: образцы орнаментов, бумага, карандаш простой, линейка, лекала, клей, ножницы, картон.

Дидактические материалы к уроку: технологические карты, учебные материалы, найденные самими учениками сведения о предмете работы, инструктажи по технике безопасности, рабочие листы урока.

Прогнозируемый результат:

Изготовление образцов орнамента на основе картона.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, практический.

Формы работы: фронтальная, работа в группах, индивидуальная.

Средства обучения: компьютерное обеспечение.

Цель урока. Учащиеся высказывают свои предположения о цели урока)

Сегодня на уроке мы познакомимся с основными символами славянской культуры, используемыми при создании орнаментов. Итогом урока будет изготовление образцов орнамента.

1. Оргмомент.(1 мин.)

Учащиеся разделены на две группы, в зависимости от информации, которую они нашли и предоставляют на уроке : первая группа работает с квадратным орнаментом, вторая группа работает с ленточным орнаментом.

Учитель проверяет готовность учащихся к занятию, наличие материалов и инструментов, дополнительных источников информации, создает позитивный настрой на предстоящую деятельность, проводит подготовительный опрос учащихся с целью подвести к теме текущего урока. СЛАЙД 1.

2. Актуализация знаний.(7 мин)

Давайте повторим :

  1. Какие виды декоративно- прикладного искусства вы знаете?

  2. Что такое – «композиция»?

  3. Для чего люди украшали изделия?

СЛАЙД 2.

Ещё вопрос :

Посмотрите – что представлено на изделиях, изображённых на следующих четырёх слайдах? СЛАЙД 3.

Ответы учащихся. СЛАЙДы 4, 5, 6, 7.

Сегодня на уроке мы поговорим об орнаменте, символах, применяемых в построении орнаментов, с помощью чего можно построить орнамент. Научимся составлять несложные орнаменты при выполнения своей работы. СЛАЙД 8.

Украшение домов, как в целом, так и отдельных их элементов, мозаика, вышивка, кружевоплетение, вязание, роспись по ткани (батик), роспись по дереву, резьба по дереву.

Сегодняшний наш урок посвящён изучению приёмов и способов построения орнаментов.

3. Изучение нового материала.

Орнамент (от лат. ornamentum – «украшение») означает узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент используется для украшения различных предметов декоративно- прикладного искусства.

Виды орнаментов СЛАЙД 9.

В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный и комбинированный.

СЛАЙДы 10, 11, 12, 13.

Геометрический орнамент может состоять из точек, линий (прямых, ломаных, зигзагообразных, сетчато-пересекающихся), кругов, ромбов, многогранников, звезд, крестов, спиралей и др. Сложные орнаменты типа меандр, встречающиеся в искусстве Древней Греции, тоже можно отнести к геометрическому орнаменту.

Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал свое представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающиеся знаки-символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат или ромб – поле, волнистая линия – воду. Их ритмическое расположение на предмете, возможность составления более сложных узоров побуждали к творчеству, развивали эстетические чувства человека и его мышление. Постепенно люди стали обогащать орнамент реальными наблюдениями и фантастическими мотивами, соблюдая при этом ритмическое начало узора, усложняя его содержание и эстетическую значимость.

Особенным разнообразием отличался геометрический орнамент в странах Востока. Например, орнамент «гирих» в мусульманском искусстве представляет многообразные сложные переплетения.

Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, ветвей и т.п. Наиболее часто встречается у всех народов мотив «древо жизни» – это растительный орнамент. Его изображают и как цветущий куст, и более декоративно-обобщенно. В древнегреческих растительных орнаментах часто использовали изображения аканта, лотоса, папируса, пальмы и др. А у восточных народов популярным растительным мотивом был орнамент «ислими» – спирально извивающийся вьюнок. Композиции такого орнамента весьма разнообразны.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц и рыб также относятся к этому виду орнамента.

 

hello_html_m404555f2.jpg

 

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или части лица и тела человека. Сюда же можно отнести различные фантастические существа типа дева-птица, человек-конь и др.

Нередко в узорах встречаются сочетания самых разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. Такой орнамент можно назвать комбинированным.

Не всякий узор можно считать орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента важен определенный ритм повторяющихся элементов.

По характеру композиционных схем можно выделить такие типы орнамента: ленточный (фриз, бордюр, кайма), имеющий семь разных видов симметрии, сетчатый (может быть семнадцать принципиально разных типов сеток с элементами орнамента) и замкнутый (в круге, квадрате, прямоугольнике, треугольнике и др.).

Очень важен в орнаменте ритм. Он может быть возрастающим и убывающим. Ритм в орнаменте – это чередование элементов узора в определенной последовательности.

Если повторяющиеся элементы орнамента – мотивы – легко выделяются, то можно развивать композиционное построение орнамента в соответствии с линейными или сетчатыми структурами в любую сторону. Но бывают такие случаи, когда мотив выделить трудно, например, в орнаментах типа «меандр», которые могут бесконечно повторяться влево или вправо. В этом случае надо выбрать любую произвольную точку в орнаменте и проследить влево или вправо, где будет следующая точно такая же точка. Элемент узора, заключенный между этими точками, и будет составлять мотив орнамента.

 

hello_html_73fda4e0.jpg

 

hello_html_m6b4ee0a2.jpg

 

Ритмическое построение в орнаментальной композиции может достигаться за счет различных приемов. Раппортное повторение мотива создает разнообразный ритм.

Раппортом называются повторяющиеся элементы орнамента. Раппортной называют композицию, в которой орнаментальный мотив ритмически повторяется через одинаковые интервалы. Существуют различные типы раппортных композиций. Обычно мотив на длинных полотнищах располагают по принципам построения сетчатых орнаментов.

Для замкнутых текстильных композиций, например для платков, можно использовать такой прием: раппортное заполнение середины и четкая кайма. Возможно и много других вариантов.

Один из интереснейших видов орнамента получается, когда промежутки между мотивами составляют орнаментальные образы, то есть орнамент строится как бы без остатка.

Особая тема – орнамент и симметрия. Казалось бы, искусство и математические закономерности несовместимы, однако орнамент основан на точных расчетах.

Симметрией в искусстве называется точная закономерность расположения предметов или частей художественного целого.

Наиболее простым ее видом является зеркальная симметрия. Если узор можно разделить прямой линией на две равные части, каждая из которых как бы повторяет отражение другой в зеркале, то этот узор имеет зеркальную симметрию.

Плоскостью симметрии является линия, разделяющая смежные раппорты. Осью симметрии называется линия, при полном обороте вокруг которой происходит неоднократное совмещение орнамента. Ось симметрии проходит через центр композиции узора перпендикулярно к его плоскости.

Орнамент, созданный в круге делением его на равные части диаметрами, называется розеттой, или розеткой. Розетка, построенная на основе зеркальной симметрии, создает впечатление неподвижности. Те розетки, у которых отсутствует симметрия, вызывают ощущение движения. Симметрия помогает создать определенный ритм в орнаменте.

Не только симметричные, но и асимметричные орнаментальные композиции весьма разнообразны.

 

hello_html_673831d4.jpg

Структура орнамента СЛАЙД 14.

По композиционной структуре орнаменты разделяют на три широко распространенные разновидности: ленточные, замкнутые, сетчатые.

Ленточные, или фризовые, орнаменты имеют вид длинной полосы. Они обычно состоят из одного или нескольких мотивов, повторяющихся в определенном ритмическом порядке. Ритм может быть простым или сложным. Мотив может прерываться или быть непрерывно текущим.

Ленточный орнамент широко применяется для украшения одежды в виде вышивки, каймы, поясов, шарфов, головных уборов, для украшения предметов быта, архитектурных сооружений и т. д. Ленточный орнамент может быть расположен по краю предмета, может подчеркивать его конструктивно важные части, выделять высоту или ширину предмета. Это придает предмету выразительность, устойчивость, законченность.

Можно выделить несколько видов построения ленточных орнаментов. Они будут отличаться разным расположением орнаментального мотива относительно линии его переноса, которая является линией симметрии. Линия переноса в ленточном орнаменте может быть расположена в поперечном и продольном направлениях.

Асимметричный ленточный орнамент может быть построен на свободно развивающемся мотиве, имеющем отдельные элементы ритма.

Другим видом орнамента является замкнутый орнамент.

Здесь декоративные элементы сгруппированы так, что образуют замкнутое движение. Замкнутый орнамент компонуется на ограниченной плоскости любой формы. Он может быть расположен в квадрате, прямоугольнике, треугольнике, овале, круге и др. Подобные орнаменты используются при оформлении платков, салфеток, скатертей, ковров, головных уборов, посуды, мебели и т. д.

Замкнутый орнамент, как и ленточный, может иметь несколько видов построения. Каждый вид построения орнамента характеризуется разным количеством линий симметрии.

Орнамент, не имеющий линии симметрии, может быть построен на свободно развивающемся ритмическом расположении мотива, отдельные элементы которого, пропорционально согласуясь, уравновешивают композицию.

Третьей разновидностью композиционного построения орнамента являются сетчатые узоры. Мотивы этого орнамента располагаются вдоль многих осей переноса и создают движение во всех направлениях. Эти орнаменты предназначаются для оформления больших плоскостей: тканей, обоев, ковров и др. Они подчеркивают плоскостный характер поверхности, ее непрерывность.

Каждый сетчатый орнамент имеет одну из систем построения: квадратную, прямоугольную, ромбовидную, треугольную и др. На осях полученной сетки и в ее ячейках размещают мотивы орнамента или его отдельные звенья.

Особенности построения ленточных, замкнутых и сетчатых орнаментов помогают придать каждой орнаментальной композиции определенную выразительность и разнообразие.

Большое значение для построения композиции орнамента, кроме того, имеют уравновешенность его мотивов и фона, строгая последовательность их размещения на плоскости, ритмическое чередование орнаментальных мотивов и цветовых пятен. Работа с орнаментом помогает приобрести знания и навыки в построении композиции других живописных работ: натюрморта, пейзажа, портрета и т. д.

Композиция при построении орнамента

В композицию произведения декоративно-прикладного характера часто включаются орнамент и различного рода узоры, играющие важную роль в формировании образа. Один и тот же предмет, украшенный орнаментами разного типа: с крупными или мелким элементами, яркими или сдержанными по цвету, в каждом случае приобретает новое звучание. При этом учитывается связь орнамента с формой предмета.

Цвет реального предмета может быть заменен символическим. Таким образом, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции.

В декоративной композиции при построении орнаментов используют целый ряд средств художественной выразительности. Рассмотрим каждое средство в отдельности.

Достижению единства и художественной выразительности орнамента служат такие композиционные средства, как пропорции, ритм, масштаб и масштабность.

Пропорции

Пропорции в художественном произведении — это соотношение величин его элементов, а также отдельных элементов композиции со всем произведением в целом. Соблюдение пропорций играет важную роль в композиции, так как при этом создается благоприятное соотношение целого и его частей.

Статика и динамика

Композиционными приемами, часто дополняющими друг друга, являются статика и динамика.

СЛАЙД 15.

Статика — это состояние покоя, устойчивости, неподвижности. Статика характеризуется равновесием частей и элементов композиции.

Статичная композиция всегда имеет явный центр, вокруг которого организуются другие элементы.

Динамика характеризует композицию, в которой обязательно присутствует развитие, изменение, зрительное движение. В динамичной композиции последовательность восприятия зрителем ее элементов задается художником в соответствии с его замыслом. С помощью динамики можно выделить главное в композиции — композиционный центр.

Ритм СЛАЙД 16.

Важным средством приведения разнообразных форм и их элементов к гармоничному единству является ритм. Ритм (с греческого — течение) — чередование соизмеримых элементов какого- либо целого, совершающееся с закономерной последовательностью и частотой.

Ритмичность присуща различным явлениям и формам природы: смене времен года, дня и ночи, расположению листьев на ветке дерева, полос и пятен в окраске животных и т. п. Она существует во всех произведениях искусства: музыке (чередование звуков), поэзии (чередование рифм), архитектуре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (разнообразное повторение и чередование форм на плоскости или в пространстве).

Уже в странах Древнего Востока композиция орнаментов и костюмов была упорядочена и отличалась строгостью и наличием ритма. В искусстве Древнего Египта основной формой композиции являлся фриз, в котором ритмически чередовались изобразительные элементы. Ритм также прослеживался в ювелирных украшениях и костюмах.

В отличие от Египта в Древней Греции ритмические построения в росписях ваз, скульптуре, архитектуре и живописи стали более живыми, а древнегреческий костюм был построен на различных ритмах складок и драпировок.

В эпоху Возрождения ритмичное расчленение плоскости считалось одной из трех главных задач композиции наряду с перспективой и точкой зрения

Динамический ритмический ряд — это сложное проявление ритма при изменяющихся с определенной математической закономерностью размерах элементов и интервалах между ними. В отличие от метрического ритма, строящегося по принципу одинаковости, динамический ряд строится по принципу разнообразия, он характеризуется более сложными, неравномерными пропорциональными изменениями.

В динамическом ряду возможны следующие изменения:

— изменение величины чередующихся элементов при сохранении интервалов между ними;

— сохранение величин чередующихся элементов при изменении интервалов между ними;

— изменение и величин элементов, и интервалов между ними.

По способу организации элементов ритм может приобретать различные направления: вертикальное, горизонтальное, диагональное, радиально- лучевое и т.д.

Ритм как свойство композиции связан с особенностями зрительного восприятия. Ритмические ряды воспринимаются в направлении от больших элементов к меньшим, от темных — к светлым, от малых интервалов к большим.

Симметрия и асимметрия. Симметрия (с греческого — соразмерность) — одинаковость в расположении частей целого относительно оси, плоскости или центра. Симметрия характерна для всего живого и неживого в природе (листья, цветы, строение животных и человека, кристаллы, снежинки и т.д.).

Композиционная целостность достигается тогда, когда в композиции предусмотрено равновесие — состояние формы, в которой все элементы сбалансированы между собой. Такая композиция вызывает ощущение целостности и устойчивости.

В природе существует два вида симметрии: центрально- осевая (бабочка, птица, человек и т. д.) и радиально- лучевая, или осевая (цветок ромашки, подсолнечник, гриб, дерево). Плоскости симметрии растущих цветов, грибов, деревьев ориентированы всегда вертикально. Плоскость симметрии — это такая плоскость, которая делит форму на две зеркально равные части.

Характерной разновидностью симметрии является винтовая, возникающая как результат вращательного движения точки или линии вокруг оси и одновременного движения вдоль нее.

Асимметрия — это расположение элементов в композиции при отсутствии точки, оси или плоскости симметрии.

Асимметричная композиция применяется для подчеркивания динамичности решения. Главное условие цельности асимметричной формы — это ее композиционная уравновешенность.

Символика славянских орнаментов

Что такое – «символ»? СЛАЙД 17, 18.

«Символ» — элемент, обозначающий какой-либо предмет (живой или неживой природы), свойство предмета, какое-либо действие.

Поэтому «символом» являются очень многие вещи – буква из азбуки, слово, мелодия, рисунок, скульптура, даже какое-либо событие.

СЛАЙД 19. Сложная символика в орнаменте, символ Матери-Земли, символ Рожаниц.

СЛАЙД 20. Простейшие элементы в орнаменте.

СЛАЙД 21. Коло (круг, круговорот).

СЛАЙД 22. Символика цвета и орнамента в одежде.

СЛАЙД 23. Птицы и кони.

Для работы в сфере художественного творчества за основу в работе со цветом используется цветовой круг с хроматическими цветами или с ахроматическими цветами.

Проверка усвоенных знаний.  5 мин

А теперь давайте поиграем. Сейчас у нас образовалось две команды, и каждой команде нужен капитан- тот, кто будет координировать действия участников и отвечать за них. Это очень почетное звание- капитан команды! (Идёт назначение капитанов команд). Капитаны, подойдите, пожалуйста, ко мне для розыгрыша заданий (капитаны команд вытягивают карточку с заданным видом орнамента). Каждый капитан получил для своей команды карточку с заданным видом орнамента.

Теперь цель игры- обсуждая и совещаясь в команде, нарисовать придуманный орнамент, закрепить рисунок на доске и объяснить смысл придуманного орнамента, причину выбора такого орнамента — это сделает капитан команды!

Вопросы к учащимся:

Чем руководствовалась команда, делая выбор в пользу именно этих изображений?

(особенностями и формой изображенного на карточках орнамента).

У вас на столах есть все необходимое — бумага, карандаш, линейки, клей, наборы аппликационного материала. С помощью этих материалов и инструментов я предлагаю вам пофантазировать и создать ваши уникальные творческие работы. Из элементов, которые встречаются в русских народных орнаментах, вы создадите образцы своих орнаментов.

Физкультминутка Упражнения для расслабления глаз

Практическая работа

СЛАЙД 24.

Ваша задача:

  1. разделиться на две группы. Одна группа изготавливает симметричный орнамент, вторая группа изготавливает асимметричный орнамент.
    2) придумать и вырезать формы элементов орнаментов.
    3) составить и выбрать наиболее удачную композицию из полученных элементов.
    4) и, наконец, готовые работы вывесить на доску, т.е. — на просмотр.
    И еще вам необходимо подготовить пояснение к проделанной вами работе.

Текущий инструктаж учащихся — в процессе целевых обходов.

Первый обход: проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда, умениям осущест­влять зрительный самоконтроль.

Второй обход: проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности операций.

Третий обход: проверить готовность выполнения и качество работ учащихся.

В ходе выполнения практической работы играет спокойная музыка (два раза по 5 мин.) во время её звучания демонстрируются слайды и идёт дальнейший разговор по теме урока.

5.Закрепление изученного материала.

Учащимся предлагается ответить на вопросы с использованием рабочих листов урока. (они это могут делать в ходе выполнения практической работы, когда подсыхает клей).

Оформляется выставка готовых работ. Учащимся предлагается защитить свою работу (по одному человеку от группы).

6. Итог урока. Рефлексия

Предлагается выразить отношение к изученному материалу и своей деятельности на занятии с помощью листочков разного цвета, на которых написаны вопросы.

7.Информация о домашнем задании.

1. Выполнить образец геометрического орнамента из полосок бумаги.

2. Подготовить сообщение или презентацию по орнаменту, символике в орнаменте.

Интернет- источники :

http://www.irbis.vegu.ru/repos/8394/Html/0077.HTM

http://lektsii.com/1-33320.html

Приложения

Инструктаж по правилам безопасной работы с клеями

1.Избегать попадания клея на кожу.

2.Нельзя работать с клеями типа БФ, «Момент» вблизи источников тепла.

3. Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

4.Нельзя подносить банки с клеем близко к лицу. Нельзя клей нюхать. Это может отразиться на состоянии здоровья.

5.При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.После выполнения по склеиванию тщательно вымыть руки с мылом, а также промыть инструменты, которыми пользовались для нанесения клея.

Инструктаж по правилам безопасной работы с ножницами

1. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

2. При работе внимательно следите за направлением резания.

3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4. Не держите ножницы лезвием вверх.

6. Не режьте ножницами на ходу.

7. Не подходите к товарищу во время работы.

8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9. Во время работы удерживайте бумагу левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Рефлексия.

hello_html_m1c3c8975.png

1. Я узнал__________________________

________________________________________

2. Мне было интересно______ ____________________

________________________________________________

3. Мне понравилось _______________________________

________________________________________________

4. Теперь я смогу сам ___________________________

_________________________________________

Как монгольские орнаменты изображают нашу жизнь

Орнаменты — очень важная часть монгольского декоративного искусства. Они представляют собой традиционные художественные выражения, которые изображают происхождение, сущность и значение различных вещей и явлений нашей жизни и Вселенной. Первые фигурки и орнаменты включали реалистичные описания вещей и событий; позже они стали включать точки, линии и геометрические фигуры. Монголы описывают орнаментальные фигуры тремя разными способами: животные орнаменты с геометрическими мотивами называются хи (узором), орнаментальные узоры с округлыми изогнутыми бороздками называются угальз (свитки), а орнаментальные узоры с дуалистическими чертами называются арга билиг (спиральные узоры) .Орнаменты отражают здравый подход к жизни, который передается в Монголии из поколения в поколение. Орнаменты классифицируются по назначению и размещению: центральные орнаменты, угловые орнаменты, угловые орнаменты и бахромчатые орнаменты. В общем, кхи (узор) играет главную роль в дизайне, тогда как угальз (свитки) служат для обогащения основного рисунка. Орнамент, способный воссоздавать различные узоры, называется орнаментом-прототипом, а новый орнамент, который происходит из орнамента-прототипа, называется производным орнаментом.Со временем названия, значения и назначение орнаментов изменились, а элементы орнамента стали более абстрактными.

Символика орнамента

Монгольские орнаменты имеют символическое значение, относящееся к различным пожеланиям жизни

ornament ornament, которые могут выражаться тайно или сатирически. Например, есть украшения, которые символизируют силу, твердость, любовь, защиту, солидарность, единство, умножение, процветание, добросовестность, долголетие, хорошее здоровье, безопасность, славу и честь.Орнамент онгин хи символизирует сложность; украшения солнца, луны и звезды символизируют вечность; облачные орнаменты символизируют стремление к регулярным осадкам; горные украшения, стремление к прогрессу; рыбные орнаменты, вера в изначальный дуализм природы; и орнаменты tümennasan и ölzii, желание бесконечного изобилия и вечного добра соответственно.

ornament ornament

Растительный орнамент

Растительные орнаменты описывают цветы, деревья, листья и травы.По мере развития растительных орнаментов их оригинальные реалистичные изображения становились более выразительными и абстрактными.

Орнамент животных

Орнаменты животных — одно из величайших проявлений монгольского кочевого анимизма. Например, облачные орнаменты были переработаны в орнаменты, изображающие диких овец, верблюдов и драконов. Существуют различные виды рыбных украшений, изображающих двух, трех и четырех рыб, каждая из которых символизирует восточный дуализм.

ornament ornament

ornament ornament

Орнамент «Природные явления»
ornament ornament У монголов существует древняя традиция описания и изображения различных явлений природы и Вселенной, включая облака, горы, воду, солнце, огонь, луну и звезды.Орнаменты этого типа выражают красоту, торжественность, великолепие, мощь и таинственность матери-земли. Долгион кхи или волнистый орнамент возник во времена Хюнню и представляет собой красивый орнамент, символизирующий ритм природных явлений. Огненный орнамент является символическим выражением добра, удачи, силы и прогресса. Три части орнамента из огненного пламени представляют прошлое, настоящее и будущее. Поскольку шаманизм является первоначальной духовной верой монгольского народа, украшения солнца, луны и звезд связаны с шаманизмом.Эти орнаменты представлены в ярких и разнообразных стилях. Например, солнце можно изобразить как один или несколько кругов. Он также изображен с лучами самых разных стилей. Звездные и огненные украшения помещаются на уважаемые предметы, такие как идолы, тотемы, а также на чемодан с инструментами для разжигания огня.

ornament ornament

ornament ornament

Геометрический орнамент

Геометрические орнаменты также имеют древнюю историю в Монголии. Сначала они были относительно просты по конструкции.Но они стали более сложными и точными. Экзамен ornament ornament плес включает современные тюменнасан кхи, алхан кхи и тюмен ölzii кхи, которые произошли от древнего орнамента чагтан кхи, который использовался в период империи Хюнню. Свастика — еще один пример геометрического орнамента. Он произошел от изображения четырех конских голов в каменном и бронзовом веках. Существуют различные версии свастики, выражающие различные динамические значения. Треугольник, круг, квадрат и другие геометрические фигуры эволюционировали с определенными последовательностями и ритмами, и, таким образом, они создали множество других орнаментов.Например, зоосон хи, хорол, хан бугуивч, нар, саран хи и уулан хи имеют структуру хумбан хи, повторяющуюся в четыре или восемь раз. Монгольские кочевники-скотоводы использовали разные версии ölzii khee в узлах и узлах, которые они используют в традиционном образе жизни ornament ornament. Среди всех геометрических орнаментов, используемых монголами, ölzii khee — тот, который находится в центре и олицетворяет для них самые глубокие и почетные значения. Эволюция ölzii khee была сформирована тем, где и как она использовалась, а именно для украшения центра, края, угла или всего фона.Монголы создали различные другие версии ölzii khee, включая tümen ölzii, dan ölzii, davkhar ölzii, tuuhai ölzii, bashii ölzii, toonot ölzii и zaitar ölzii. Ölzii khee, khaan buguivch и khatan süikh схожи по своей основной структуре и значению. Интересно, что главными точками, составляющими их формы, становятся единицы ölzii.

ornament ornament

ornament ornament

ornament ornament

Эмблема Орнамент ornament ornament

Эмблема — это сложные фигуры, созданные с использованием различных абстрактных узоров, основанных на духовных убеждениях.Это могут быть тотемные предметы, такие как солнце, луна, небо, звезды, фигурки животных и другие символы с особым значением.

ornament ornament

Источник: ICHCAP.org

.

Геометрический орнамент PNG изображений | Векторные и PSD файлы

  • islamic moroccan seamless pattern and background set arabic geometric ornament, 3d, Abstract, Arab PNG and Vector

    исламский марокканский бесшовные модели и фон набор арабский геометрический орнамент

    4375 * 4375

  • geometric ornament element, Geometric Pattern, Geometric, Ornament PNG and PSD

    элемент геометрического орнамента

    1200 * 1200

  • modern luxury geometrical ornaments with lines seamless patterns background, Pattern, Background, Texture PNG and Vector

    современные роскошные геометрические орнаменты с линиями бесшовных узоров фона

    800 * 800

  • geometric ornament pattern, Islamic Ornament, Vintage Element, Mandala PNG and PSD

    геометрический орнамент узор

    1200 * 1200

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    набор векторных геометрических орнаментов 9000 * 5

    5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    Набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    Набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    Набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • 7

  • набор векторных орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    геометрические орнаменты набор векторных

    5100 * 5100

  • mandala seamless ancient geometry pattern golden round ornament decoration of, Mandala, Mystery, Circle PNG and Vector

    Мандала бесшовные древние геометрические узоры золотой круглый орнамент украшения

    4000 * 4000

  • islamic motive design, Colorful, Abstract, Alpona PNG and Vector

    islamic мотив дизайн

    1200 * 1200

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    геометрические орнаменты дизайн набор векторных

    5100 * 5100

  • mandala seamless ancient geometry pattern  golden round ornament decoration of line art of flower with stylized chakra symbol for yoga complex flourish weave medallion  tattoo print, Mandala, Mystery, Circle PNG and Vector древняя

    мандала бесшовная геометрия узор золотой круглый или намент украшение линии искусства цветка со стилизованным символом чакры для комплекса йоги процветать плетение медальон тату печать

    4000 * 4000

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    геометрические орнаменты дизайн набор векторных

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    геометрические орнаменты дизайн набор векторных

    5100 * 5100

  • decorative geometric ornament, Ornament, Geometric, Full Color PNG and PSD

    декоративный геометрический орнамент

    1200 * 1200

  • geometric ornaments design set vector, Set, Geometric, Ornament PNG and Vector

    геометрический орнамент векторный набор

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Set, Geometric, Ornament PNG and Vector

    геометрический орнамент векторный набор

  • 00

    00 5100 abstract seamless pattern vector seamless pattern repeating geometric ornament, Pattern, Abstract, Background PNG and Vector

    абстрактный бесшовные модели вектор бесшовные модели повторяющиеся геометрический орнамент

    800 * 800

  • geometric ornaments design set vector, Set, Geometric, Ornament PNG and Vector

    геометрические орнаменты дизайн набор векторных

    5100 * 5100

  • tribal geometric ornament seamless pattern vector  islamic motif illustration background  ceramic motif in black and white color, Abstract, African, American PNG and Vector

    племенных геометрический орнамент бесшовные модели вектор исламский мотив иллюстрации фона керамический мотив в черном и белый цвет

    1667 * 1667

  • geometric ornament colored, Geometric Pattern, Decoration, Indian PNG and PSD

    геометрический орнамент цветной

    1200 * 1200

  • geometric ornaments design set vector, Ornament, Floral, Pattern PNG and Vector

    геометрический орнамент набор векторных

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Set, Geometric, Ornament PNG and Vector

    геометрических орнаментов набор векторных 900 *

  • geometric ornaments design set vector, Abstract, Backdrop, Background PNG and Vector

    набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Set, Geometric, Ornament PNG and Vector

    набор векторных геометрических орнаментов

    5100 * 5100

  • geometric ornaments design set vector, Set, Geometric, Ornament PNG and Vector

    геометрических орнаментов набор векторных

    5100 * 5100

  • .
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Any Queries? Ask us a question at +0000000000