Народный русский костюм кокошник: Кокошник: от седой старины и до наших дней
Феномен Русского кокошника или древнее НЛП наших предков – MODA.RU
Современный человек иногда устает от бешенной гонки за модой, пестрого фаст-фэшн, навороченных гаджетов и прочих актуальных атрибутов успешности. В эти краткие минуты, глядя на какую-нибудь милую березку на обочине Рублево-Успенского шоссе, в человеке просыпается его психо-генетическая память, и вдруг хочется бросить все и уехать в тихую деревеньку за чем-то очень личным и сокровенным… Но тут загорается зеленый и мы мчимся дальше, а душа, всхлипнув мыслью об отпуске на Корсике, снова забивается в дальний уголок нашего существа.
Время летит, а внутренний ребенок все же просит чего-то простого и радостного, такого, как праздник Масленницы, с блинами, икрой и возможностью нарядиться в Русскую красавицу, как с полотен Маковского, в кокошнике и сарафане. Примерить, пусть и веселья ради, старинный и глубокий образ женственности и покоя наших прапрабабушек. Недаром в глянцевых журналах в фотоотчетах с проведенных светских мероприятий, то и дело мелькают наряженные Василисами светские львицы.
А между тем, Русский Кокошник в представлении многих современных граждан – это картонно-пластиковое изделие из сувенирной лавки для туристов или из набора костюма Снегурочки для детского или эротического выступления. И это неудивительно, ведь мало кому приходилось видеть своими глазами подлинные старинные образцы Русских головных уборов, настоящих произведений искусства, поражающих сложностью исполнения, красотой и гармоничными формами.
Что же такое за чудо, Русский Кокошник, повойник, венец, коруна, борушка ? Сколько тайных смыслов кроется в одних только названиях этих, практически потусторонних, сказочных предметах? В этой статье я немного расскажу о необычном назначении старинных головных уборов и поделюсь с читателем собственным опытом, полученным в процессе изготовления реплик и авторских образцов.
Начну с того, что многие русские головные уборы и предметы одежды полностью меняют пропорции и силуэты человеческого тела. В этом русский наряд очень близок к восточному. Но, даже японское кимоно, вкупе со сложными прическами и гримом, не сравнится с нашим , 63- сантиметровым Новгородским кокошником, дополненном душегреей и сарафаном.
Если заменить традиционный русский узор, на проводки и кнопки, а ткани на таком убранстве заменить на металлизированную фольгу, то перед нами вместо русской красавицы возникнет некое инопланетное существо в поразительном скафандре! Меня поражает фантазия наших предков, в изобретении причудливых форм головных уборов, которым позавидует и современный создатель фантастических фильмов про инопланетян! Где они могли такое увидеть?
Некоторые русские кокошники имели вид удлиненной торпеды и достигали в высоту до 60 сантиметров, при росте тогдашних женщин в среднем 135 – 150 сантиметров. А «размах крыльев» некоторых образцов доходил до 65 сантиметров, при такой же высоте. Сама одежда также состояла из широких сарафанов, пышных рубах с рукавами до земли, широких пирамидальных душегрей, дополнительных элементов различного назначения и самых удивительных форм.
Надевая такой кокошник и традиционный костюм, даже самая хрупкая и миниатюрная женщина уже не выглядела маленькой и беззащитной, она превращалась в роскошную двухметровую колонну из сложных геометрических силуэтов, оформленных яркой вышивкой, золотым шитьем, жемчугом, парчой, атласом! Именно так она превращалась в царицу, божество, символ могущественной женственности и олицетворяла спокойную веру в стабильность и продолжение рода. Любая простушка превращалась в сказочную красавицу, достойную восхищения и любви.
Конечно, менялось и поведение самой девушки. В таком наряде она самодостаточна, спокойна, уверена в себе. Меняется осанка, походка, взгляд. Многие художники уловили этот взгляд, и перенесли образ русской женщины на полотна, которыми мы восхищаемся и по сей день!
Русский костюм зачастую был безразмерным, что позволяло женщине прекрасно выглядеть и во время беременности, и в случае прибавке в весе. В те времена еще не существовало таких жестких канонов красоты, а уж о проблеме целлюлита никто и не догадывался!
Очень интересный эксперимент провели сотрудники одного исторического музея. Для фотосессии к изданию о истории костюма пригласили скромных сотрудниц музея примерить старинные наряды. Обычные женщины, облачившись в сарафаны и кокошники, моментально превратились в красавиц! Изменилось буквально все! И блеск глаз, и выражение лица, и осанка. Сравнив после свои фото в старинных костюмах и в обычной жизни, женщины, и даже их коллеги и родственники, отметили, что их совершенно невозможно узнать! Именно поэтому русские женщины гарантировано находили себе супруга и считались самыми красивыми!
Но русский традиционный костюм и особенно кокошник, несли в себе не только декоративную функцию. Это был своеобразный артефакт, магический предмет, амулет, оберег, принадлежавший не только женщине, а всему ее роду, и нес в себе много тайной зашифрованной информации. Начнем с того, что костюм и головной убор изготавливался к определенному важному событию в жизни женщины, например к свадьбе. Зачастую девушки сами шили себе подвенечный наряд и делали головной убор, или им выполняли его самые близкие родственницы, или же он доставался по наследству. Такие вещи практически никогда не покупали. А все потому, что во время
изготовления таких вещей проводили специальные обряды, при работе читали заклинания или молитвы, в изделия вшивали некие «предметы силы». На изготовление кокошника у рукодельницы уходило до года. Сшить и декорировать рубаху, сарафан, душегрею, было также очень нелегко. Все то время, что девушка шила себе подвенечный наряд, она вкладывала в него свои мыслеформы о счастливой семейной жизни, желала сама себе всего самого доброго и хорошего. Таким образом, она не только получала красивый наряд, но и программировала свое подсознание, а изготовленный кокошник, выражаясь современным термином из психологии, был своеобразным «якорем» для нее.
Наряды делали не только к свадьбе, но и ко всем важным событиям в жизни, вплоть до покупки дорогого имущества или предстоящего путешествия. Очень распространены были обережные пояса, около трех метров длинной, с вытканной молитвой или пожеланием. Этими поясами подпоясывались под сарафаном. Замкнутый круг, вкупе с нанесенным заклинанием или молитвой, имел большую защитную силу. А более того, он вызывал в сознании владельца уверенность и спокойствие.
Долгий и кропотливый процесс изготовления с параллельным программированием своего сознания позволял женщине добиться больших успехов в различных сферах своей жизни. Здесь мы видим не что иное, как нейро-лингвистическое программирование и самогипноз.
Такими же волшебными свойствами наделялись украшения. Например, для благополучного деторождения носили янтарные бусы и бусы из раковин каури. Огромную силу имел жемчуг. В северных регионах России, в реках обитал моллюск жемчужница, полностью истребленный ныне. Кокошники, нагрудные украшения, поручни и другие предметы одежды, щедро украшались огромным количеством жемчужин и битого перламутра. Считалось, чем больше жемчужных шишаков украшают кокошник, тем плодовитее, богаче и счастливее его хозяйка.
Узоры на одежде и головных уборах также неслучайны. Многие из них представляют собой древние славянские символы, знаки славянских богов, оберегающих владельца. После принятия крещения на Руси их все равно продолжали наносить на одежду и украшения, несмотря на запреты христианской церкви. Например, просватанной девушке, в дополнение к девичьей повязке, на макушку всегда клали защитный круг со знаком Рода, главного славянского бога, оберегавшего молодую от темных сил.
Каждый элемент костюма женщины не был просто декоративным или прикрывающим тело изделием, это был оберег, дающий хозяйке защиту и привлекающий удачу в ее жизнь.
Большое значение уделялось волосам женщины, олицетворяющим жизненную силу. Замужним женщинам – хранительницам очага и продолжательницам рода, их полагалось закрывать от посторонних взглядов, чтобы не сглазили счастье и благополучие семьи. Именно поэтому все их головные уборы надежно закрывали волосы своей хозяйки. После свадьбы в праздничные дни женщины носили богато украшенные кокошники, шитые золотом повойники и борушки – мягкие шапочки из бархата, парчи, атласа или же плотно расшитые золотной нитью. Борушка отличалась от повойника фасоном – на затылке она была приподнята за счет особого кроя. Часто поверх кокошника надевали фату – огромное полотно легкой ткани с богатым декором вышивкой и кружевом. На повойник или борушку сверху могли надеть расшитую золотой нитью шаль или нарядный платок. Распространенным был также головной убор сорока – нарядная имитация завязанного на голове платка. В менее праздничные дни женщины носили платки, повойники, борушки более скромно декорированные.
Молодые незамужние девушки носили девичьи повязки из бархата, парчи, атласа с богатым
декором золотой нитью, жемчугом, канителью, бисером. На свадьбу сверху на повязку надевали жемчужный венец или коруну, который крепился к повязке плотным сцеплением, благодаря нашитому толстому шнуру. Многослойная конструкция головного убора включала в себя поднизь – ажурный элемент из мелкого жемчуга, бисера или бахромы, спускающийся на лоб. Волосы заплетались в косу, красиво оформленную атласными лентами. Обязательным элементом был косник или накосник – богатое украшение, закрывающее самый кончик девичьей косы. На него обязательно наносились охранные символы, часто в косник вшивался ладан.
В разных регионах России фасоны головных уборов существенно отличались. По форме головного убора можно было легко определить, откуда родом женщина.
Очень интересно, за счет чего кокошник держал свою форму. Внутри огромных кокошников находился каркас из бересты – легкого и прочного материала. Кроме того, береза олицетворяла женское начало и продолжение рода, в славянской мифологии это было дерево богини любви Лады, так что береста несла в себе еще и некую магическую функцию.
Древнейшим исконно русским способом оформления кокошников и украшений было так называемое «сажение по бели». Бель – это льняной шнур белого или светло-серого цвета, который нашивали на фон изделия, чаще в два ряда по контуру узора. Затем сверху на шнур крепился – «сажался» жемчуг, предварительно нанизанный на тонкую шелковую, льняную нить или конский волос. Таким образом, узор получался объемным. Работа по созданию таких изделий была трудоемкая и кропотливая, пришивалась каждая жемчужина. Часто кокошник или венец делали ажурным, когда прорезали фон, после крепления бели.
В 19 веке очень распространено было золотое шитье драгоценной или мишурной нитью. Для создания золотой нити слиток золота расплющивали и прокатывали между валами, создавая сначала тончайшую фольгу, которую далее нарезали на тонкие нити. Часто золото навивали на шелковую нить для толщины и крепости.
Чтобы пришить золотую нить к фону, ее выкладывали параллельно рисунку и закрепляли другой нитью, обычно желтой или цветной шелковой. Чтобы рисунок получился объемным, из бересты вырезали элементы узора, размещали их на фон изделия и обшивали золотой нитью. Декор мог дополняться золотыми или мишурными блестками, обшивался по контуру золотым или цветным шнуром. Эта работа требовала огромного терпения и кропотливого многомесячного труда для создания одного изделия. Много произведений искусства было создано в монастырях. При
выполнении вышивки монахини читали молитвы и вносили в создаваемое украшение частичку своей души.
На одном антикварном аукционе мне посчастливилось приобрести такой повойник, полностью расшитый золотой нитью, да еще и в идеальном состоянии. Он был похож на золотой шлем. Взяв в руки свою «добычу», я не могла поверить, что вышивка произведена вручную – настолько ровными и идеальными были стежки. Меня также поразил размер головного убора – он мог подойти только ребенку, хотя предназначался для взрослой замужней женщины. Усадка исключалась, так как он был полностью в плотном золотом узоре.
Другим интересным экспонатом моей коллекции стала борушка из Вологды – мягкая шапочка, расшитая во фронтальной части золотым шитьем по бересте, а на затылке был выполнен объемный славянский узор серебристой нитью по тканевой основе. Борушка была немного потрепанная, поэтому явно можно было рассмотреть кусочки бересты под золотым шитьем и тканевую набивку затылочного узора. Размер борушки был еще меньше, чем у золотого повойника! Она с трудом налезала на мою пятилетнюю племянницу!
Однажды я приобрела бархатный венец из Московской губернии 19 века. Он оказался с секретом! Я решила немного его отреставрировать, заменить потертую подкладку. Под подкладкой обнаружилась картонка, вырезанная из похвального листа-грамоты почетному работнику образования того времени! А под картонкой был еще один «культурный слой». Видимо мой венец был значительно старше, чем я думала, и его уже реставрировали несколько раз, нашивая новую картонку для плотности и новую подкладку!
Каждый старинный кокошник – это удивительный живой посланник от женщин прошлого! Реставрируя такую вещь, я чувствую присутствие древней мастерицы, с которой я работаю в тандеме, но спустя 150-200 лет!!!
Больше всего меня привлекают старинные венцы и кокошники Русского Севера – Архангельской губернии, украшенные, ныне полностью истребленным, пресноводным жемчугом северных рек. Я решила создать нечто похожее. На первый венец у меня ушло более 80 часов работы, хотя он был довольно простой. В процессе создания мозг отключается, мысли останавливаются, все мое существо впадает в медитативное состояние, в котором приходят озарения и глубинное понимание сути наболевших проблем и проблемы после этого решаются сами!!!
Только создав такую вещь, я поняла, что представлял собой венец или кокошник для русской женщины: это универсальный прибор трансформации своей судьбы! Мастерица вшивала в головной убор свои мыслеформы, представляя свою счастливую жизнь, или счастье своей родственницы, для которой предназначался убор. Получалось что-то наподобие чудотворной иконы, предназначенной для конкретной женщины и ее рода, ведь такие вещи передавались по наследству!
В настоящее время у меня собралась коллекция головных уборов сделанных мною и отреставрированных старинных; костюмов и украшений — старинных и современных.
Многие считают бессмысленным иметь традиционный народный костюм, ведь такие вещи давно никто не носит. Но, все знают, что одна из самых развитых стран современного мира, это Япония. А в Японии свято чтят традиции и память предков. У каждого, уважающего себя японца, есть традиционный костюм – кимоно, который стоит огромных денег. Конечно, такие вещи не носят каждый день, их могут надеть всего несколько раз в жизни и передать по наследству детям. Именно традиции, как связующая нить между поколениями, делает нацию духовно развитой и сильной. Сейчас в Российском образовании активно внедряют предметы по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию молодежи, а изучение истории народного костюма очень гармонично вписывается в такую образовательную программу и восстанавливает утраченные связи между поколениями!
Руководитель проекта
«Музейная Мастерская Русского Кокошника и традиционного народного костюма»
Владлена Гринблат
Красота покоя: история женского русского народного костюма: основные элементы, интересные факты
Женский русский народный костюм гармонично объединил в себе несколько предметов гардероба, выполненных в общей стилистике. Использование разнообразной вышивки и тканей позволяло отобразить в наряде культурное богатство нашей страны, невероятную красоту её природы. Отличительная черта одеяний девушек на Руси – многослойность, насыщенность оттенков и вычурная отделка.
Основные детали русского народного костюма красен девиц
Согласно многочисленным исследованиям в двенадцатом столетии для пошива национального наряда славяне использовали домотканый холст и шерсть. Но с девятнадцатого века на смену простым материям пришли такие ткани, как шёлк, атлас, ситец. Большим спросом пользовалась парча, декорированная растительным узором.
Когда заходит речь о традиционном одеянии русской барышни многие обыватели представляют себе женщину, облаченную в длинный сарафан и огромный кокошник. Да, именно так выглядят славянские модницы на архивных фотоснимках. Но на самом деле русский женский костюм отличался разнообразием, хотя и включал в себя несколько обязательных элементов.
Головной убор
Зависел от возраста девушки и ее семейного статуса. Он играл определяющую роль в наряде. Юные барышни, не обремененные узами брака, часть локонов оставляли непокрытыми. Элементы русского народного женского костюма в этом случае были простыми и неброскими. Девушки предпочитали использовать ленты, обручи, повязки или ажурные венцы.
После свадебной церемонии и проведения обряда «расплетения косы», барышня становилась женщиной и получала право носить головной убор под названием «кичка молодухи». После рождения ребёнка его сменяла рогатая или лопатообразная кика, которая являлась символом плодородия и способности к деторождению.
Замужние дамы полностью закрывали волосы головным убором. Согласно древним традициям поверх кички надевали убрус (платок).
Корона русских красавиц – кокошник, считался праздничным аксессуаром. Носить его могли только семейные дамы. Кичку надевали перед выходом на улицу, а вот в домашних условиях женщины предпочитали использовать головной убор попроще – повойник (чепчик). |
Платок
Неотъемлемый элемент гардероба замужней барышни. Его надевали поверх кики, которую доставали из шкафа лишь по великим праздникам. Изначально носили тканевые изделия, под низ натягивали шапочки из шерсти.
Пуховой аксессуар часто дарили на церемонии бракосочетания. Поскольку после обретения статуса замужней дамы, выйти из дома с непокрытой головой считалось позором.
Убрус порой достигал ширины пятидесяти сантиметров. Чаще всего платок сшили из тонкого полотна прямоугольной формы. Один конец изделия всегда декорировали вышивкой из серебряных или золотых нитей. Он свисал на плечо, девушки никогда не прятали его под верхнюю одежду.
Вторым концом платка обвязывали голову и подкалывали с помощью булавочки под подбородком. В десятом столетии поверх убруса располагали целый комплект ювелирных украшений.
Спустя некоторое время платок стали шить из куска ткани треугольной формы. В этом случае оба конца изделия закалывали под подбородком либо закрепляли на макушке с помощью фигурного узла. Некоторые девушки предпочитали опускать богато расшитые концы аксессуара на плечи или закидывали за спину. Подобная мода пришла в страну лишь в восемнадцатом столетии.
До этого момента дамы просто туго обвязывали шею, а незамысловатый узел располагали на макушке. Подобную методику современники именовали «головкой». Считалось, что с помощью платка девушка могла подчеркнуть свою индивидуальность и красоту.
Вернуться к оглавлению
Женская рубаха
Один из главных элементов традиционного наряда. Для ее пошива брали хлопок, лён или дорогостоящие ткани (например, шёлк). Длина рубахи не ниже щиколоток. Подол, рукава и ворот обильно украшали разнообразной вышивкой, орнаментом.
Причем тип узора и его расцветка отличались в зависимости от того, в каком регионе проживала барышня. Например, дамы из Воронежа предпочитали рисунки чёрного оттенка, которые отличались строгостью и изысканностью. В Тульской и Курской губерниях рубахи декорировали орнаментом из красной нити. На севере и в центре страны преобладал синий, золотистый и алый цвет.
Для каждого типа деятельности имелась своя сорочка. Например, у барышни были «посевные», «пожнивные» рубахи. При этом рабочий предмет гардероба обладал богатым декором и приравнивался к праздничному одеянию. |
Славянские барышни часто вышивали на рубахах молитвенные обереги или заклинательные знаки. Они искренне верили, что, отбирая у земли ее плоды, отнимая жизнь у ржи или пшеницы, они нарушают естественную гармонию и вступают в конфликт с природой. Перед забоем животного или скосом травы девушки обязательно говорили: «Господи, прости меня!».
Отдельного внимания заслуживает этимология слова «рубаха». Происходит оно вовсе не от глагола «рубить», как многие могут подумать, хотя колоть дрова в ней очень удобно. Истоки названия в слове «рубь», то есть рубеж.
Получается, что рубаха – это сшитое полотнище с рубчиками. Ранее сорочки не подшивали, а подрубали. Впрочем, в некоторых поселениях подобные выражения используют до сих пор.
Сарафан
Название одежды происходит от персидского «сарон па» – «через голову». Впервые упоминание о нем встречается в летописи, датированной 1376 годом. Традиционная модель имела форму трапеции и надевалась поверх рубахи.
Изначально это был элемент мужского гардероба, предназначенное для праздничных мероприятий. Княжеское одеяние с длинными рукавами сшили из дорогостоящей материи – шёлк, бархат, парча. От знати сарафан перешел к духовенству, а потом до него добрались и девушки.
Существует множество разновидностей национального «платья»: глухие, распашные, прямые. В первом случае косоклинный сарафан имел продольные клинья и скошенные боковые вставки. Для распашного одеяния брали два полотнища и соединяли их с помощью пуговиц или иной застёжки. Прямой сарафан имел широкие лямки.
Самые популярные оттенки: зелёный, красный, синий, голубой, вишнёвый. Для праздничных мероприятий и свадебных церемоний вещи шили из парчи или шёлка, повседневные модели создавали из ситца или сукна. Иностранное слово «сарафан» крайне редко встречалось в древнерусских поседениях. Чаще всего вещь именовали штофник, костыч или синяк.
Поверх сарафанчика дамы натягивали душегрейку (аналог современной кофточки). Для простого народа она считалась праздничным одеянием, для аристократов повседневной вещью. Телогрейку шили из дорогостоящей материи (бархат, парча). |
Императрица Екатерина Великая, слывшая законодательницей моды в те времена, вернула подзабытый элемент гардероба в обиход. Ведь Петр Первый, увлекшийся многочисленными реформами, не только заставил бояр сбрить бороды, но и запретил носить национальный костюм. Правитель мечтал стать на шаг ближе к Европе.
Государыня имела прямо противоположное мнение. Она считала, что в славянах необходим воспитывать чувство собственного достоинства и гордости. Встав у власти, Екатерина сама начала регулярно облачаться в сарафаны. Вскоре ее примеру последовали придворные дамы.
Если верить археологическим раскопкам, сарафан появился на Руси в четырнадцатом столетии. До восемнадцатого века их носили все слои населения, независимо от социального статуса. После реформ Петра Первого сарафан считали крестьянской одеждой. Но благодаря Екатерине одеяние совершило головокружительный камбэк и вновь вознеслось на вершину модного пьедестала.
Передник
Фартук не только защищал вещи от различных загрязнений, но и выполнял роль декоративного элемента. Его носили в качестве украшения праздничного одеяния, чтобы создать завершенный и монументальный образ.
Передник повязывали поверх сорочки, сарафана и поневы (юбка). На Руси в обиходе было слово «запон», происходившее от глагола «запинати» (закрывать). Фартуку уделяли особое внимание при декорировании. Это был самый яркий элемент наряда, украшенный вышивкой, лентами и разнообразной отделкой.
Края передника оформляли с помощью кружева и оборок. По вышивке, которой декорировали фартук, можно узнать много интересного про девушку: семейный статус, наличие и количество детей, вкусы владельцы и т. д. Каждый завиток узор и мельчайшая деталь подчеркивали индивидуальность барышни и несли особый смысл.
Женские сапожки
На народные гуляния и праздничные мероприятия девушки надевали туфли на плоской подошве, выполненные из цветной кожи. Для повседневного ношения использовали сапоги и башмаки. Чтобы их пошить брали бархат, парчу или натуральную кожу.
С конца шестнадцатого столетия русский народный женский костюм пополнился сапожками на небольшом каблуке.
Обувь для девушек отличалась невысоким голенищем. Часто ее декорировали разнообразной вышивкой или украшали драгоценными камнями. Подошву подбивали маленькими гвоздиками, под каблуком закрепляли скобы из серебра.
С семнадцатого столетия в моду вошли башмаки. Они были более комфортными, чем сапоги, поскольку имели короткое голенище. Для пошива брали атлас, бархат, шёлк. Их также обильно декорировали. Самые распространенные расцветки – жёлтый, зелёный, алый.
Вернуться к оглавлению
Понева
Проще говоря, юбка. Считалась обязательным элементом костюма для замужней барышни. Состояла из трех полотнищ, встречались глухие и распашные модели. Длина юбки напрямую зависела от длины сорочки. Подол изделия украшали орнаментом, вышивкой. Для пошива вещи чаще всего брали полушерстяную клетчатую материю.
Юбку надевали на рубаху и оборачивали вокруг бедер. Чтобы она не спадала, изделие на талии закрепляли шерстяным шнурком. На Руси широкое распространение получил обряд надевания поневы. Это означало, что девушка готова к замужеству.
Пояс
Неотъемлемый элемент женского национального костюма. В старину было принято подпоясывать нижнюю сорочку. Существовал даже специальный обряд, в котором новорожденную крошку опоясывали. Ритуал проводили для защиты ребенка от нечисти и сглаза.
Существовало поверье, что пояс – это своеобразный магический амулет. Его не снимали даже отправляясь в баню. Считалось большим грехом разгуливать по улице с неподпоясанной рубахой. |
В конце девятнадцатого столетия в южных регионах «ремешок» носили под сарафаном. Для их пошива брали лён, шерсть или хлопок. Их вязали либо ткали. Иногда кушак достигал длины трех метров. Подобные изделия предписывали носить незамужним девушкам.
А вот женщины, прошедшие процедуру венчания, облачались в пояс с объемным геометрическим орнаментом. Для праздничных мероприятий дамы доставали из гардероба жёлто-красный кушак из шерсти, декорированный тесьмой.
Украшения народного костюма для женщин
Специфическим аксессуаром славянских дам были уникальные височные кольца. Также часто встречались такие украшения, как бусы, ожерелья и массивные браслеты.
В кинофильмах женщин Древней Руси часто изображают с огромными и сложными аксессуарами, но поскольку в стране было слабо развита ювелирная отрасль, основная часть изделий отличалась простотой.
На древнерусских модницах чаще всего можно было увидеть серьги и ожерелья. Выделялось несколько разновидностей этих аксессуаров. Среди сережек наибольшей популярностью пользовались следующие модели:
- Колты. Золотые или серебряные литые подвески, которые располагались на лентах возле виска. Они заменяли традиционные серьги и одновременно служили защитным амулетом. Представляли собой два выпуклых щитка, соединенных друг с другом и оснащенных сверху дужкой для подвешивания. Имеют округлую форму или выполнены в виде звезды.
- Пясы. Вошли в обиход с четырнадцатого века. Это массивные подвески на кольце, оснащенные по краю колокольчиками. Крепились к головному убору и уху.
- Одинцы, двойчатки. Появились на Руси в пятнадцатом веке. Висячие сережки с одной, двумя или тремя стержнями декорированными шариками, бусинками или жемчугом.
- Голубцы (орлики). Украшение получило распространение в шестнадцатом веке. Массивные серьги, напоминающие фигурку одной или двух птиц.
Не меньшей популярностью, чем сережки у барышень пользовались ожерелья. Их разнообразие и красота до сих пор поражает воображение:
- Гайтан. Нагрудный или наспинный аксессуар, состоявший из сплетенных металлических колец. В наши дни гайтана — это длинная полоска бисера шириной до десяти сантиметров. Два ее конца соединены подвеской с украшением.
- Грибатка. Бисерная полоса, которая с помощью медальонов поделена на равные участки. Внизу может смыкаться или нет.
- Колодочка. Имитирует тело змеи. Туго сплетенный объемный «ошейник» из бисера или цепочки пользовался популярностью в Калуге и Рязани.
- Гривна. Ободок, который надевали на шею. Некоторые модели оснащены широкой ставкой из золота или серебра.
Большим спросом у древнерусских красавиц пользовались перлы. Это оригинальное ожерелье из речного жемчуга, нанизанного на конский волос.
Заключение
Девушка в русском народном костюме – это воплощение красоты, скромности и изящности. Традиционное одеяние барышень Древней Руси отличалось разнообразием и яркими расцветками. Практически каждая деталь наряда была декорирована оригинальной вышивкой или орнаментом.
Посмотрев видеосюжет, вы получите дополнительные сведения о такой детали народного костюма, как рубаха.
Вернуться к оглавлению
История «запретной женственности» — Wonderzine
Значение вышивки
Обычно головной убор делали мастерицы-кокошницы в городах или же в больших сёлах. Кокошники продавали на ярмарках, а иногда делали на заказ. В ход шла дорогая ткань, которую расшивали золотыми и серебряными нитями, бисером, цветными камнями в металлической оправе, а потом натягивали её на бересту. Кокошники украшали жемчужными подвесками, которые спускались на лоб, — их называли подницей; в XVIII веке такие уборы могли себе позволить только очень богатые семьи. Каждая нить и узор на были там неспроста: традиционно по центру располагался символ плодородия, а по бокам — фигуры лебедей как символ верности супругу и семье.
Тыльную часть украшало дерево («древо жизни»), каждая ветвь которого имитировала новое поколение, а на ветвях располагалась всевозможная флора и фауна. На каргопольских кокошниках (Архангельская область) были вышиты золотые звёзды, на «лбу» обычно располагалось солнце, а по бокам — небесные знаки. Набор тайных знаков служил ещё и оберегом, женственность на Руси, с одной стороны, вызывала страх, а с другой — её сакрализировали.
Национальный символ
На нынешнем фестивале футбола кокошнику суждено было стать символом всего «русского». Во-первых, кокошник — это красиво, а во-вторых, в массовом бессознательном это атрибут всего сказочного, от Царевны-Лебедь до Cнегурочки. Кокошник, как часть народного костюма, хранит в себе традиции вышивки и ремесла, которые незаслуженно забыты. Уже сейчас подобия кокошников можно найти у европейских инстаграм-брендов — например, у Eliurpi. Так что вслед за вышиванкой он вполне может стать новым модным трендом.
При этом мало кто отдаёт себе отчёт в том, что исходно кокошник был символом стигматизации самого женского образа. Так что нынешний уход в сторону маскарадности (на чемпионате мира кокошник массово надевали на себя и мужчины) — разумное свидетельство того, что женских волос, как и женщин в целом, бояться не следует, ну а замужним (да и незамужним) женщинам волосы можно и не скрывать.
Фотографии: Eliurpi, Library of Congress/Prokudin-Gorskii Collection, Wikimedia Commons (1, 2, 3, 4), Мосфильм
Для чего женщины на Руси носили кокошники: интересные факты
Кокошник является символом русского национального одеяния. Без этого головного убора сложно представить образ русской красавицы, начиная от бедной деревенской женщины и заканчивая привилегированной особой царских кровей. Само название «кокошник» берет свое начало от древнего языческого слова «кокошь». В переводе оно означает «наседка» или «курица».
Символ замужества
Стоит отметить, что кокошник позволено было носить только дамам, которые вышли замуж. В те далекие времена не только мусульмане считали, что женщинам необходимо покрывать голову. Русский народ также отличался скромностью нравов и всем девушкам, и женщинам было положено прятать волосы под головным убором. Но именно замужние дамы носили кокошники.
Необычная форма
Форм этого головного убора в старинные времена насчитывалось достаточно. Однако и тогда существовала своя мода. Красавицы чаще всего предпочитали кокошник в виде шапочки с пологим или совершенно плоским дном. К основанию прицеплялся высокий гребень, напоминающий изящный полумесяц.
Интересно, что за основу полумесяца бралась просто плотная бумага, но ее обтягивали благородными тканями. Чаще всего использовался бархат. Материал впоследствии украшали бусами, серебряными нитями, жемчугом и бисером. Богатые и знаменитые дамы могли себе позволить украшения из драгоценных камней.
История возникновения
Достоверно не известно, когда появились кокошники, а главное, когда началась всеобщая на них мода. Однако, судя по имеющимся историческим источникам, специалисты сделали вывод о том, что головной убор был в ходу уже в Х веке. Сохранились изображения древнерусских дам в головных уборах, сильно напоминающие известные всем кокошники. Но лишь с течением времени он превратился в неотъемлемую часть одеяния замужней женщины.
Новшества Петра I
Изначально кокошник не был привилегией каких-то слоев населения. Их носили все женщины, независимо от материального статуса. Однако реформы Петра I не прошли бесследно и повлияли даже на одежду русских девушек. Кокошники остались лишь как часть национального костюма. Причем форма и внешний вид существенно отличались у крестьянки, мещанки или купчихи.
Были мастерицы на Руси
Кокошник мастерили рукодельницы. Даже в бедной крестьянской семье существовала традиция, когда особенный кокошник передавали девушке на выданье по наследству. Но женщина не носила просто так данный головной убор. Его одевали только на праздники или торжественные случаи.
Разглядывая костюмы тех времен, можно проследить тенденцию массивности и статности. Именно кокошник был достойным продолжением такого образа.
А как же незамужние девицы
Незамужним девушкам также необходимо было покрывать голову. Но для этого в древней Руси предназначались венцы. Их отличие состояло в том, что волосы девушки оставались видны.
Образы влиятельных дам
Придворная мода отличалась изысканностью, использованием дорогих тканей и украшений. Однако кокошник и здесь был частью костюма знатной барышни. Достоверно известно, что, показывая близость к простому русскому народу, Екатерина II часто надевала кокошник. Сохранилось много портретов русской императрицы в этом головном уборе. Более того, она буквально заставляла и придворных дам одевать его в особых случаях.
Особый женский стиль
Николай I также был неравнодушен к кокошникам и даже ввел особый женский наряд, состоящий из платья и головного убора. Причем замужние дамы должны были носить кокошник, а незамужние – повязку на голове. Цвет головного убора, его отделка и форма завесили от ранга, к которому принадлежала дама. Фрейлины обязаны были носить один головной убор, подчеркивающий их статус, а статс-дамы – совершенно другой.
Мнение иностранцев
В путевых записях французского путешественника маркиза де Кюстин сохранились описания женского кокошника. Он описал его как обязательный элемент национального одеяния придворных женщин. При этом головной убор показался путешественнику старомодным и импозантным одновременно. Француз также указал, что кокошник подходит красивым дамам, прибавляя им величественности и благородства. Но вот невзрачным женщинам только вредит.
Наследие русской истории
У императрицы Марии Федоровны, которая была женой Александра III, также был кокошник. Но головной убор был восхитителен и украшен бриллиантами. Сестра Марии Александра тоже заказала себе подобный головной убор. До сих пор кокошник Александры Датской, скорее напоминающий драгоценную тиару, хранится среди драгоценностей великой Елизаветы II и является олицетворением русской моды и величия.
Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание
ИСТОРИЯ КОКОШНИКА — ТАЙНЫ РУССКОГО КОСТЮМА » Народное Информационное Агентство
Опубликовано: 16 март 2019 г.
История кокошника полна тайн и загадок, а точного ввремени его появления не знает никто.
Коко́шник — старинный русский головной убор в виде опахала или округлого щита вокруг головы. Кичка и сорока носились только замужними женщинами, а кокошник — в том числе незамужними. Кокошник представляет собой лёгкий веер из толстой бумаги, пришитый к шапочке или волоснику; он состоит из убранного начельника и донца, или начельника и волосинка, со спуском позади ленты. В XIX в. бытовал в купеческой и крестьянской среде (главным образом в северных губерниях), а в допетровской Руси — и в боярской.
Название «кокошник» происходит от древнеславянского «кокош», обозначавшего курицу и петуха. Характерная черта кокошника — гребень, форма которого в разных губерниях была различной. Так, например, в Псковской, Костромской, Нижегородской, Саратовской и
Владимирской землях кокошники напоминали по форме наконечник стрелы. В
Симбирской же губернии женщины носили кокошники полумесяцем. В других
местах схожие с кокошниками головные уборы назывались «каблучок»,
«наклон», «злотоглав», «рогачка», «кокуй», или, например, «сорока».
Кокошники делали на твёрдой основе, сверху украшали парчой, позументом, бисером, бусами, жемчугом, у наиболее богатых — драгоценными камнями.
Кокошники были очень разнообразны по конструкции и характеру украшений. При этом главной их особенностью было то, что они плотно охватывали голову женщины, закрывая волосы, заплетенные в две косы и уложенные венком или пучком.
Обычай закрывать волосы замужней женщины с глубокой древности известен всем славянским народам Восточной и Западной Европы и связан с дохристианскими религиозными представлениями. В русской деревне принято было считать, что женщина с непокрытой головой может принести несчастье дому: вызвать неурожай, падеж скота, болезни людей и т. д.
Кокошники изготавливались обычно профессиональными мастерицами, продавались в деревенских лавочках, городских магазинах, на ярмарках или делались на заказ. Крестьяне бережно хранили кокошники, передавали их по наследству, часто они использовались несколькими поколениями. Кокошники считались большой семейной ценностью.
Кокошник считался праздничным и даже свадебным головным убором. Его расшивали различными орнаментами-оберегами и символами супружеской верности и плодородия, т. о. кокошник был не только украшением женщины, но и ее оберегом.
В Симбирской губернии впервые его одевали в день свадьбы, а затем носили по большим праздникам до рождения первого ребенка. Изготавливали кокошники в городах, в больших селах и монастырях специальные мастерицы-кокошницы. Они вышивали золотом, серебром и жемчугом дорогую ткань, а затем натягивали ее на твердую (берестяную, позже картонную) основу. Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями — сеткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна — низко спадающие на плечи нити жемчужных бус. Такой убор стоил очень дорого, поэтому кокошники тщательно сохранялись в семье и передавались по наследству.
Орнамент очелья кокошника обязательно состоял из трех частей. Позумент — металлическая ленточка — обрисовывает его по краям, а внутри каждой части «канителью» (витая проволочка) вышивается орнамент — оберег. В центре располагается стилизованная «лягушка» — знак плодородия, по бокам — S-образные фигуры лебедей — символов супружеской верности. Тыльная часть кокошника вышивалась особенно богато: стилизованный куст символизировал древо жизни, каждая веточка которого — новое поколение; часто располагалась над веточками пара птиц, символ связи земли и неба и брачующейся пары, в лапках птиц — семена и плоды. Таким образом, кокошник не просто украшал головы, а был женским оберегом.
Более поздние кокошники в виде шапочки орнаментированы просто красивым орнаментом свадебной символики «виноград и роза», появившейся в вышивке под влиянием городской моды, и олицетворявшей в народном сознании «сладку ягодку и аленький цветочек».
Женский головной убор в своих формах и декоре более других частей костюма сохранял архаичные черты, содержитмногочисленные временные напластования. Головные уборы хранились в семьях из поколения в поколение и были непременной частью приданного невесты из зажиточной семьи.
Петр I своими указами запретил боярышням носить этот головной убор. Но кокошник выжил в крестьянской среде как атрибут праздничной или свадебной одежды.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.
В Екатерининскую эпоху возрождается интерес к русской истории и российским древностям.
Увлечение русской стариной становится модным при дворе. Проявляется внимание и к женскому боярскому и царскому костюму Московской Руси XVII в. В моду входит придворное платье, напоминающее сарафан и дополненное кокошником и длинной сборчатой рубашкой. Сохранилось описание костюма Екатерины II, относящееся к 1863 г.: «Императрица была в ало-бархатном русском платье, унизанном крупным жемчугом, со звездою на груди и в бриллиантовой диадеме на голове…».
Война с Наполеоном, всколыхнув небывалую волну русского патриотизма, вернула интерес ко всему национальному и в литературе, и в поэзии, и в одежде. В 1812-1814 годах в европейскую моду вошли красные и синие русские сарафаны с ампирной талией и филигранными пуговицами спереди. На портретах того грозного времени в них запечатлены и англичанки, и императрица Елизавета Алексеевна, супруга Александра I, и даже француженки. Прорусское движение в моде вернуло в светское общество некое подобие старинных кокошников.
В 1834 году Николай I издал указ, вводивший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами «а-ля бояр» и длинной юбки со шлейфом.
Платья эти к концу XIX века часто шила в Петербурге мастерская Ольги Бульбенковой из бархата разных цветов и парчи (для императрицы и великих княгинь) со вставками из белого атласа. Рисунок роскошных золотых вышивок был предопределен указом в соответствии с положением дамы при дворе. Порядок ношения этих платьев сохранился в России вплоть до отречения Николая II в феврале 1917 года.
Источник
Кокошник своими руками из картона: как сделать русский народный кокошник из бумаги по трафаретам, шаблонам для распечатки и вырезания
Очень часто для разных тематических праздников необходим к русскому костюму кокошник, чтобы завершить образ. На новогодний бал, масленицу, или как реквизит для исполнения русского народного танца это элемент крайне необходим не только детям в саду или школе, но и взрослым. Предлагаем Вам информацию о том, как создать кокошник своими руками из картона: шаблоны, видеоматериалы, схемы, поэтапная сборка как делать и для помощи — различные варианты готовых кокошников. Красивый головной убор из исторического прошлого обязательно получится изготовить, даже юным «мастерам».
Как сделать бумажный кокошник на голову
Кокошник (кокошь означает «курица, наседка», похожий на гребень) у русских женщин на протяжении столетий был важным элементом гардероба. И если в Средневековье его носили только замужние женщины, то в более позднее время он стал популярен и среди девушек, которые носили подобие кокошника – венцы.
В наши дни если требуется национальный русский костюм для какого-то торжества, выступления, то кокошник можно сделать по выкройке самостоятельно. Кокошник выглядит, как подобие веера из плотной бумаги, картона, который прикреплен к шапочке, закрывающей волосы (на голове), а крепится лентами.
Чтобы понять, как сделать кокошник своими руками из картона, следует предварительно разобраться со схемами, трафаретами, размерами (для ребенка или взрослого), посмотреть видеоматериал, подготовить все необходимое к работе, затем приступить к изготовлению.
Особенно популярны на Руси были народные костюмы, кокошники в красивом красном цвете. Он прекрасно сочетается с оттенками золотого, насыщенного зеленого, белого.
Необходимые материалы и инструменты
Для пошагового создания кокошника своими руками из бумаги следует подготовить следующие материалы:
- картон, бумагу – цветные или белого цвета;
- ножницы, канцелярский нож;
- клей ПВА, линейку карандаш или мел;
- гуашь, акварель для создания росписи, вензелей, узоров;
- шелк, атлас, золотые, серебреные нитки, иголки, тесьму – для украшения;
- элементы декора – бисер, пайетки, бусины, стразы, декоративные камни;
- ленты, резинки – для закрепления на голове.
В зависимости от выбранной модели, может меняться и декор. Головной убор для использования в танце, должен быть легким, гибким – его лучше изготовить из картона, бумаги, с яркой отделкой из ткани. К новогоднему празднику следует подготовить кокошник с богатым украшением, где будет изобилие камней, бисера, блесток, всевозможных подвесок.
Поэтапная сборка русского народного кокошника
Создают кокошник своими руками из картона по следующим этапам:
- Выбранный трафарет выстригают и обводят на картоне.
- Картонную заготовку оклеивают цветной бумагой (самоклеящейся), или тканью с двух сторон. Лицевые заготовки должны быть чуть больше основы из картона, чтобы можно была аккуратно подогнуть на изнанку (и приклеить или пришить) все загибы. Предварительно с изнаночной стороны (вертикально, посередине) в трех местах приклеивают регелиновую ленту, чтобы головной убор был более жесткой, прочной формы.
- Для более эффектного вида кокошника из картона на переднюю часть можно приклеить креп-сатин, который придаст головному убору особый блеск и торжественность.
- Кокошник украшают декором, составив предварительно определенную композицию из узоров. В работе используют клей или нитки. Места стыковки и швы аккуратно оформляют тесьмой, кружевами, аппликацией, камешками.
- Делают выкройку «шапочки» кокошника (по размерам головы). Выстригают ее из светлого (белого, золотого, серебряного) материала. Обрабатывают края, вставляют резинку и пришивают, или фиксируют на клей к кокошнику. Для маленьких детей можно упускать этот элемент, упрощая работу.
- Подготавливают ленту, резинку, или кроят бантик для крепления на голове.
Готовый головной убор примеряют, чтобы посадка была максимально комфортной по голове. Украшение для головы не должно съезжать. Фото помогает поэтапно сделать поделку аккуратно с первого раза.
Очень простой вариант кокошника, который смогут выполнить малыши – с использованием ободка для волос. Работы выполняют по порядку:
- выстригают по трафарету из цветного картона нужную форму будущего кокошника;
- приклеивают на него, заранее продуманный узор из бусин, бисера, камней;
- заготовку приклеивают на двусторонний скотч или клей к ободку;
- на края фиксируют ленточки для завязывания.
Поделка готова. Для ребенка можно упростить задачу, предложив ему сделать работу в моно цвете. Например, кокошник из синего картона, «усыпанный» синими камнями и бусинами.
Сложный вариант для «продвинутых» мастеров – создание кокошника «Весна» в виде отдельных веточек, выстриженных из картона, покрашенных лаком, с блестками и цветами.
Усложненный вариант можно создать и для костюма Снегурочки, сделав кокошник из картона в виде ажурных узоров и плетением из бисера.
Видео мастер классы
Благодаря видео, в котором доступно рассказывается, как сделать кокошник из бумаги, работа значительно упрощается – все этапы сборки становятся понятными.
Русские и народные костюмы для мужчин
- Информация
- Информация о доставке
- Политика конфиденциальности
- Отзывы
- Контакты
Доллары США ($)
Доллары США ($)
Новозеландский доллар (NZ $)
Канадский доллар (Can $)
Евро (€)
Фунт стерлингов (£)
Австралийский доллар (AU $)
английский
английский
французкий язык
Традиционная русская одежда для детей и взрослых
счет
- Заказы
Войти Зарегистрироваться
Электронное письмо
Пароль Забыли пароль?
Зарегистрируйте новую учетную запись
войти в систему
Запомните меня
моя тележка
Ваша корзина пуста
0 руб. 00
Посмотреть корзину
Проверять, выписываться
Дом
Меню
Одежда
Русская Одежда
- Сарафан Платья
- Косоворотка Рубашки
- Кокошник Диадемы
- Русские Блузки
Украинская Одежда
Польская Народная Одежда
Болгарская народная одежда
Венгерская Одежда
Румынская Одежда
Другие национальные костюмы
Театральные костюмы
- Маскарадные костюмы
- Танцевальные костюмы
- Русский балет
Повседневная одежда
- Льняные платья
- Льняные блузки
- Шапки ушанки
- Трикотаж
Обувь
- Валенки валенки
- Театральная обувь
Шали и платки
Шерстяные шали
- Платки 58 «x58» (148×148см)
Традиционные русские костюмы
Традиционные русские костюмы
Историки предполагают, что традиционный русский костюм начал формироваться в XII-XIII веках. Вплоть до XVIII века он подходил всем слоям русского общества: его носили цари, бояре, купцы, ремесленники и крестьяне.
После указов Петра (XVIII век) русское дворянство и городской костюм подверглись европеизации. Однако национальный (народный) русский костюм был популярен в деревнях до начала 20 века.
старинное аристократическое платье: бояре, купец
Платье русского обывателя
Основой русского женского костюма была рубаха (льняная рубашка или блузка).Изготавливалась вышивка льном, шелковое кружево, золотые нити и блестки. Широко украшались воротники и рукава.
К началу ХХ века наиболее распространены женские костюмы двух типов: южнорусский с поневой, т. Е. Домотканой шерстяной юбкой, и среднерусский с сарафаном, т. Е. Разновидностью платья без рукавов. Типичным цветом сарафана и юбок был красный, так как этот цвет буквально переводится как «красивый».
Одним из самых распространенных видов праздничных головных уборов был «кокошник», его мастерски украшали речным жемчугом, сеткой из жемчуга, золотым и серебряным шитьем, цветной фольгой и декоративными камнями. Головной убор ценился в семье и передавался по наследству, и он был неотъемлемым элементом приданого обеспеченной невесты.
кокошник
Мужской костюм состоял из длинной рубахи (рубаха-косоворотка с воротником-стойкой сбоку), брюк (порти), пояса (пояс-кушак) и лаптей (позднее сапоги). Тканые туфли обычно изготавливают из волокон березы.В наши дни они больше не носят, а сегодня являются украшением домов. Шапка (картуз) возникла в конце 19 века, ее украшал цветок.
Рубаха мужская «рубаха» праздничная и праздничная «картуз»
Рубаха-Косоворотка
лапти
Зимой россияне носили шубу (шубу) и шерстяную войлочную обувь (валенки). Это было чрезвычайно практично и эффективно в холодном северном климате.Шубы шили из меха, вывернутого наизнанку или «изнанкой наружу». Для защиты ушей от холода использовалась традиционная мужская теплая шапка с клапанами — ушанка (от слова уши — уши) или треух. На девушке были традиционные русские шали и красивые павловопосадские шарфы из 100% шерсти.
валенки
женское пальто
Платки и шали русские
Шаль пуховая Оренбургская — лучший бренд Южного Урала
мужчины из Мышкинского района 1832
шапка советская ‘ушанка’
Высококачественный индивидуальный традиционный русский костюм, русский национальный костюм с головным убором красного цвета для взрослых и детей HF018 | русский костюм | русский национальный костюмтрадиционный русский костюм
Высококачественный индивидуальный традиционный русский костюм, русский национальный костюм с головным убором красного цвета для взрослых или детей HF018
Пожалуйста, выберите нужный вам размер!
Размер можно регулировать.
Пожалуйста, сообщите нам размер, который вы хотите заказать.
Пожалуйста, свяжитесь с нами для получения подробной информации.
Народные платья можно шить как для взрослых, так и для детей!
+ -2см допускается
1 дюйм = 2,54 см
Размер (см) | Бюст (см) | Бюст можно изменить. | Талия (см) | Талия может быть изменена . | Высота корпуса (см) |
xs | 78 | 75 ~ 78 | 60 | 57 ~ 60 | 110 ~ 145 |
S | 80 | 78 ~ 82 | 63 | 61 ~ 65 | 110 ~ 145 |
M | 83 | 81 ~ 85 | 67 | 65 ~ 69 | 150 ~ 165 |
L | 87 | 85 ~ 89 | 70 | 68 ~ 72 | 150 ~ 165 |
XL | 90 | 88 ~ 92 | 74 | 72 ~ 76 | 170 ~ 185 |
XXL | 93 | 91 ~ 95 | 77 | 75 ~ 79 | 170 ~ 185 |
Если указанный выше размер вам не подходит,
пожалуйста, предложите свой размер,
, такие как бюст, талия, рост и вес тела,
, чтобы мы могли изготовить по вашим размерам.
Поставляем детские и взрослые размеры.
Так же можем изготовить под клиента размер.
Больше количества, низкие цены, свяжитесь с нами
по сниженной цене сначала.Спасибо!
Больше вариантов:
Русский народный костюм | Посетите Россию в Аризоне!
Крестьянство — хранители эстетических представлений и традиций в народном костюме
После указов Петра и русское дворянство, и костюмы в городах подверглись европеизации.Это изменило эстетические представления о прекрасном среди горожан высшего класса. С другой стороны, русское крестьянство оставалось хранителем традиционных национальных идеалов и стилей. Формы, виды огранки, красивые украшения и цвета, шляпы Древней Руси существовали среди крестьян до XVIII — XIX веков. Во второй половине XIX — начале XX века крестьянская одежда начала ощущать влияние индустриализации, выразившееся сначала в использовании фабричных тканей, отделки, головных уборов, обуви, что со временем изменило сами формы одежды. одежда.
Общий облик русского народного костюма формировался на протяжении многих поколений, соответствуя внешнему виду, образу жизни и характеру труда народа.
Условия исторического развития с XII — XIII веков определили наиболее характерные формы разделения русского костюма на север и юг. В XIII — XV вв. Северные области (Вологда, Архангельск, Великий Устюг, Новгород, Владимир и др.), В отличие от Юга, были опустошены набегами кочевников.На Севере начали интенсивно развиваться ремесла, процветала внешняя торговля. Начиная с XVIII века Север отвернулся от развивающихся промышленных центров и, следовательно, сохранил целостность национальной жизни и культуры. Вот почему в русской национальной одежде Севера глубоко отражены иноземные влияния. Южнорусский костюм (Рязань, Тула, Тамбов, Воронеж, Пенза, Орёл, Курск, Калуга и др.) Намного разнообразнее по формам одежды. Неоднократные переселения для кочевых набегов, а затем и во время образования Московского государства влияние соседних народов (украинцы, белорусы, народы Поволжья) способствовали более частой смене форм и разнообразию видов.
В самых общих чертах, образующих сечениях северного и южного русского костюма, определенные черты характерны для каждой провинции, уезда и даже села. Одежда людей различалась по назначению (банальность, праздник, свадьба и похороны), возрасту и семейному положению. Наиболее частыми признаками отличия были не крой и тип одежды, а ее цвет, количество декора (вышитые и тканые узоры), использование шелковых, золотых и серебряных нитей. Самая изящная одежда была из красного сукна.Понятия «красное» и «красивое» были в национальной презентации уникальны.
Ткани, цвета и орнамент
Фиг. 1
Тканью для традиционной крестьянской одежды служили домотканый лен и шерсть простого полотняного переплетения, а с середины XIX века фабричные шелк, атлас, парча с узорами пышных цветочных гирлянд и букетов, красный бязь, ситец, атлас, кашемировый цвет. . Основными способами орнаментации бытовых тканей были узорное ткачество, вышивка, набивка.Полосатые и клетчатые узоры разнообразны по форме и цвету. Техника народного узорного плетения и вышивки нитками в ряд привела к прямым геометрическим очертаниям, отсутствию округлых форм в узоре. Наиболее распространены элементы орнамента: ромбики, диагональные кресты, восьмиугольные звезды, розетки, елки, кусты, стилизованные фигуры женщин, птиц, лошадей, оленей (рис. 1). Узоры, тканные и вышитые, выполнялись льняными, конопляными, шелковыми и шерстяными нитями, окрашенными растительными красками, придающими приглушенные оттенки.Гамма красочных цветов: белый, красный, синий, черный, коричневый, желтый, зеленый. Многоцветный решается, часто на основе белого, красного и синего (или черного) цветов. С середины XIX века фабрика домотканых тканей заменила набивным цветочным, клетчатым, полосатым узорами.
Народные костюмы с красными розами и ярко-зелеными листьями на черном или красном фоне мы находим в картинах Малявина, Архипова, Кустодиева, отражающих яркую национальную самобытность русского народного быта на этот раз.
Рис.2
Основные виды форм одежды
Выделяющие стихии русские национальные костюмы северных и южных районов содержат общие основные черты, а в костюме, более распространенном у женщин, — различия.
Костюм
Костюм мужской состоял из рубашек с низким или нулевым приемом и довольно узких штанов из парусины или крашенины. Рубашка из белого или цветного льна, надеваемая поверх брюк и подпоясываемая поясом или длинным шерстяным поясом.Декоративное решение рубашки — вышивка по низу изделия, низу рукавов, горловине (рис. 2, слева). Вышивку часто комбинируют со вставками из ткани другого цвета, расположение которых подчеркивало дизайн рубашки (совмещение передних и задних швов, ластовица, окантовка горловины, линия, соединяющая рукава с проймами). Верхней одеждой служили пальто или жакет из домотканого полотна, вспаханные с левой стороны, на липучках или пуговицах (рис. 2, справа), зимой — дубленка. Мужская обувь — сапоги или сандалии с онучей и экипировкой.
Пальто и юбка
№
Женский костюм в Северном и Южном регионах различают отдельные детали, место отделки. Но главным отличием было преобладание в северном костюме сарафана, в южном — юбки. Основными частями женской национальной одежды были рубашка, фартук или занавеска, сарафан, юбка, нагрудник, шашлык. Рубашки женские, как и мужские, были прямого покроя с длинными рукавами. Белая парусиновая рубашка декорирована красной узорной вышивкой, расположенной на груди, мантии, внизу рукавов и по низу изделия.Снизу изделия расположены сложнейшие, многофигурные композиции с крупным рисунком (фантастические женские фигурки, сказочные птицы, деревья), достигавшим ширины 30 см. Для каждой части рубашки было традиционное орнаментальное решение.
Фиг.3
В южных районах прямой крой рубашек был более сложным, он осуществлялся с помощью так называемого Polycom — отрезка отрезка, соединяющего полочку и спинку через плечо. Павлик мог быть прямым и косым.Лапкой прямоугольного куска ткани соединили четыре полотна шириной 32-42 см каждое (рис. 3). Косой Паулик (в виде трапеции) сочетается с широким основанием рукава, узким — с горловиной-ракушкой (рис. 4). Оба подчеркнули декоративные дизайнерские решения.
Фиг.4
По сравнению с нижней строкой северных русских рубашек в южных орнаментированных более скромно. Самой декоративной и богато украшенной частью женского костюма как северных, так и южных женщин был фартук или занавеска, закрывающая перед собой женскую фигуру.Фартук обычно изготавливается из канвы и украшается вышивкой, тканым узором, цветными декоративными вставками, узорными шелковыми лентами. Окружные украшения передника под зубы, белое или цветное кружево, бахрома из шелковых или шерстяных ниток, ширина оборки (рис. 5).
Фиг.5
В белых льняных рубахах и фартуках северная крестьянка носила джемпер. В XVIII веке и в первой половине XIX века сарафаны шили из плотных однотонных тканей: синего льна, бязи, красного цвета, домотканой шерсти черного цвета.Множественные узорчатые и красочные вышитые рубашки и фартуки выигрывают на темном гладком фоне сарафана. Сарафан косоклинного покроя имел несколько вариантов. Самым распространенным был сарафан со швом посередине транс, отделанный узорными лентами, блестящим кружевом и вертикальным рядом медных и оловянных пуговиц. Этот сарафан имеет силуэт усеченного конуса с большим расширением вниз (до 6 м), придающим фигуре стройную фигуру.
Фиг.6
На рис.6 Слева изображен костюм девушки Московской губернии середины XIX века. Он состоит из цветных рубашек с широкими рукавами и зауженного книзу косоклинного сарафана, украшенного цветной полосой и оловянными пуговицами. Вышитый жемчугом головной убор, кокошник и колье. На рис. 6, справа — прямой плиссированный сарафан более позднего периода. Состоит из четырех-восьми тканей прямых ножек, собранных на верхушках мелких складок, зашитых на 5,3 см от переднего края и на 10-20 см сзади. Платья прямого солнца изготавливались из набивных тканей: пестряд, бязь, атлас, кашемир, парча с цветочным узором.Рубашка для него сделана из ткани яркого цвета.
Фиг.7
В одежде Русского Севера от старинного костюма сохранились «эпанечки» и безрукавки, стеганые на хлопке, с рукавами. На рис. 7, слева — костюм крестьянина Тверской губернии: сарафан, «епанечка», парчовая кофточка и нарядный кокошник. В южнорусском костюме вместо сарафана чаще используются юбки — поясная одежда из шерстяной ткани, иногда на холщовой подкладке. Ткань, используемая для юбок — чаще всего темно-синяя черная, красная, с клетчатым или полосатым (с поперечным расположением полос) узором.Юбки на каждый день скромнее: по низу шерстяная домотканая тесьма с узором (пояс). Праздничные юбки богато украшены вышивкой, узорной лентой, вставками из бязи, крашенины, безвкусного кружева, пайеток. Широкая юбка в горизонтальную полоску сочетается с прошвами, цветными вертикальными вставками. Выбор цвета юбок был особенно ярким и красочным из-за темного фона. На рис. 7 справа — костюм орловского крестьянина: рубахи домотканые льняные с вышивкой целиком с узорными рукавами, витиеватый фартук — занавеска; Голубые клетчатые юбки с яркими полосками и узорчатым кружевом по низу; головной убор — «сорок» с платком сверху.
Фиг.8
Дизайн их юбок — это три — пять полотен ткани, сшитые по краю. Зато широкая тяга по стоимости кружева (гашника), закрепленного на талии. Юбки могли быть глухими и распахнутыми. Юбки-распашонки иногда носят с «подтыком» (рис. 8, слева). В этом случае юбки украшаются орнаментом внутри. В юбках женская фигура теряла величественную элегантность прикрепленного к ней сарафана. Линия талии, открытые юбки, обычно маскируются рубашкой внахлест или фартуком. Нередко поверх рубашек, юбок носили нагрудник и фартук — накидную или распашную одежду из шерсти или льна (прямой силуэт).Нагрудник обшит тканой или плетеной тесьмой на шее, боках, низе изделия и низу рукавов (рис. 8, справа). Стратификация представляет собой костюм, имеющий разную длину одновременно надетые рубашки, юбки, фартук, нагрудники, создают горизонтальную сегментацию силуэта, зрительно расширяют фигуру. В русской народной одежде сохранились старые шляпы и сам обычай замужних женщин скрывать волосы, для девушек — оставлять непокрытыми. Этот обычай связан с формой женского головного убора в виде закрытой шапки, девичьего — в виде повязки или повязки.Распространены кокошники (рис. 9, слева), нотки (рис. 9, справа), разнообразные повязки и коронки.
Фиг.9
Из бижутерии использован жемчуг, бусы, янтарь, коралловые ожерелья, подвески, колье, серьги. Женские туфли представляли собой кожаные туфли, кошачьи, окаймленные сверху красной тканью или кожей, и сандалии с онучами и экипировкой. В конце XIX века традиционная одежда, наряду с утвержденными фабрикой тканями, постепенно и формы городской одежды становятся более единообразными и стандартизированными.Это юбка и блузка прямого или прилегающего силуэта с баской, плечевые платки. Эта одежда была очень яркой расцветки. Он был выполнен из атласа, атласа, переливающейся тафты, насыщенного апельсина, вереска, изумрудно-зеленого, малинового цветов. Оторочено белым машинным кружевом, рюшами и пуговицами. Самыми красочными оказались платок, кофточка и более приглушенный цвет — юбка. Широкое распространение в крестьянской одежде конца XIX века получает вышивка по набивным рисункам, специально подготовленным для сельской местности: пышные букеты садовых цветов, венки и гирлянды из крупных роз.
Подготовила Н. Каминская. Исторический костюм
Как это:
Нравится Загрузка …
Русский народный костюм — Энциклопедия безопасности
Фотографии из коллекции Лидии Мельниковой «Русский народный костюм: прикосновение к источникам». Коллекция русского костюма — результат многократных энографических экспедиций в районы Иркутской области.
Коллектив «Акварель» в русских костюмах
Коллектив современного танца Акварель.Заведующая Наталья Бородихина
Курская и Харьковская губерния. Русский костюм конец XIX века
Перед выходом на показ русского костюма
Хореографический коллектив Акварели
Традиционная русская женская и девичья одежда
Сибирские посиделки в ОЦНТиД, июль 2008. Показ коллекции «Прикосновение к весне» Лидии Мельниковой.
Костюм Харьковской губернии. Девичья повязка
Девичья повязка Курская губерния Шамшура Русский Север и Сибирь, женский кокошник-коллекция, Нижегородская повязка (коллективная работа студентов Иркутского политехнического колледжа)
Для объяснения традиционного Русский народный костюм Рязанской губернии
Акварельный коллектив современного танца в русских костюмах…
Шамшура (Самшура).Традиционная крестьянская шапка Русский Север и Сибирь
Рязань Кичко и шейно-грудной Гайдай
Женский кокошник-коллекция
Для объяснения смоленского традиционного народного женского костюма. Пестрядинный сарафан.
Русский народный костюм из коллекции Лидии Мельниковой «Русский костюм: Прикосновение к весне».
Русский женский и женский народный костюм по Рязанской, Нижегородской, Курской и Харьковской губерниям
Показ русского костюма.Ансамбль современного танца Акварель в русских костюмах
Русский традиционный костюм. Коллекция Лидии Мельниковой «Русский костюм: прикосновение к весне»
На основе русского красного сарафана
Для объяснения нижегородского костюма девы. Совместная работа студентов ИрПК. Рубашка, сарафан, душегрея-КОРОТ, повязка, колье.
Русский костюм народный . Показ традиционного русского костюма в центре народного искусства.
Демонстрационная коллекция русского народного костюма во дворе Иркутского центра народного творчества.
Коллекция «Русский костюм: Касание источников». Автор коллекции традиционного русского костюма — Лидия Мельникова (Иркутск)
Русский народный костюм из коллекции Лидии Мельникова «Русский костюм: Прикосновение к весне»
Женские русские костюмы Рязанская губерния
Наталья Бородихина готовит показ русского костюма (коллекция Лидии Мельниковой)
Руководитель хореографической группы «Акварель» (Иркутск) Наталья Бородихина
Мельникова Лидия Михайловна
Русский народный костюм | Купить русский народный костюм и сравнение цен на CostumeSumo
- Идеи Костюмов Для Взрослых
- Костюмы мужские
- Женские костюмы
- Сексуальные костюмы
- Костюмы унисекс
- Костюмы талисмана
- Костюмы для беременных
- Костюмы больших размеров
- Костюмы больших размеров
- Костюмы для пар
- Простые костюмы
- Идеи Детского Костюма
- Костюмы для подростков
- Детские костюмы
- Костюмы для мальчиков
- Костюмы для девочек
- Детские эксклюзивные костюмы
- Новые детские костюмы
- Костюмы для малышей
- Детские костюмы
- Костюмы подростков
- Детские костюмы Deluxe
- Украшения
- Реквизит для Хэллоуина
- Конфеты на Хэллоуин
- Противотуманные машины
- Аниматроника
- Хеллоуинские огни
- Надувные лодки Halloween
- Хеллоуинские скелеты
- Внутренние украшения
- Наружные украшения
- Венки на Хэллоуин
- Надгробия Хэллоуина
- Аксессуары
- Кошельки для Хэллоуина
- Реквизит для костюмов на Хэллоуин
- Волосы на лице на Хэллоуин
- Контактные линзы для Хэллоуина
- Украшения на Хэллоуин
- Шляпы для Хэллоуина
- Поножи на Хэллоуин
- Макияж на Хэллоуин
- Хэллоуин Поддельная кровь
- Крылья Хэллоуина
- Рубашки для Хэллоуина
- Ногти на Хэллоуин
- Хеллоуинские перчатки
- Чулки для Хэллоуина
- Игрушечное оружие
- Обувь для Хэллоуина
- Хэллоуин нижнее белье
- Маски для Хэллоуина
- Очки для Хэллоуина
- Парики для Хэллоуина
- Идеи Костюмов На Хеллоуин
- Костюмы пиратов
- Костюмы из Звездных войн
- Сказочные костюмы
- Костюмы Диснея
- Костюмы супергероев
- РАСПРОДАЖА Костюмов на Хэллоуин
- Костюмы Делюкс
- Групповые костюмы
- Исторические костюмы
.