История рукоделия: История рукоделия: статьи о рукоделии и творчестве

Содержание

История рукоделия | Журнал Ярмарки Мастеров

История рукоделия берет свои корни в далеком-далеком прошлом. Многие века наши предки использовали рукоделие для того, чтобы создавать особую защитную атмосферу в доме, а также для каждого члена семьи в отдельности. Женщины с юного возраста и до старости изготавливали для каждого отдельного случая свой оберег.

Скатерти, полотенца, изготовленные особым образом (т.е. с заговором) могли защитить целое селение от засухи, мора, войны, наводнения. Защитные свойства изготовленного вручную предмета считались особенно сильными, если в работе принимали участие незамужние девушки.

Покровительницей рукоделия у древних славян была богиня Макошь. Она являлась также Богиней-Покровительницей произрастания и плодородия и следила за тем, чтобы на полях вырастал хороший урожай. В основном Макошь покровительствовала женщинам и их делам, а также торговле.

В русском православии Макошь стала Параскевой Пятницей — христианской святой. Параскева – также покровительница судьбы, ремесленного производства, торговли и женских домашних работ: ткачества, прядения, подготовки приданого. В день Параскевы нельзя было заниматься рукоделием, святая могла наказать за это.

Рукоделие в те времена не было развлечением для женщин. Оно было их работой.

В 16-17 веках было широко распространено вышивание золотыми и шелковыми нитями. Владение данным видом рукоделия было в то время первым признаком хорошего воспитания и лучшим украшением девушки. Очень ценилось также и рукодельное кружево: серебряное, золотое, шелковое, льняное. Оно продавалось на вес.

Во времена Петра I рукоделие стало еще более разнообразным. Дело в том, что в женских учебных заведениях были введены уроки рукоделия. Таким образом, виды рукоделия разделили на пять групп. Первая группа – школьные работы, вторая – ремесленное рукоделие, третья – общее женское рукоделие, четвертая – монастырские работы, пятая – кустарные, крестьянские работы.

В женских школах в то время преподавалось: вязание на спицах и крючком, вышивание и шитье иголкой, штопка и починка белья и др.

Ремесленные рукоделия – это то, что производилось мастерицами в мастерских или дома. «Общие женские рукоделия» – это то, что женщины делали для себя и своей семьи, обеспечивая потребности в белье и одежде.

Монастырские работы – это удовлетворение потребностей монастыря. Для многих монахинь это было также средством приобретения собственных денег.

Очень часто столичные учебные заведения находились под покровительством царствующих особ. И руками учениц создавались роскошные вышивки для императорской семьи. Ученицы вышивали пелерины, домашние туфли для императрицы.

Представляете – занятие любым видом рукоделия усиливает женскую энергетику, а это в свою очередь охраняет всех членов семьи от разных несчастий. Женщины чувствовали это и применяли в жизни. Они не только улучшали свои умения в рукоделии, а очень часто собирались вместе и за работой разговаривали о мечтах, пели, создавая в помещении благоприятную ауру. Таким образом, через рисунок, создаваемый с заботой и радостью, предмету рукоделия передавалась любовь, и оно наполнялось защитной силой.

Помните – занимаясь рукоделием, женщина создает вибрации, полезные для окружающих, и делает Мир прекраснее, как благодаря самому изделию, так и влиянию своих позитивных эмоций на других людей.

А во нашей во светелке — нитки, пяльцы да иголки, или История рукоделия

Есть такое старинное и очень емкое слово — «рукомесло». Редко его можно встретить, и большей частью в старой литературе. Но, думаю, мало кто нуждается в его пояснении. Ремесло, выполняемое руками, существовало всегда, просто название со временем стало для нас более привычным.

Рукоделием обычно называют ручную работу, сделанную с помощью всевозможных приспособлений. Эти приспособления были самыми разнообразными и выполнялись из металла, дерева, кости, начиная от обычных иголок, спиц, крючков, челноков, коклюшек, веретена, пялец, ножниц, и заканчивая ручными самодельными станками, прялками, а впоследствии швейной или вязальной машинками.

Рукоделие издавна являлось не только главным занятием женщины, но и признаком хорошего воспитания, настоящим украшением и похвалой для воспитанной девушки и уважением для хозяйки дома.

В простых крестьянских семьях обычными рукоделиями были те, которые обеспечивали необходимое в хозяйстве — ткачество, шитье, вязание. В семьях побогаче — вышивка, украшение мережками, вязание крючком.

В богатых домах Древней Руси всегда были особые светлые комнаты, отведённые для женского рукоделия — «светлицы». В этих светлицах под руководством хозяйки дома работало иногда до полусотни мастериц. Любили рукоделия и были искусны в разных приемах царицы и княгини, боярыни и монастырские старицы, купеческие жены и простые посадские женщины и девицы.

Некоторые виды рукоделия, например, вышивка, золотное шитье требовали от мастерицы напряжения зрения и усиленного внимания в течение всего светового дня и даже до наступления полуночи. Освещение же в те времена было примитивное – лучина, в более богатых семьях — свеча, и только позже – керосиновая лампа. Потому многие мастерицы со временем теряли зрение.

В XVI-XVII веках наступает расцвет так называемого золотого или золотного шитья. Многие царицы и знатные боярыни имели свои золотошвейные мастерские: жены Василия III — царица Соломония и Елена Глинская; Анастасия Романова, жена Иоанна Грозного; Мария, жена Бориса Годунова и его дочь Ксения; старица Марфа, мать Михаила Романова, и его жена Евдокия Лукьяновна; и первая жена Алексея Михайловича Романова, Мария Ильинична. В них мастерицы занимались шелковым и золотым плетеньем, вязаньем, тканьем, сканьем (сучением), изготовлением кистей, снурков, поясков, тесемок. Здесь же шилось все домашнее белье, вышивались предметы женского и мужского наряда, вышивались и украшались чепраки, а для царских, великокняжеских и боярских охот — «кречатый наряд». Изготавливались золотые, серебряные, разноцветные шелковые и белые из льняной нитки кружева, которыми обильно украшались дорогие одежды, праздничные скатерти и уборы молодых девиц знатного рода.

Вышивки делались на дорогих тканях, да и сами материалы для вышивки и украшения — золотые и серебряные нити, драгоценные и самоцветные камни, жемчуг имели очень высокую цену. Поэтому золотным шитьем могли заниматься только в очень богатых домах и светлицах цариц. Само вышивание было трудоемким и длительным процессом, над одним произведением часто работали несколько мастериц в течение нескольких месяцев и даже более года.

Насколько широко было применение рукоделия, настолько были разнообразны и ткани для них: полотно, разноцветная тафта, шида, или индийская бумажная набивная ткань, золотые и простые камки, атласы, объярь (гродетур), зуф, шерстяные ткани, напоминавшие камлот, сукна, бархаты, алтабасы, зарбафы, дороги, аксамит, сафьян, пух, меха. Разнообразными были и материалы для украшения: жемчуг, золото, серебро, драгоценные камни, самоцветы, разноцветные шелка.

Непростой была и технология золотного шитья. Изображения, узоры, и надписи, назначаемые для вышивания или низания, сначала прорисовывались на ткани. Для этого пользовались белилами и чернилами, а проделывали эту работу состоявшие при светлице знаменщики или рисовальщики. Иногда рисунки делали на бумаге черчением и прокалыванием. После «выметывания очерка белью», рисунок зашивали шелками или золотыми и серебряными нитями.

В допетровские времена традиционные формы одежды были просты по покрою и не менялись в течение длительного времени. Всю одежду, как правило, шили дома, ее передавали по наследству и ценили как за качество исполнения, так и за стоимость тканей и меховой или золотой отделки.

Облачение для самого царя и его семьи шили в Мастерской Царицыной палате. Там работали и женщины, и мужчины-портные. Их называли «наплечные мастера», поскольку они одевали «царское плечо». Все наряды украшались вышивкой, над которой трудились и женщины царской семьи во главе с царицей, и знатные боярыни, и простые мастерицы.

С наступлением царствования Петра I распространение и художественная значимость рукоделий была настолько велика, что когда царем было повелено носить немецкое платье, рукоделия стали еще разнообразнее, а в качестве новых образцов наши мастерицы получили еще и знаменитые заморские кружева. Под влиянием новшеств, вводившихся при дворе, помещики завели мастерские, где изготовлялись вышивки, кружева и ткани по иноземным образцам, но в монастырях и среди семей купцов, мещан и крестьян долго еще преобладали стародавние рисунки и приемы работы.

С развитием школьного образования и с введением рукоделия в женские учебные заведения последовал новый толчок к распространению рукоделия. Их стали преподавать в женских учебных заведениях, обучая не только навыкам, но и основам шитья, кроя и даже декоративным навыкам. Рукоделия стали разделяться на «школьные», «ремесленные», общие женские рукоделия, монастырские работы и кустарные, крестьянские работы.

К «школьному» рукоделию принадлежали вязание на спицах чулка, вязанье крючком салфеток, воротничков, кружев, детских башмачков, кофточек, шапочек, шитье иголкой, вышивание, штопка и починка белья и платья, кройка простого белья и платья. Преподавались и специальные рукоделия: изготовление белья и меток более сложных, шитье платьев по модным картинкам, делание искусственных цветов и шляп и изящные работы — различное шитье и вышивки.

«Ремесленными» рукоделиями называли все то, что производилось в мастерских, или мастерицами у себя на дому: шитье и метка белья, шитье платьев, верхних пальто, накидок, шуб, изготовление шляп, искусственных цветов и тому подобных изделий.

Общими женскими рукоделиями называли все те работы, которые производились женщинами для своей семьи — изготовление белья, одежды, а также искусное вязание на спицах, вязание крючком или в тамбур, филе, кружева, шитье по канве, решетки, шитье гладью, по тюлю, английское шитье, шитье золотом, серебром. Особенно были интересны работы фантазии — вышивка сутажем, ленточками, синелью, разными цветными металлическими нитками, блестками, тканье ковриков и подушек на шведских станках и приборах.

В эпоху царствования Петра I, когда в России стали носить европейскую одежду, стали интересоваться и ведением портняжного и иного женского ремесла в европейских странах. В Европе получить звание портняжного мастера можно было только после долгих лет учения. Как правило, небогатые родители отдавали своего сына мастеру в обучение, внося небольшую плату. Мастер должен был кормить и обучать ученика начальным навыкам ремесла. Обучение шло параллельно с производственным процессом, и основным принципом было смотреть за мастером и повторять его действия. Вначале учили управляться с иглой и ниткой, затем мальчики постигали сложное искусство кроя, некоторые становились вышивальщиками, а девочек учили в специальных мастерских плести и вязать кружева, делать вышивки на легких тканях. Учеба протекала долго и трудно — только после 5-8 лет «повторений», побоев за непонимание и выполнения роли домашней прислуги, можно было стать подмастерьем. Подмастерье не имел права жениться, получал небольшое жалованье и мог переходить к другому мастеру того же цеха. Мастер должен был обучать подмастерье секретам мастерства, за чем следил совет цеха. Обучение заканчивалось, и ученику присваивалось звание мастера после того, как он сам сшил и отделал настоящий костюм. Во всех ремесленных мастерских эта «дипломная работа» носила название «шедевр». Затем новоиспеченный мастер мог остаться работать у хозяина подмастерьем, открыть собственное дело или стать бродячим портным, переходящим от одного замка к другому и предлагающим знатным господам свои услуги.

Со временем секреты европейских портных стали осваивать и русские мастера. К XIX веку у нас развилось производство готовой одежды. Первоначально в мастерских готового платья шили военную форму и мундиры различных ведомств. Затем стали шить мужские костюмы, сорочки, брюки, жилеты, пальто, дамские накидки. Менее обеспеченные слои городского населения одевались в «Домах готового платья».

При таком положении дел высокохудожественная вышивка, особенно золотные работы, стали применяться только для мундиров придворных, а искусные мастерицы золотного шитья, в основном, оставались лишь в монастырских мастерских.

Так время неумолимо летело в рубежу ХХ века, который своей бурной неуемностью сумел разрушить не только вековые устои, но и исторические традиции, затерять исконные ремесла и позабыть старинные ремесленные навыки. Так что сегодня мы можем с радостью говорить о возрождении всего того рукодельного богатства, чем так преизобиловали наши предки. Не последнюю роль в этом процессе, наверное, играет и Ярмарка Мастеров.

В статье использованы живописные работы К. Маковского, В. Тропинина, Н. Неврева, Е. Котляр, И. Куликова и др., а также выдержки из материалов открытых источников интернет-пространства.

Из истории рукоделия

Два мира есть у человека:

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил.

Н. Заболоцкий

Каков он, мир, в котором мы живём? Кто его творец? Как сделать этот мир уютнее и добрее? Нам предстоит разбираться с этим всю жизнь.

А пока давайте попробуем повнимательнее присмотреться к нашим вещам, к тому миру, который сотворён руками человека и для человека. Это особый рукотворный мир.

Однажды нам дали задание написать сочинение о маме. Каждый старался написать самое интересное о близком человека. Оказывается, всё могут, всё умеют, со всем справляются мамины руки. Моя мама и мама Марины Соколовой вяжут для своих дочерей красивые кофточки, такие, каких нет ни у кого. Мама Ангелины Мазеиной вышивает картины крестиком и вяжет салфетки, которые украшают их дом. Ажурные салфетки вяжет для украшения квартиры мама Юли Рахматулиной. Комнату Максима Борисова украшает картина, вышитая мамиными руками.

Прочитав сочинения своих одноклассников, я пришла к выводу, что наши мамы – рукодельницы. У меня возник вопрос: а много ли людей занимается рукоделием? Занимаются ли рукоделием школьники? Или это занятие для взрослых? Я решила опросить жителей Салыма и узнать: много ли у нас в посёлке живёт людей, которые создают своими руками вещи, которые украшают дом, приносят пользу, радуют других своей красотой.

Что же всё-таки делает наш дом по-настоящему уютным и красивым? Конечно же, не только дорогие, но стандартные вещи, которые можно купить. Дому надо отдать частичку своей души, вложить в него свою любовь – только тогда он приобретёт собственное «лицо», только тогда станет человеческим домом.

Рукоделие — это ручной труд: шитьё, вышивка, вязание и другое. Различные виды рукоделия являются одними из старейших прикладной трудовой деятельности человека. Раскопка древних захоронений и поселений подтверждают, что вышивка одежды, предметов быта, плетение из различных материалов были знакомы людям далёкого прошлого. Мастерство многих рукодельных работ переходят от старших к молодым.

Вышивка.

За много веков народ создал замечательные виды декоративного искусства. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры, цветовые решения и технические приёмы одного из древнейших и любимейших видов декоративно-прикладного искусства – вышивания. Вышивка отличается необыкновенным разнообразием швов и приёмов вышивания.

Вышивание — один из наиболее доступных видов художественного творчества. С незапамятных времен женщины украшали вышивкой одежду и предметы бытового убранства. Образцы высокого мастерства вышивки мы находим уже в памятниках древнейших народов. И всюду в основу вышивки положены национальные народные мотивы и орнаменты. Вышивки всегда тесно связаны с культурными особенностями каждого народа и эпохи. На весь мир известны тончайшие китайские и индийские вышивки, старинные французские гобелены, своеобразные работы народов Севера, русские народные вышивки.

Большинство старинных русских вышивок выполнено на холсте. Вышивая льняными, шерстяными и шелковыми нитками, применяя для вышивки бисер, блестки и металлическую нитку, мастерицы превращали куски домотканого холста в высокохудожественные произведения декоративного искусства. Кроме холста, вышивали также по шерстяной и хлопчатобумажной ткани, по бархату и шелку. Современная вышивка восприняла лучшие традиции народной вышивки прошлого. Вышивкой украшают самые разнообразные изделия: скатерти, полотенца, дорожки, салфетки, диванные подушки, занавеси, покрывала, блузки, женское и детское платье, мужские сорочки, белье.

История вышивки насчитывает много веков.

Вязание крючком.

История вязания крючком уходит своими корнями в глубокую древность. Появилось оно в быту крестьян и называлось «тамбур». Крестьянские девушки вязали кружева, которыми затем украшали полотенца, передники, наволочки, блузы. Вязали они и целые изделия — салфетки, скатерти, занавески.

Особенно широкое распространение вязание крючком получило в 30 — 40-е годы 20 века. Искусные мастерицы вязали в основном из тонких хлопчатобумажных и льняных ниток кружева, которыми украшали скромный интерьер или небогатую одежду. Затем мода на этот вид рукоделия прошла. Однако в последнее время наблюдается возрождение интереса к вязанию крючком.

Сейчас стали очень популярны связанные крючком кофточки, платья, жакеты, топы, юбки. Не угасает интерес и к украшению домашнего интерьера. Современные искусницы с удовольствием вяжут салфетки, скатерти и даже пледы.

Секрет популярности вязания крючком состоит в том, что этот вид рукоделия не подвластен пока еще машинному производству. Каждая вещь, связанная крючком, по сути, уникальна. Кроме того, это занятие позволяет во всей полноте выразить свою индивидуальность, проявив фантазию.

Вязание на спицах.

Человек – большой выдумщик, он может придумать самое невероятное. Однажды у него в руках оказались нитки и палочки, и было изобретено вязание.

Из всех дамских работ самое древнее и самое усовершенствованное это – вязание на спицах. Вязание на спицах всегда главным образом применялось для изготовления чулок. Но и помимо чулок, есть ещё много вещей, которые могут быть сделаны на спицах. Кофточки и жилеты, шали, покрывала, перчатки, кружева и другое.

Кроме полезного значения вязание на спицах, у него есть ещё то преимущество, что те лица, которые хорошо наловчились вязать на спицах, могут употреблять на это моменты, обыкновенно исключительно посвящённые болтовне или чтению.

Макраме.

История макраме — ручного узелкового плетения — насчитывает не одно тысячелетие.

На протяжении веков узелковое плетение служило самым разным целям. Древний Восток знал узелковую грамоту; первые мореплаватели плели цепочки-талисманы и привязывали их к верхушкам мачт; в Древней Греции узлы применяли при лечении переломов; инки в Перу использовали ожерелья с узелками как чётки; так называемый турецкий узел был излюбленной головоломкой.

С 15 веке узелковое кружево стало широко использоваться как украшение — сначала в Италии, затем в Северной Европе, Англии.

Те немногие мастера, которые владели техникой плетения, создавали прекрасные образцы плетеных изделий: скатерти и покрывала, шторы и чехлы для музыкальных инструментов.

В разные времена эта работа называлась по-разному: мексиканское кружево, квадратное плетение, узелковая бахрома.

Словом «макраме» (в переводе с арабского означает тесьма, бахрома, кружево) узелковое плетение стали называть только в прошлом веке.

За свою многовековую историю макраме неоднократно забывалось, но благодаря красоте узоров и прочности плетения возрождалось вновь и вновь.

Макраме — очень интересная и разнообразная работа. Сначала она может показаться трудной. Однако, освоив два-три узла, вооружившись терпением, вы сможете сделать красивые и нужные вещи.

Шитьё. Вышивание аппликацией.

Шитьё – это скрепление деталей из ткани при помощи иглы и нитки. Это было одно из первых умений, развитых человеком.

Древний человек надевал на себя шкуры животных и всё, что попадало под руку: кору, листья, солому, перья, — превращал в одежду. Для него одежда имела магические свойства. Заворачиваясь в определённую шкуру, человек хотел отогнать от себя злых духов. С развитием цивилизации человеку понадобилось соединять ткани между собой, и он придумал иглу и нить.

Более трёх тысяч лет назад. Индусы уже знали, как резать, подгонять по размерам и шить то, что мы сейчас называем одеждой, а в Древнем Египте люди умели не только сшивать ткани, но и прекрасно вышивали.

Художественное оформление ткани было присуще всем народам во все века. Один из нестареющих его видов – аппликация.

Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на фоне из материи куски другой материи.

Этот способ производить разноцветные работы был уже известен в средних веках. Эта техника доступна каждому. Нужно лишь иметь выдумку и терпение.

Занятия рукоделием жителей Салыма.

Результаты опроса жителей Салыма.

Для проведения опроса жителей Салыма я разработала анкету:

Анкета.

1. ФИО _

2. Год рождения. _

3. Занимаетесь ли вы рукоделием (вязание, шитьё, вышивка, резьба по дереву и другое)? Если да, то каким? _

4. Где вы научились этому рукоделию (в школе, по книгам, у мамы, бабушки и другое)?_

5. Во сколько лет вы начали заниматься данным рукоделием? _

6. Совершенствуете ли вы данное умение сейчас? Как часто занимаетесь данным рукоделием? _

7. Научили ли вы кого-нибудь другого данному рукоделию? _

8. Хотели бы вы научиться какому-либо рукоделию. Если да, то какому? _

Я опросила 147 человек.

Из 147 человек 99 занимается рукоделием, что составляет 78%.

На первом месте – вязание. Вязанием занимается 60 человек, что составляет 41%. На втором месте – шитьё – 38 человек, что составляет 26%. На третьем месте – вышивка – 25 человек, что составляет 17%.

В основном научились рукоделию в школе — 45 человек – 31% или у родителей, бабушек – 49 человек – 33%.

Из 99 человек, которые занимаются рукоделием, 52 научили других данному рукоделию, то есть передали свой опыт другим, что составляет 53 %.

На вопрос «Хотели бы вы научиться другому рукоделию?» из 147 человек только 70 ответили положительно, что составляет 48%. Причём, больше всего хотят научиться рукоделию учащиеся начальной школы – 25 человек- 69% и участники опроса в возрасте 30-40 лет – 12 человек – 75%. Меньше всего хотят научиться рукоделию учащиеся старших классов – 2 человека – 12%.

Рукодельницы Салыма.

Я собрала материал о некоторых интересных людях Салыма, которые занимаются рукоделием: вязанием, шитьём, вышивкой. Взяла у них интервью, сфотографировала рукодельниц и их работы. Обработала данный материал и представили его в виде альбома «Рукодельницы Салыма».

Я решила проблему, которую поставила в начале работы – выяснить много ли людей, живущих в Салыме, занимается рукоделием.

Ящик пандоры – История рукоделия на Руси

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. 

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.

В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/rukodelie/istorija-rukodelija-na-rusi. html

Ящик пандоры – История рукоделия на Руси

Когда-то неотъемлемой частью воспитания девочек на Руси было рукоделие. Умение шить, вязать, вышивать закладывалось в детстве. Искусством управляться с иголкой и ниткой владели абсолютно все – от крестьянки до царицы. Это, конечно, было не только насущной необходимостью, но и таило в себе еще одну немаловажную цель: никогда не оставаться в праздности, которая, как известно, является началом греха. 

Вышивание не только красиво, но и полезно, особенно для детей: оно способствует развитию у детей мелкой моторики, а также художественного вкуса и цветового восприятия.

История рукоделия на Руси началась еще в раннее Средневековье. Каждая женщина-крестьянка должна была уметь плести хотя бы самое простое кружево: ей нужно было как-то одевать семью. Городские дамы могли позволить себе наборы для вышивания крестиком, а мастерицы в деревнях использовали спицы или рамы. Русские кружева в Европе знали и любили. Впервые о них говорится еще в Ипатьевской летописи, датированной концом 1420-х годов. Уже тогда они называются «золотыми». Некоторые изделия тех времен в Москве действительно создавались из серебряной или золотой нити. Благодаря сочетанию с драгоценными камнями и парчой получалась уникально красивая вышивка, которую с гордостью могли носить цари и императрицы. В те пору ценили не столько мастерство рукодельницы, сколько сам материал. Некоторые кружева даже продавались на вес.

Полотенца, покрывала, скатерти или шторы специальным образом заговаривались. Считалось, что такая домашняя вышивка может защитить всю деревню от войны, засухи или мора. Особенно сильными магическими свойствами обладали те предметы, которые создавали незамужние девушки. Каждая крестьянка должна была за жизнь сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей. А чтобы работа заладилась, мастерицы, перед тем, как садиться за пряжу, обращались к покровительнице рукоделия, богине Макошь. Эта же богиня отвечала за торговлю и урожай. Даже после введения на Руси христианства, старые традиции никуда не исчезли: Макошь всё так же помогала крестьянкам создавать красоту, достойную покоев царя. А в XV-XVI вв., после того, как о древней богине забыли, на её место стала великомученица Параскева-Пятница. В день христианской святой, 14 (28) октября, нельзя было заниматься домашними работами — считалось, что это может принести неудачу.

В эпоху Петра I мастерицы обрели еще более высокий статус. На базарах начали продаваться европейские прялки и другие товары, делающие жизнь крестьянок чуть легче. Появились и китайские наборы для вышивания: СМС и прочие восточные компании, пытающиеся возродить традиции вязания, сегодня продают почти такие же. В них можно было найти сразу всё: и иглы, и нити, и даже канву. Петр I повелел, чтобы «женский пол в обхождении с людьми отныне имел полную свободу», так что и торговать своей пряжей стало легче, и в учебных заведениях появились классы, на которых девушек посвящали в азы обращения с рамами, спицами и наборами для вышивания крестиком. Преподавалось вязание крючком и на спицах, шитье иголкой, а также починка и штопка белья. Рукоделие разделилось на четыре большие группы. Первая — школьные поделки, вторая — церковные, третья — ремесленные, на продажу. В четвертую входили крестьянские, кустарные работы, которые, в основном, шли на пользу самих мастериц и их семей. Так обеспечивались потребности в предметах домашнего обихода и собственной одежде. 

Источник: http://slavyanskaya-kultura.ru/art/rukodelie/istorija-rukodelija-na-rusi. html

История возникновения вязания крючком

А вам известна история возникновения вязания крючком? В этой статье поговорим именно об этом.

Подробнее о том, какова история возникновения вязания крючком, читайте в сегодняшней статье.

Пройдя через столетия, этот вид рукоделия, дошел до наших дней, претерпев ряд изменений и став более совершенным.

Из простого утилитарного ремесла вязание крючком превратилось в поистине массовое искусство. Оно и понятно!

Это рукоделие делает возможным создание эксклюзивной одежды, аксессуаров, различных полезных и необходимых вещей.

Вязание крючком, как и любая другая разновидность прикладного искусства, непрестанно развивается, вбирая в себя опыт художественного творчества различных культур и времен.

Древнейшие вязаные изделия

По косвенным данным возможно сделать предположение, что оно зародилось до нашей эры. Однако ввиду недолговечности, вязаные изделия первых мастеров не сохранились.

Изучая историю вязания крючком, следует упомянуть найденный археологами один из древнейших экземпляров дошедших до наших дней: вязаный пояс с поразительно точным изображением колибри, относящийся к эпохе перуанской культуры III в. н. э.

Тончайший узор и гармонично подобранная палитра цветов свидетельствуют о высоком уровне мастерства индейцев Южной Америки того времени.

Существуют официально подтвержденные факты того, что техникой данного вида прикладного искусства владели еще во времена строительства египетских пирамид.

Так при археологических раскопках были обнаружены носки, которые внешне очень были похожи на рукавицы. Такой фасон позволял надевать их и использовать в сандалях с ремешком между большим и указательным пальцами.

История возникновения вязания крючком свидетельствует: жители Китая и арабы также умели пользоваться загнутыми на концах палочками. Они владели техникой вязки, позволяющей создавать сложные многоцветные узоры.

Существует гипотеза, что этот вид рукоделия возник на основе древнекитайской вышивки, для которой применялась игла и дополнительный крючок.

История возникновения вязания крючком в Европе

Для европейской культуры история возникновения вязания крючком началась с XII века благодаря потомкам древних египтян – коптам. Их вязаная одежда привлекла внимание даже членов королевских семей Испании, Швеции и Англии.

Поначалу рукодельные чулки, носки, перчатки стоили баснословных денег и были по карману только очень богатым людям.

Постепенно вязание крючком превратилось в прибыльную промышленную отрасль. Изначально вязальщиками были только мужчины и работодателя могли оштрафовать за использование женского труда.

Даже с появлениям в XVI веке вязальных станков и началом трикотажного производства ручная вязка крючком не была забыта.

Дешевые чулки, созданные на производстве, были значительно грубее созданных вручную аналогов. В Шотландии целые семьи продолжали заниматься рукоделием, создавая неповторимые узоры, кружева, предметы одежды.

Они разработали новую технику создания оригинальных многоцветных узоров.

В начале ΧΙΧ в. в Голландии издана первая книга со схемами для вязания крючком. Затем появились стандартизированные условные обозначения, разделившиеся на американский и английский варианты.

История возникновения вязания крючком в России

В нашей стране история возникновения вязания крючком датируется началом ΧΙΧ в. Крестьянами чаще всего использовалась овечья шерсть, из которой вязали рукавицы, носочки, сапожки.

Кроме того, искусные мастерицы создавали кружева для отделки одежды и украшения скатертей, занавесок, применяя узоры из вышивки крестом и ткачества.

Ценность ручной работы

Промышленные предприятия по всей Европе выпускали продукцию, которая создавалась быстро, была недорогой и качественной. Вязаная одежда постепенно превратилась в будничную, утратив свою индивидуальность.

В связи с этим спрос на ручную работу вновь возрос. Она позволяла обогащать гардероб мужчин и женщин оригинальными изделиями, узоры которых не возможно и по сей день воспроизвести ни на одной вязальной машине.

Новый виток популярности вязания крючком начался в ХХ веке, в годы второй мировой войны. Из простого хобби отдельных рукодельниц оно превратилось в полезное и увлекательное занятие, позволяющее существенно сократить расходы семейного бюджета на новый гардероб.

После Великой отечественной войны с развитием химической промышленности появился внушительный ассортимент недорогой пряжи самого разного качества и расцветок. Популярность приобрели вязаные крючком комплекты, ажурные занавеси, симпатичные игрушки, эксклюзивные сумочки и легкие покрывальца.

Постепенно вязаные крючком изделия стали настолько популярны, что на них обратили внимание модные дизайнеры. Со второй половины прошлого столетия изделия ручной вязки часто используются известными брендами при выпуске новых коллекций.

На сегодняшний день вязанием крючком увлекаются люди различного социального статуса, возраста и пола. Древнее ремесло, вобрав в себя опыт многих веков и народов, продолжает активно развиваться, превращаясь в увлекательное искусство.

Оно постоянно обогащается современными материалами, новыми узорами, техниками и композиционными приемами.

Самые лучшие посты

Краткая история традиционных индийских ремесел

Знакомство с индийскими ремеслами

Ремесла — одни из старейших традиций в мире. Среди множества ремесленных изделий по всему миру, индийские изделия кустарного промысла восходят к одной из старейших цивилизаций в мире, цивилизации долины Инда.

Промышленность ремесел в Индии процветала в средние века и продолжала расти до тех пор, пока в Индии не зародилась Британия.После прихода в Индию англичан и других колониальных держав ремесленная промышленность изо всех сил пыталась угнаться за внешним рынком. Поскольку ремесленная промышленность полностью основывалась на навыках рук, для завершения творения требовалось время и упорный труд. В результате цена, по которой он должен был быть продан, также была высокой. Но машины производили британские товары, они были дешевле, и вскоре люди начали перемещаться в сторону британского рынка.

Еще одна причина, по которой британцы захватили ремесленную промышленность, заключается в том, что сырье, необходимое для изготовления различных предметов, было получено из природы, и поэтому они не должны были служить долго.Таким образом, процесс, благодаря которому готовые изделия производились дольше, требует много времени и к тому же является дорогостоящим.

История некоторых ремесел Индии

В Индии много разных видов ремесел. Но в этом блоге мы поговорим о трех самых важных и известных ремеслах Индии. Итак, без дополнительных дополнений, давайте начнем:

На первом месте в нашем списке — ремесла, которые присутствуют на заре человеческой цивилизации.Да, вы правильно угадали, речь идет о картинах.

С доисторических времен картины были частью культуры Индии. Картины в пещерах довольно распространены.

Индийские картины, такие как картины Тханка, Картины в миниатюре, Картины Уоллиса, Картины Мадхубани и Картины Танджора, теперь являются величайшим соблазном для любителей искусства.

Стили росписи ремесел Инда менялись со временем и с династией, правившей Индией.

Как и в средневековый период, картины Индии в основном изображали стили искусства Великих Моголов.

Вторым ремеслом в нашем списке индийских ремесел является работа с камнем. На протяжении веков каменная кладка индийских мастеров и скульптуры восхвалялись людьми со всего мира.

Эти работы имеют большую функциональную и эстетическую ценность. С древних времен корабли славились тем, что воплощали в жизнь замысловатые узоры и узоры, которые использовались в храмах по всей Индии.

Помимо резьбы на стенах знаменитого храма, здесь есть много пещер, которые также известны своей резьбой.

Это ремесло в основном процветало в средневековый период, когда короли Индии проявляли особый интерес к искусству. Огромная часть королевской казны была потрачена на храмы и пещеры, а скульпторам щедро заплатили за их усилия.

Традиционно художники первыми придумали дизайн, который затем был тщательно вырезан на стенах пещер и храмов.

Третье место в нашем списке индийских ремесел занимает деревянные изделия ручной работы. Многие поспорили бы с нашим решением поставить работу по дереву на третье место, но мы оцениваем важность ремесел с момента их появления, и очевидно, что Каменный завод находится в лучшем положении. Но, сказав, что деревянные ремесла Индии также довольно известны.

Эти поделки начались немного поздно. Когда люди начали понимать, что поверхность дерева можно резать и точить, дерево мгновенно стало средой для ремесел.Со временем ремесло становилось все более изысканным. Это искусство буквально унаследовали ремесленники со всей страны.

Вскоре все виды дерева и древесные материалы стали использоваться для изготовления произведений искусства. Древесина из деревьев, наряду с бамбуком, широко использовалась.

Поставщик изделий ручной работы по оптовой цене в Интернете

Изделия ручной работы, традиционные индийские подарки, олицетворяют истинную культуру

Термин «ремесло» обычно обозначает навык, применяемый в декоративном искусстве или связанный с художественной практикой.Ключевой особенностью ремесел является то, что они предполагают большую долю «практического» мастерства, отсюда и термин «ремесла», а не использование машин.

Boontoon имеет самую большую коллекцию 100% ручной работы высшего качества Джайпурские изделия кустарного промысла . Это лучшее место для удовлетворения ваших эстетических потребностей.

Этимология и отличительные значения таких терминов, как «искусство» и «ремесла», усложняются и сбиваются с толку из-за расширения тесно связанных областей, таких как «Декоративное искусство» (декоративные и функциональные работы) и «Прикладное искусство» (дизайн и эстетика до утилитарных предметов повседневное использование).

Существуют сотни, если не тысячи, различных видов ремесленных изделий, в том числе:

• Изделия из дерева,

• Металлоконструкции,

• Войлочные изделия,

• Бумажные изделия,

• Гончарное дело,

• Изделия из стекла,

• Ювелирная,

• Текстиль,

• Кожевничество,

• Изготовление моделей и др.

История индийских ремесел

История декоративно-прикладного искусства стара, как само человечество.Мы находим богатые ремесленные традиции и высокий уровень технического совершенства в области гончарного дела, скульптуры (металл, камень и терракота), ювелирных изделий, ткачества и т. Д. В Цивилизации долины Инда (возраст которой составляет 5000 лет). Мастера Хараппы не только удовлетворяли все местные потребности, но и вели торговлю с внешним миром через морские пути.

Изготовление керамики, ткачество, изделия из дерева и т. Д. В ведическую эпоху (1500 г. до н.э.) и скульптуры в эпоху Маурьев известны своим временем.

Период между I веком до нашей эры.C. и I век н.э. были периодом политической неразберихи в результате иноземных вторжений. Влияние этой суматохи видно в удивительных буддийских скульптурах из Таксилы, Беграма, Бамиана, долины Сват и т. Д.

Кушана, Гупта и Средневековье были периодами бурного развития ремесел. Период Великих Моголов — золотой период всех времен.

Традиции ремесел в Индии выросли на религиозных ценностях, потребностях простых людей и правящей элиты.

Кроме того, внешняя и внутренняя торговля также сыграли важную роль в развитии различных форм ремесел в Индии. Ремесленные традиции Индии выдержали разграбление времени и несколько иностранных вторжений и продолжают процветать до настоящего времени.

В основном это происходит из-за непредубежденности индийских ремесленников принимать и усваивать новые идеи.

Обзор индийских ремесел

Панорама индийских ремесел — это лоскутное одеяло из множества оттенков и смыслов, отражающее взаимодействие с социальными, экономическими, культурными и религиозными силами.Творческий потенциал индийских ремесленников делает доступным каталог ресурсов — навыков, материалов, возможностей и продуктов.

Продукты воплощают в себе понимание мастеров, которое является структурным, концептуальным и эстетическим. Ремесло — это также взаимосвязь между функцией, формой, материалом, процессом и смыслом.

Мастера Индии — это простые люди, продолжающие традиционное наследие своих отцов и предков. Они не только сохранили равное достоинство и страсть, но и изменили свои изделия ручной работы в соответствии с меняющимся миром.

Ценность этого просто заключается в том, что мастер полагается на себя, а не на свои инструменты. При этом они полностью ими владеют, точно подстраиваясь под требования момента.

Особое ремесло мастера — это сфера, в которой он компетентен и применяет все свои знания, переданные ему через традиции. Индийский мастер воспринимает свое искусство не как свое собственное и не как накопленное за века умение, а как происходящее из божественного мастерства Вишвакармы и раскрытое им.

Их традиции охватывают жизнь всего сообщества. Таким образом, они связаны друг с другом более глубоко, чем общие интересы или сфера совместной жизни. С открытием для них дверей на международные рынки, их прекрасные изделия ручной работы доставляются по всему миру и получают высокую оценку.

Индийские ремесла: виды

Изящное и красочное искусство и ремесла Раджастана пользуются большим успехом у туристов.Они никогда не возвращаются домой, не купив сувениров из Раджастана. Богатое наследие его славной культуры прекрасно раскрывается в форме ремесел.

Мастера демонстрируют большой опыт в превращении сырья в великолепные изделия ручной работы, такие как резьба по дереву и слоновой кости, текстиль с яркими и яркими цветами, галстуки и краски, а также блочные принты на тканях, серебряные украшения / украшения с реальными камнями, синяя керамика, миниатюрные картины. , мраморные статуи, лаковая и филигранная работа.

Эти раджастанские сумки ручной работы и подарочные шкатулки или шкатулки для драгоценностей для жены, матери или сестры, чтобы ваш подарок тронул их сердца и души.

От предметов домашнего декора до предметов повседневного обихода, от религиозных до романтических подарков или от традиционных до современных дизайнерских поделок, подарков для родственников или сотрудников, будь то мужчина или женщина, Boontoon предоставляет вам самую большую онлайн-коллекцию индийских ремесел по лучшим ценам.

Мы поставляем наши товары по всему миру и пользуемся большим спросом не только в Индии, но и за рубежом.Своевременная доставка и обслуживание клиентов — наша гордость.

Определение ремесленников от Merriam-Webster

hand · i · craft | \ ˈHan-di-ˌkraft, -dē- \

1a : ручное умение

b : занятие, требующее умения рук

2 : изделия, созданные людьми, занятыми ремеслом

Другие слова из ремесло

handicrafter \ ˈhan- di- ˌkraf- tər, — dē- \ noun

Примеры кустарного промысла в приговоре

Ее любимое изделие — это шитье.добровольцы демонстрируют ранних американских ремесел , таких как кузнечное дело, стеклодувное дело и ткачество

Недавние примеры в Интернете Индия остается одной из последних великих культур кустарного промысла .

Чару Сури, National Geographic , «Удивительная история яркой индийской традиции сари», 6 октября 2020 г. Торговая площадка handicraft — одна из трех компаний, получивших доступ к S&P 500, а акции на премаркете выросли на 1%. .-

Алекс Франгос, WSJ , «Tesla, Apple, Amazon Down Premarket: на что смотреть, когда фондовый рынок открывается сегодня», 8 сентября 2020 г. Попытки маскировки или манипулирования формой просто вмешиваются в Божье ремесло .

Брайан Т. Аллен, National Review , «На самом деле, культовый документальный фильм: увлекательный час с Ричардом Эстесом», 22 августа 2020 г. Лоскутное одеяло использовалось культурами всего мира на протяжении веков, и это изделие ручной работы до сих пор пользуется популярностью. в наших домах сегодня.-

Джессика Беннетт, Better Homes & Gardens , «5 ностальгических тенденций в доме, которые вам непременно понравятся из журнала Anthropologie New Fall Line», 21 августа 2020 года.

Хэдли Келлер, House Beautiful , «Это будет лето в гостевом доме на заднем дворе», 19 июня 2020 г. Блокировка Интернета также нанесла ущерб экономике Кашмира, поскольку десятки тысяч ремесленников остались без работы, когда их изделия ручной работы не могли быть проданы через Интернет .-
Washington Post , «Индия держит в секрете Интернет Кашмира в течение шести месяцев», 14 февраля 2020 г. Сектор кустарного производства был разгромлен, зарождающаяся ИТ-индустрия и стартапы были уничтожены.

Рияз Вани, Quartz India , «Представьте себе изоляцию в Индии без Интернета и телефонов. А теперь подумайте о Кашмире», 26 марта 2020 г. Марк был завсегдатаем сахарной фабрики Дулан, старого японского места, куда местные жители втиснулись, чтобы послушать Тайваньский панк и инди-рок среди поп-апов продают коряги , поделки .-

Крис Шалккс, Condé Nast Traveler , «Путешествие по горячим источникам и чайным плантациям Тайваня», 7 февраля 2020 г.

Эти примеры предложений автоматически выбираются из различных источников новостей в Интернете, чтобы отразить текущее употребление слова «ремесло». Взгляды, выраженные в примерах, не отражают мнение компании Merriam-Webster или ее редакторов. Отправьте нам отзыв.

Узнать больше

Первое известное использование кустарного промысла

1523 в значении, определенном в смысле 1a

История и этимология кустарного промысла

Среднеанглийский handi-crafte , переделка handcraft

Узнать больше о handicraft

Статистика для handi-crafte

Процитируйте эту запись

«Handicraft.” Словарь Merriam-Webster.com , Merriam-Webster, https://www.merriam-webster.com/dictionary/handicraft. По состоянию на 21 ноября 2020 г.

MLA Chicago APA Merriam-Webster

Дополнительные определения handicraft

hand · i · craft | \ ˈHan-di-ˌkraft \

Детское определение кустарного промысла

1 : занятие или ремесло (например, ткачество или гончарное дело), ​​требующее навыков рук

2 : предмет, сделанный умелым использованием руками

Комментарии о кустарного промысла

Что побудило вас искать кустарного промысла ? Сообщите, пожалуйста, где вы это читали или слышали (включая цитату, если возможно).

О крупнейшей коллекции ремесел в Индии

Добро пожаловать в Индийские ремесла. Мы — ведущие индийские производители, поставщики и экспортеры ремесленных изделий. В основном мы находимся в Джайпуре, Индия, и работаем по всему миру. У нас есть широкий спектр очень красивых изделий ручной работы в Индии, выполненных высококвалифицированной и профессиональной командой ремесленников. Наши высококвалифицированные мастера являются экспертами в создании конструкций из нескольких материалов, включая дерево, мрамор, стекло, бумагу, металл, лак и другие.

Мы, являясь признанным индийским производителем изделий ручной работы, позволяем нашим клиентам получать широкий ассортимент изделий ручной работы. Наши изделия ручной работы в Джайпуре любят и восхищаются во всем мире в каждом месте из-за связанной с ними отделки и красоты. Мы в основном занимаемся ремеслами из дерева, росписью мрамора, изделиями из мрамора и другими подобными продуктами. Наш ассортимент изделий ручной работы в Индии помогает сделать ваше жилище или рабочее место еще красивее, придавая этому традиционный вид.

Широкий ассортимент деревянных слонов и подарков ручной работы

Наши деревянные статуи слонов популярны повсюду, и они также доступны в различных стилях.Деревянные слоны Амбабари — самые любимые типы деревянных слонов, и кроме этого, также используются несколько статуй, связанных с животными, птицами, богами. Мраморные изделия ручной работы также доступны здесь в очень высоком качестве. Индийские поделки предлагают несколько видов подарков ручной работы, которые легко бросаются в глаза.

Вот некоторые из наших особенностей, позволяющих нам отличаться от других экспортеров изделий ручной работы в Индии:

  • Команда экспертов и профессиональных мастеров
  • Мощная инфраструктурная база
  • Хорошо оборудованный склад
  • Хорошая бизнес-сеть
  • Гарантия качества
  • Удовлетворенность клиентов

Свяжитесь с нами, чтобы узнать больше о нашем ценовом диапазоне и других настройках.Мы доставим максимальную отдачу от ваших денег.

Дом

Бесплатная доставка
×

Бесплатная доставка