Эскиз перчаточной куклы рисунки: Эскиз перчаточной куклы | Художнику о театральных куклах

Содержание

Эскиз перчаточной куклы | Художнику о театральных куклах



Записи о детском творчестве постоянно переплетаются
с обращениями к взрослым людям. Может быть, эта путаница
затрудняет восприятие материала, и меня захочется
раздраженно лягнуть. Тогда попробуйте сами найти ту границу,
которая проходит между творчеством детей и взрослых.
Трудно сказать, кто заинтересуется этими страницами. Они
писались самому себе, тому молодому парню, который был
одержим куклами, и собирал по крохам все, что касалось
секретов их изготовления. Редко в каком деле требовалось
владение столь сложным ремеслом, а сочетание изобразительного
искусства, театра и таинственной механики, просто, кружило ему
голову.  «Куклы, как и кошки, всем интересны!» Это слова моего
хорошего друга, без поддержки которого я бы ничего не писал.

Перчаточная кукла издревле относилась к низшему сословию
кукол, и работала она для людей того же сословия. Ее внешность,
и репертуар, отвечали низменным интересам бульварной публики.
Постоянный спутник уличных балаганов, шут гороховый, он и
в наши дни охотно уживается, как в профессиональной среде
кукольников-эстетов, так и среди наивных любителей куколок.
Обыватели его прихорашивают, а эстеты матершинники всячески
культивируют его гадливую безобразность, стараясь  шокировать
этим окружающих.

Мне близка  природная сущность петрушки, как хиппующего циника,
но и современная его роль детского воспитателя не отвергается.
Если ему удалось проникнуть в телепередачу «Спокойной ночи, малыши»,
то можно поверить в его способность к нравственному перевоплощению,
в то, что и яблоко способно закатиться под грушу.


Куклы и дети

Есть удачный опыт работы с детьми, при котором их знания
рисунка и живописи находят практическое применение в  работе
над театральными куклами. Любой эскиз куклы, это рисование
по представлению, это первое знакомство с пространственной
композицией. В свою очередь, куклы повышают интерес детей
к изобразительному искусству, помогают ученикам развивать
конструктивное мышление, так необходимое в рисовании.

Вы можете и не заниматься изготовлением кукол, достаточно
включить эту тематику в программу по композиции (эскизы кукол).
Куклы-перекладки, пальчиковые куклы были описаны на
предыдущих страницах, как прелюдия к основному материалу.
Актерское мастерство, управление куклой, в данном случае,
носит вспомогательный характер, и реализуется в камерных
импровизациях перед малолетками на праздничных утренниках.
Детскую мастерскую кукол всегда осаждают доморощенные
режиссеры (при поддержке администрации)! Я хорошо понимаю,
солидный театр, даже детский, живет по своим законам, далеким
от моих предпочтений в педагогике. Там режиссер (по сути,
педагог-диктатор), одержим выпуском спектакля к праздничной дате.
Все подчинено спектаклю, его победе в конкурсах, получению
дипломов. Но мне неприятно сталкиваться с разделением коллектива
на актеров и «изготовителей кукол», с рациональной жилкой
режиссера, с  меркантильной мишурой публичности, основанной
на творчестве детей, и я всегда старался, чтобы моих детей
миновала сия чаша.



Конструкция куклы

Существует много систем управления верховыми куклами, но
конструкция перчаточной куклы уникальна. В данной системе,
куклой выставляется сильно приукрашенная кисть руки актера.
Уберите красивую  перчатку, и увидите «костяк» системы
управления этой куклы. Чем сильнее вы раздуваете туловище,
тем больше вы скрадываете красоту движения руки. Сегодня,
это очевидно, но было время, когда Образцов впервые
продемонстрировал пластику своих рук с шариком на пальце,
и это воспринималось революцией.
Перчатка базируется на множестве шарниров, входящих в кисть
руки, и по их числу превосходит многие искусственные системы
управления.
Напрашивается вопрос, а почему бы не натянуть большую
«перчатку» на весь скелет актера, и не получить новый вид куклы?
В цифровых фильмах научились и этому. Там все движения
реального человека передаются оболочке любого монстра.

На практике применяется множество мелких отступлений от
классической схемы куклы. Например, голова может одеваться
сразу на два-три пальца (если она большая и тяжелая), руками
могут управлять не крайние пальцы, а те, что соседствуют
с указательным  пальцем. Есть масса примеров по применению
в перчатке простейших гапитов. Существует обширная литература
по этой теме, которую мне нет смысла дублировать.


А теперь о деле.
В перчаточной кукле все размеры привязаны к руке.

Обычно, заранее планируется, для какой руки, правой или
левой, шьется перчатка.
Костюм куклы в виде трехпалой перчатки имеет подкладку,
которая должна легко отделяться от него для стирки. В каждый
«палец» перчатки (а их три)  монтируется патронка, диаметр
которой подгоняется под размер пальца руки актера.
На патронки крепятся головка и  кисти рук куклы. Часто, к костюму
пришиваются ложные ножки. Они так же могут иметь  патронки для
пальцев кукловода.

Если вам нужно создать куклу с выразительным силуэтом,
изучите силуэт кисти руки, которая формирует ее костяк
(в буквальном смысле кости и их взаимодействие). Иначе,
нарисуете костюм, а рука в него не войдет, или он будет
болтаться бесформенным мешком, или вы не сможете
пошевелить кистью руки.

Работа над эскизом, требует знания крайних точек подвижности
пальцев руки, формирующих силуэт куклы. Сделайте себе
шарнирную  «перекладку» для профильного и фронтального
вида кисти руки.

Понимая, что никто этим заниматься не будет, предлагаю несколько
ключевых фаз движения руки.

Кукла, поднятая от края ширмы на предельную высоту, выглядит стройнее.

Бывает, что юные кукловоды от усталости буквально висят на ширме,
и тогда их куклы едва видны зрителю.


Особенности перчаточной куклы

Классическая перчаточная кукла не может поворачивать голову
в стороны, ее руки постоянно задраны к верху из тряпичного
кулька с безвольно свисающими тощими крохотными ножками.
Но, как бы ни была сильна зависимость формы куклы от размера
и формы руки, кое-что изменить удается.
Размер головки не может быть меньше пальца, на который она
одета, и не может увеличиваться до размеров, при котором палец
не сможет удержать ее вес (это очень важно).
Ручки куклы можно удлинить за счет длинны патронок на пальцах
рук. Ладошки с пальчиками, как и головка, могут быть разного
размера (в пределах функциональности).
Традиционно маленькие символические ножки, болтающиеся под
куклой, легко превратить в неожиданно огромные, что сильно меняет
силуэт куклы в целом.
Эксперименты с пропорциями туловища безграничны. Это может
быть голая рука, или огромная, во всю сцену, ткань-костюм
с отверстиями для головок разных кукол.

__________________________________________________________

Подробнее о голове

У театральных кукол затылочная и лобная части сокращаются,
они, просто, не нужны. Часто, головку заменяет резная мини-маска,
декорированная париком. Кроме того, головка имеет легкий наклон
вперед относительно шеи с пальцем. Объяснение простое, зритель
смотрит на куклу снизу (верховые куклы играют на верхнем краю
ширмы).Глаза располагаются под небольшим углом друг к другу,
так, чтобы взгляд зрачков слегка расходился в стороны (рассеянный
взгляд). Чтобы глаза лучше смотрелись со стороны профиля, головку
стараются сделать слегка приплюснутой (представьте себе, что уши
сдавили друг к другу).


Форма руки

Руки редко когда имеют все пять пальцев, обычно, хватает
одного большого пальца (рукавица), в редких случаях оставляют
четыре крохотных пальчика (в противном случае пальцы
смотрятся граблями). Но чаще всего руки делают беспалыми
закругленными наперстками.
Можно ко всему сказанному отнестись, как к ремесленному
стереотипу, но знание этих трафаретов может помочь в создании
особого колорита народных кукол.


Силуэт куклы

 

Начните рисовать эскизы с фронтального вида куклы, основываясь
на пропорциях реальной кисти руки (обведите растопыренную на
бумаге руку). Изменяя силуэт куклы, не затрагивайте эту руку.
Удлинение или укорачивание трубок на пальцах руки позволяет
изменять в определенных пределах не только размеры, но и
пропорции куклы. Кстати, определите для себя, что это за пределы.
Помните о возможном применении толщинок в костюме (плечи, горб,
живот), о применении плащей, кринолина для юбки, о силуэте парика
и прочих деталях.


Эскизы детей

Если вы работаете с детьми, то перед тем, как они начнут
рисовать эскиз, дайте им схему, характеризующую конструкцию
перчаточной куклы. Все то, о чем говорилось выше, выразите
в простом силуэте перчатки.
Техника рисования  детей младшего возраста известна, это
символы вместо реального изображения, фронтальная
перспектива без ракурсов, отсутствие светотени. Помогите
детям найти те элементы образа, без которых он неузнаваем
(у кошки есть усы, хвост, полосатость, у птицы есть клюв
вместо рта, крылья, перья вместо хвоста кошки). Гармония
в цвете и во взаимодействии форм, главная забота педагога.

Малыши рисуют глаза-точки и ротик, а потом обозначают
кружочком голову.
Маленькие дети начинают рисовать голову-кружок, а потом
подрисовывать к нему детали лица.
Художник стремиться обозначить общий силуэт в целом,
а потом ковыряется с деталями в его пределах.
Способность к планированию, к выработке определенной
последовательности действий в рисовании имеет возрастной
характер. Может, нам не обязательно форсировать развитие
этой способности сегодня, многое приходит к человеку в свое
время естественным путем, но попытаться можно.


Пропорции

Работа над пропорциями во многих случаях напоминает сочетание
деталей разного масштаба в одном объекте. Допускается
соседство одного  и того  же мелкого и очень крупного орнамента,
не исключено гротесковое увеличение или уменьшение размера
головы относительно маленького туловища (они разного масштаба).
В годы моей юности, одним из критериев новаторства художника
кукол  было число голов, умещавшихся в туловище. Если голова
составляла одну восьмую часть туловища, это художник-реалист,
а если одну треть, то это отход от жизненной правды, это ориентация
на «чуждые западные веяния».
Сейчас я вдруг подумал, а как можно осовременить пропорции
куриного яйца? Да, речь о пропорциях.
Перчаточная кукла, в этом смысле, сплошное безобразие,
не хочется даже, и думать об этом, просто, примите как факт.

Компоновка

Композиция куклы, ее силуэт, пропорции, ищутся в целом, и лишь
потом идет детальная проработка головы и костюма. Выбрав
минимум деталей, без которых образ просто не может существовать,
тех, что характерны только для данного персонажа, займитесь
поиском их взаимного расположения, определением их размеров,
цвета, фактуры.
Помните, очевидные решения приводят к банальным результатам.
Все, что только возможно, пытайтесь изменять в крайних пределах.
Если это размеры, то определитесь, какие из них могут быть самыми
большими и самыми маленькими (например, нос). Если это пропорции,
то выясните, в каких пределах они могут изменяться (форма
вытягивается или расширяется). Если исследуется взаимное
расположение деталей, то определитесь с крайними точками
допустимых смещений. Это должно войти в привычку, все проверять
на допустимые пределы, и только потом делать свой выбор в рамках
допустимого. Таким образом, вы сможете разглядеть не очевидное.
Особое внимание уделяется поиску декоративной выразительности
целого.
Не насыщайте образ деталями только потому, что они есть в натуре.
Подумайте, зачем вам карман на рубашке или на штанах, и нужны ли
вообще штаны или рубашка? Если без чего-то можно обойтись,
удаляйте без жалости.


Условность характера

Мне нравится делать такие куклы, глядя на которых, зритель понимает,
что они сделаны, и понимает, как они сделаны. Не увлекайтесь
психологизмом. Театральная кукла по своей сути, сгусток условностей.
Она сама — условный персонаж, ее веревки на голове — условные
волосы, тряпки — условный костюм.  И характер персонажа, его
психология тоже условные маски. Добрый  и злой, соответственно —
веселая и хмурая маски. Шустрый и тюфяк, соответственно — хитрая
и сонная маски.
Да, все так, пока кукла не вздрогнет своим дурацким тельцем на руке
актера. И тогда, эта пресловутая условность осыпается с куклы
елочной мишурой.

Ассоциативность

Помните о роли ассоциаций. Колючее, ершистое, просветленное,
лучезарное, мрачное, угрюмое, — все эти ощущения прекрасно
передаются даже в отвлеченных, ничего не значащих композициях.
Как музыкальный фон для фильма, так и цветовой ряд для куклы,
сочетание в ней линий,  формы объемов,  способствуют рождению
определенных ассоциаций в нашем восприятии увиденного.
Мыслите категориями ассоциаций и гармонии в изобразительных
средствах, а не воротничками и рукавами с карманами и пуговками.
Корова на двух ногах с выменем в виде сумочки на плече, ворона на
четырех ногах, обутая в ролики, да, мало ли чего можно придумать,
работая с куклами. Все, что угодно, только не манекены и чучела!


Стилистическое единство

Куклы — партнеры лучше стилистически объединять.
Рассмотрим два детских рисунка.

Легко заметить, что силуэт Буратино мало чем отличается
от силуэта вороны, форма перчатки и головы одинаковые,
сходен даже принцип декора на костюме.
Но это не режет глаз. Мы воспринимаем это как единство
стиля одной группы кукол. Конечно, дети не думали о стиле,
они рисовали так, как могли, о стиле думал педагог. Стиль,
это ключ к объединению композиции в целое. В данном
примере можно говорить о стилизации кукол под детское
творчество.

Надо ли говорить, что эти две головки объединены стилем,
отличным от стиля предыдущих двух кукол.
Эстрадные куклы, пародирующие известных людей с характерной
внешностью, обречены на успех. Лепить голову такой куклы, это
проверка вашего профессионализма, и огромное удовольствие.
Попробуйте соединить в пару куклы из разных стилистических групп,
и вам станет понятна роль стиля в искусстве.

Мы видим человека и его игрушку. Этому способствует не только
различие стилей и цветовой гаммы, но и разномасштабность кукол.


Цвет в эскизе

Цвет, умение с ним работать, чувствовать его оттенки, это
дар божий, как наличие слуха у музыкантов. Если обучать
детей рисованию с натуры можно лет с десяти-двенадцати,
то с цветом дети могут начать работать, может быть, раньше,
чем научатся держать ложку в руке.
В процессе работы над эскизом особое внимание уделяется
применению цветовых сочетаний.
Принцип сочетания родственных  цветов понятен даже младшим
группам детей. Все краски куклы объединяет примесь одного из
основных цветов (синий, красный, желтый). Например, если мы
выбрали желтый цвет, то он будет добавляться и в красную, и
в зеленую краски работы. Представьте, что вы накрыли
живописный эскиз желтой прозрачной пленкой. Тогда все цвета
приобретут желтый оттенок и станут родственными. Свои
родственники есть и у синего и у красного цветов. Таким образом,
случайно выбранные цвета мы можем объединить одним из
основных цветов, внеся в них определенную гармонию.
Чаще всего родственные сочетания цветов используются для
создания теплой или холодной цветовой гаммы. Теплая гамма
имеет примесь желтого цвета в своих красках, которая и делает
их родственными. Холодная гамма, имеет примесь синего.
Насыщенность цвета уменьшается примесью серого или белого.

И дети, и взрослые могут начать работу над эскизом в технике
аппликации, а закончить живописной композицией. Аппликация
помогает абстрагироваться, приучает мыслить крупными формами,
позволяет быстро перемещать и поворачивать детали, менять
их цвет. Это облегчает поиск композиционных идей.


Графический символ

Важно найти лаконичный графический символ для выбранного
силуэта головы, который окажется эстетически самодостаточным.
Именно с этого момента начинается «раскрутка» образа с помощью
деталей, и только Бог знает, куда она вас выведет.


На принципах детского мышления

Привожу несколько эскизов,
опирающихся на принципы детского мышления.

Все сказанное можно принять, просто, к сведению. Реально,
каждый художник о
правилах думает меньше всего. Рисуется образ, и только потом
конструктор в мастерской ломает себе голову, как нарисованное
превратить в куклу, к какой системе управления ее отнести.
И всегда ругают безмозглого художника, ничего не
соображающего в куклах, и рождается новая система управления.
Может быть в этом и заключено таинство искусства!
Только педагог не любит таинства, ему надо их разжевать, иначе
ученики не проглотят.


Мастерские и художник


Изображение куклы в ракурсе суммирует все виденное в фас
и профиль. Этим и можно объяснить тот факт, что большинство
эскизов для мастерских художники выдают в таком виде.

Кстати о мастерских. Если вы хотите иметь на выходе то, что
задумали, а не то, что получилось у исполнителей, вам лучше
приложить к эскизу вид в профиль и в фас, или утвердить чертежи,
сделанные в мастерской по вашему эскизу. Обязательная
процедура, подбор тканей и фактур для куклы, и прикрепление
их образцов к эскизу. В идеале, все рассчитывают на работу
профессионального скульптора мастерской, на практике, лучше
откорректировать скульптуру самому на заключительном этапе
работы мастера (если вы сами профи). Если вы столкнулись
с мастером, которому доверяете на сто процентов, считайте это
подарком судьбы.
Чем «моложе» художник, тем активнее он вмешивается со своими
советами в работу мастеров, постоянно внося изменения
в собственный эскиз. Художники, способные воплотить свои
замыслы в материале самостоятельно, встречаются редко,
я не говорю об актерах кукольниках с навыками изготовления
эстрадных кукол (жизнь заставляет).
Немного отвлекся, речь шла об интерпретации эскиза, которая
всегда сиюминутна.


Идеи детей нам в помощь







Переходом детей к рисованию в ракурсе нужно управлять.
Как-то я уже описывал задание, выполнение которого требовало
сочетания плоскостного рисования декораций с перспективным
изображением планшета сцены.  Сейчас я опишу еще одно задание,
основанное на той же методике.
Если детям показать, как изображаются простые геометрические
фигуры в ракурсе, они без проблем смогут это повторить. Самое
интересное для них заключается в моей просьбе, оживить эти
фигуры нужными деталями. На первый взгляд, плоскостное
рисование сохраняется, только плоскости, на которых дети рисуют
детали, находятся уже в ракурсе. И это заставляет их как-то
приспосабливаться, искать пути решения задачи. Тогда педагогу
самое время показать некоторые профессиональные хитрости
художников.





Возможно, кому-то пригодится подборка кукольных образов
извлеченных мною из рисунков детей младшего возраста.
Поверьте, там много поучительного. На большинстве эскизов
куклы изображаются  в фас, и, если вы рискнете использовать
заложенные в них идеи, подключите крохи своей фантазии,
и попытайтесь  представить их в профиль.

На примере театральных кукол знакомимся со спецификой восприятия объектов, удаленных от нас на расстояние, и  с тем, что можно сделать, чтобы объекты, при этом, не потеряли своей выразительности (хорошо различались).

Известно, что детская кукла из магазина, вся в рюшах, с милым личиком, не выдерживает конкуренции на сцене с примитивной и страшненькой театральной куклой. В чем причина?

Особенности условий зрительного восприятия

Объект должен хорошо смотреться, то есть, легко узнаваться с большого расстояния.

Малейшие движения куклы на сцене должны быть заметны зрителю из любой точки зала.

На рисунке два актера. Профили лиц заметно различаются, но только тогда, когда они на экране даны крупным планом. На сцене театра, вдали от зрителя они будут неразличимы.

 РџСЂРѕС„иль-1 (450x354, 61Kb)

Линию профиля можно слегка подчеркнуть, усилив характерные черты (например, нос). Приобретя большую выразительность, лицо остается узнаваемым.

Можно обострить форму головы, добиваясь предельно ясного ее восприятия с большого расстояния. С этого момента мы переходим в мир  театра кукол, где гипербола , обычное явление. Профиль приобретает увеличенный нос и подбородок, а малоинтересный зрителю затылок и шея сокращаются. Типичный набор приемов не только в мире кукол, но и в карикатурах, дружеских шаржах.

Важную роль в этом деле может сыграть условная роспись куклы. Выступающий яркий нос хорошо подчеркивает изменение ракурсов головы, ее вращение. Шар можно крутить сколько угодно, все равно вращение мало заметно, но с носом он закрутится. Чтобы зрачок был хорошо виден издалека, увеличим и глаза.

Профиль-5 (450x354, 55Kb)

 Осталось сравнить актера и куклу, отойдя от них на расстояние. Внешность куклы сохраняет свои очертания за счет яркой росписи лица и выступающих на нем деталей, а  лицо актера на удалении теряет отличительные признаки, и смотрится смазанным. Множество мелких деталей головы человека, на значительном расстоянии от зрителя, сливаются в бесформенную массу, убивая друг друга.

 (450x199, 29Kb)

Изображение куклы менее информативно, образ предельно условный, подобно дорожному знаку. Но именно благодаря избавлению от деталей, и утрированию характера формы кукла легко читается с расстояния.

Это ответ на вопрос, почему кукла из магазина, такая милая и привлекательная в руках, проигрывает на сцене театральной «страшилке».

Роль фона, особая тема для разговора, он не может быть случайным. Силуэты на белом и черном фоне выглядят по-разному. На черном фоне темная затылочная часть головы растворяется, на светлом фоне волосы хорошо видны, но проигрывает профиль лица. Фон, приближенный по цвету и тону к объекту, скрадывает его видимость, а контрастный усиливает. Зная это, художник создает благоприятные условия восприятия в первую очередь для главного объекта.

 Рџ-Профиль-Рљ (450x354, 39Kb)

Поиск дива дивного

Из двух линий легче запоминается та, что выделяется своей выразительной формой. В толпе людей мы выхватываем взглядом кого-то необычно высокого или низкого, — блондина среди брюнетов, и брюнета среди блондинов. Вольно или невольно мозг постоянно сравнивает одно с другим, останавливая свой взгляд на всем неординарном, на том, что выбивается из усредненного ряда. Обычно в память врезается то, что производит на нас большее впечатление, то, что способно сильнее взволновать, пусть и не всегда приятно.

Поиск дива дивного, чего-то неординарного, необычного, вот дорога к вниманию зрителя. Человек обращает свой взгляд в первую очередь на то, что лучше видно, что кричит  отклонением от окружающего своей необычностью. Этой людской слабостью и пользуются художники, чтобы привлечь внимание в своему творчеству. Им требуется уйти от банальных стереотипов, от многократно использованных ранее шаблонных форм. Заманчиво взять проверенное чужой практикой готовое решение, особенно когда своего опыта еще не достаточно (вопросы культуры и этики). Но тогда не остается надежды на свое, может быть маленькое, местного значения, но открытие!

 (539x207, 97Kb)

Куклы, ни цель нашего разговора, но они помогают наглядней почувствовать возможный контраст форм в реальности и в творчестве. Мысленно представьте рядом с каждой куклой человека, так как это сделано в предыдущих иллюстрациях, чтобы оценить выразительность рукотворной вещи,

Марионетка.  Она всегда тяготела к реалистическим пропорциям. Резкость ей не свойственна, ее движения всегда плавные. Это куклы «разговорного жанра».

 Р–еня (510x638, 65Kb)

 Перчаточные куклы имеют «бапаганную» природу, им натуральные пропорции тела  чужды в принципе. Они хорошо дерутся и дурачатся.

  (395x482, 108Kb)

Тростевые, самые популярные в театре куклы, способны на многое. В отличае от марионеток, они могут быть не только лиричными, но и истремительными в движениях.

Внешность кукол целиком подчиняется условиям их восприятия ( движение и расстояние). Скульптура без лишних деталей, ее форма должна резко изменяться при малейшем повороте, чтобы зритель мог это легко уловить. Гротеск скульптурной формы для куклы театра просто обязателен. Не нужен мелкий узор там, где его трудно разглятеть, не нужны тонкие оттенки цветов там, где они не читаются, не нужно множество морщин, когда они сливаются в одно пятно, надо их заменить несколькими крупными. Мелкие изгибы профиля лица с расстояния не будут видны, их надо обобщить, оставив главное.

 

 РќРѕСЃР°С‚ая маска-РіСЂСѓРїРїР° (454x170, 57Kb)

Перекладки – простейшие плоские куклы, часто, даже без соединяющих суставов. Они помогают художнику проверить «читаемость» силуэта куклы или рисованного образа с расстояния, проверить возможную амплитуду движения суставов, найти выразительные позы персонажа. Куклы этого типа (а они могут быть полу объемными, натуралистичными, условными) часто используют для съемки мультипликации, в театре теней, для детских игрушек-марионеток, в качестве пособия по рисованию.

Довольство-детали (538x389, 220Kb)

 Р”овольство-02РІ (298x283, 46Kb)


Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка…

Похожее

Мастер-класс смотреть онлайн: Перчаточная кукла «Лиса»

Всем привет! Хочу рассказать вам как я шью перчаточную куклу для детского кукольного театра на примере лисы.

Перчаточная кукла

Нам понадобится:

  • Искусственный мех оранжевого цвета
  • Белый флис или белый искусственный мех
  • х/б ткань для подклада (я использую бязь)
  • пластиковые глаза размером 14х20 мм
  • наполнитель (холлофайбер или синтепон)
  • маленький кусочек черного флиса, для носа
  • Клей «Титан», для приклеивания глазок
  • Ножницы, нитки, иголка, булавки

Перчаточная кукла

1.Распечатываем выкройки и вырезаем. Выкройки рассчитаны на детскую ручку!

Перчаточная кукла

2.Сначала мы будем шить туловище лисы. Раскладываем выкройку «А» на меховой ткани, соблюдайте направление меха, ворс должен быть направлен вниз. Обводим две таких выкройки. Вырезаем с припуском на шов 0,5 см. То же самое проделываем с подкладочной х/б тканью. У нас получается две детали из меха и две детали из х/б ткани.

Перчаточная кукла

Из белого флиса вырезаем грудку для лисы, прикалываем ее к любой из частей оранжевого меха.

Перчаточная кукла

Пришиваем ее зигзагом по контуру. Длину стежка я на машинке обычно ставлю на единицу.

Перчаточная кукла

Перчаточная кукла

Вот такая грудка у нас получается. Теперь я беру иголку и тупой стороной аккуратно достаю из под шва мех.

Перчаточная кукла

Далее складываем лицевыми сторонами внутрь обе детали тела из меха, скалываем булавками и прошиваем по контуру, оставляя открытым низ туловища.

Перчаточная кукла

То же самое проделываем с подкладочной тканью.

Делаем засечки ножницами в местах сгиба, как показано на рисунке

Перчаточная кукла

Выворачиваем деталь из меха на лицевую сторону, тщательно расправляем все уголки. Внутрь туловища , не выворачивая, вставляем подкладочную ткань.

Перчаточная кукла

Снизу их скалываем булавками

Перчаточная кукла

подгибаем край внутрь на 1 см и прошиваем зигзагом.

Перчаточная кукла

Перчаточная кукла

Теперь берем небольшую иголку и тупой стороной достаем мех из швов, в местах, показанных на рисунке

Перчаточная кукла

Наше туловище для лисы готово!

3.Приступаем к голове! Раскладываем выкройку «В» на меховой ткани, направление ворса так же должно быть книзу. Вырезаем с припуском 0,5 см. Делаем вторую такую же деталь, только располагаем ее на ткани зеркально, иначе у головы нашей лисички один бок будет без меха.

Перчаточная кукла

Скалываем детали мехом внутрь

Перчаточная кукла

Прошиваем, как показано на рисунке, оставляя открытым место для шеи.

Перчаточная кукла

Скалываем булавками вытачку вверху головы, и прошиваем. Делаем ножницами засечки.

Перчаточная кукла

Вот такая голова у нас получилась.

Перчаточная кукла

Выворачиваем голову на лицевую сторону и начинаем наполнять холлофайбером.

Наполнять нужно по бокам, равномерно, оставляя серединку пустую, туда у нас будет вставляться шея. Я набиваю плотно, не люблю когда игрушки теряют свою форму. Вот так должна выглядеть голова с наполнителем. На фото хорошо видно пустую серединку для шеи.

Перчаточная кукла

Надеваем туловище на руку (так удобнее будет пришивать), голову лисы надеваем на шею до конца и пришиваем потайным швом по кругу. Я делаю два круга для прочности, потом обратным стежком прячу нитку в шов головы.

Перчаточная кукла

4.Теперь приступаем к хвосту. У нашей лисы кончик хвоста будет белым, поэтому вырезаем из меха и белого флиса по две детали, так же соблюдая направление ворса на меху.

Перчаточная кукла

Складываем меховую деталь с флисом лицевыми сторонами, скалываем булавками и прошиваем. На фото изображена одна и та же деталь с разных сторон.

Перчаточная кукла

Прикладываем выкройку хвоста «С», острым кончиком на белый флис, обводим карандашом, скалываем булавками и прошиваем.

Перчаточная кукла

Делаем засечку ножницами на кончике хвоста. Выворачиваем и наполняем холлофайбером. Тупым концом иголки достаем мех из шовчиков.

Перчаточная кукла

Пришиваем хвост к туловищу потайным швом. Вот такая, уже почти готовая, лисичка у нас получается.

Перчаточная кукла

5. Приступаем к носику. Вырезаем из черного флиса круг диаметром примерно 4 сантиметра. Отступив от края 2-3 мм присбариваем круг черной ниткой. Я использовала контрастную нить чтобы было виднее.

Перчаточная кукла

Стягиваем, оставляя отверстие, наполняем холлофайбером и зашиваем, формируя шарик. Важно не переусердствовать, а то может получиться и не шарик.

Перчаточная кукла

Пришиваем нос к кончику мордочки потайным швом.

6. Приступаем к ушкам. Раскладываем выкройку уха «D» на мех. Направление ворса должно быть книзу. Обводим карандашом, вырезаем. Делаем две детали из меха и две детали из белого флиса. Я выкройку перевожу только на мех, из флиса прикладываю произвольные кусочки, потом после сшивания обрезаю лишнее. Можно сделать и так.

Перчаточная кукла

Складываем детали лицевой стороной внутрь, скалываем булавками и прошиваем, оставляя не зашитым низ ушек.

Перчаточная кукла

Обрезаем лишнее и делаем засечки ножницами на кончике уха, чтобы ушко было остреньким.

Перчаточная кукла

Выворачиваем и прошиваем середину ушка простым швом, как показано на рисунке.

Перчаточная кукла

Низ ушка загибаем вовнутрь и зашиваем потайным швом

Перчаточная кукла

Пришиваем ушки к голове потайным швом, кончик нити прячем в шве головы.

Вот так теперь выглядит лиса с ушками.

Перчаточная кукла

Вид сзади.

Перчаточная кукла

7. Завершающий этап. Намечаем, где у нас будут глазки, состригаем маникюрными ножницами мех в этом месте

Перчаточная кукла

Приклеиваем глазки клеем, даем высохнуть. Вот такая лиса у нас получилась!

Перчаточная кукла

Если где то что то не понятно — спрашивайте, отвечу всем!Перчаточная кукла

Спасибо за внимание!

Перчаточная кукла, игрушка на руку: как сшить самостоятельно

Детский кукольный театр всегда был популярным у меленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей, для которых то, что куклы оживают и начинают разговаривать — это волшебство. Особенно малышу будет интересно, если перчаточная кукла будет изготовлена вместе с родителями своими руками.

  Артисты кукольного театра

Значение кукольного театра в развитии малыша

Чаще всего кукольные представления распространены в дошкольных заведениях для детей. Куклы играют огромную роль в жизни малыша. Они становятся первыми друзьями, с которыми начинает общаться ребенок. Движение любимого персонажа приносит радость малышу и обычный день для него становится праздником.

Но подобные представления — это не просто развлечение для детишек. С помощью кукольного театра происходят воспитательный и познавательные процессы. В возрасте 4-6 лет в ребенке происходит формирование характера, проявляются интересы к окружающей среде. Именно тогда нужно прививать ребенку чувство доброты, трудолюбие, умение дружить и говорить правду.

  Дети с удовольствием принимают участие в спектаклях

С помощью кукольного театра можно найти общий язык с ребенком, который не разговаривает с чужими людьми. Кукле такой малыш станет доверять больше. Он будет смеяться над ее шутками, подаст руку или позволит к себе прикоснуться.

Важно! Регулярное общение с кукольным персонажем поможет ребенку дошкольного возраста познакомиться с окружающей средой и научит быть смелым при контакте со сверстниками и педагогами.

Более старших детей учат уже самим разыгрывать кукольные спектакли.

  • Благодаря театру малыши приучаются к искусству, развивает воображение.
  • Со временем у них начинает проявляться талант к рисованию, музыке или лепке.
  • В процессе игры с куклами малыш ярко представляет, что переживает персонаж и задумывается над тем, как нужно правильно поступить.
  • Все свои эмоции он проявляет с помощью жестов и мимики.

  Кукольное представление неотъемлемая часть праздников в детском саду

Чаще всего используется именно пальчиковый театр, который называется бибабо. Перчаточная кукла на руку отличается пустотой внутри и называется так потому, что ее используют как перчатку, при этом голова надевается на указательный палец руки, а средний и большой заменяют ручки персонажа. Другие пальцы остаются без действия и собираются в кулак. Как изготовить такую игрушку можно узнать из данной статьи.

Каких перчаточных кукол можно сшить самостоятельно

  Персонажи волк и коза

Для того, чтобы организовать у себя кукольный театр, прежде всего нужно задуматься, где взять актеров. Героев можно изготовить самостоятельно, тщательно продумав, каких именно кукол нужно сделать для представлений.

Самыми распространенными остаются:

  • лиса;
  • заяц;
  • английская лягушка Кермит;
  • петрушка;
  • медведь;
  • волк;
  • три поросенка;
  • акула;
  • елочка;
  • дед мороз.

Кроме того, можно изготовить колобка, деда и бабку, цыпленка. С помощью этих персонажей можно не только разыграть сцены известных сказок, но и придумать свои сценарии.

Что понадобится для процесса работы

Для изготовления перчаточной куклы понадобится подготовить следующие материалы и инструменты:

  • чулок из капроновой ткани;
  • плотная ткань необходимого цвета, размером 30×60 сантиметров;
  • наполнитель;
  • нитки соответствующего цвета;
  • иглы;
  • лист картона;
  • листы бумаги;
  • клей ПВА;
  • ножницы;
  • кисточка для красок;
  • гуашь.

Мастер класс по изготовлению перчаточных кукол

  Заготовка для головы куклы

Изготовление любой куклы начинается одинаково. Основа состоит из головы игрушки и одежды.

Голова

В первую очередь нужно изготовить цилиндр, который будет служить у куклы шеей. К нему и будет крепиться голова игрушки. Эта же деталь необходима в управлении персонажем.

  • Для работы понадобится отрезать небольшую полоску, размером в 8 сантиметров, от картонного листа и свернуть в трубочку.
  • Чтобы она не разворачивалась, края хорошо смазываются ПВА и фиксируются.
  • В процессе изготовления цилиндра, внутренний диаметр нужно примерять на указательный палец, чтобы в последствии было удобно управлять игрушкой.

Внимание! Если куклой будет управлять ребенок, то примерять основу нужно на детский пальчик.

Чтобы голова игрушки хорошо держалась на основе, на одном конце цилиндра, из листа бумаги нарезаются тонкие полоски, размер не должен превышать 3 миллиметров. Край основы намазывается клеем и наматываются полоски бумаги, обрабатывая их ПВА. Уплотнение должно выйти не толще 4 миллиметров. После этого нужно дать возможность клею просохнуть. Для этого деталь кладут в теплое место.

  Формирование головы перчаточной куклы

Для изготовления головы понадобится чулок из капрона и наполнитель. В качестве наполнителя можно использовать вату или синтепух. От чулка отрезается два одинаковых куска, длиной не больше 20 сантиметров. Один край аккуратно зашивают, при этом формируя его в полукруг.

Многие поинтересуются, почему не использовать капроновый носок с фабричным швом. Дело в том, что для фиксации изделия на ноге применяется утягивающая резинка, которая не позволит сделать голову игрушки качественно.

Полученный чехол нужно набить наполнителем, формируя его в шарик. Для этой цели отлично подойдет синтепух. Таким образом первый этап изготовления головы можно считать законченным.

Важно! Синтепух лучший материал для изготовления головы игрушки. Он позволяет создавать идеальную поверхность.

  Голова практически готова, осталось ее раскрасить

Готовый подсохший цилиндр из картона нужно установить в центре шара. После этого по кругу края чехла, с помощью швейной иглы вставляется нитка и слегка стягивается. Таким образом получилась заготовка для головы любого персонажа.

Одежда

Для куклы важен ее наряд. Каждый мастер делает его по своему вкусу. Одни предпочитают делать изделия по мотивам сказок, другие шьют для своих кукол модную одежду. Главное, чтобы в работу была вложена душа мастера.

Чтобы выкроить платье-перчатку для куклы, понадобится в первую очередь представить, как именно кукловод будет держать куклу и в таком положении обвести руку, приложив ее к бумажному листу. Таким же образом обводится правая рука. После этого рисуется общий контур заготовки и рисунок вырезается. Выкройка готова.

Теперь ее нужно приложить к сложенной вдвое ткани, обводят ее, прибавив 1 сантиметр для шва. Вырезав по контуру мастер получит сразу две необходимые детали. Печатку можно сшить вручную или прострочить на швейной машине.

  Составление выкройки для одежды куклы

Платье надевается на утолщенную часть цилиндра и плотно стягивается ниткой к самому основанию. Таким образом наряд фиксируется на кукле. Теперь основа кукольного персонажа готова, остается только приделать ему лицо.

Лиса

Для изготовления куклы-лисички понадобится использовать искусственный мех оранжевого цвета. Лоскутки белого и черного флиса. Для одежды игрушки понадобится немного х\б ткани, которая послужит подкладкой.

Выкройка делается по заранее описанной схеме. На грудку пришивается лоскуток их белого флиса. Заготовка платья выворачивается на изнанку и пришивается подкладка. После этого деталь выворачивается, при этом все углы должны быть аккуратно расправлены и вывернуты крючком.

  Таким образом рука должна располагаться в кукле

Из того же оранжевого меха вырезаются заготовки для мордочки. В выкройке необходимо сделать припуск не больше 5 миллиметров. Сшиваются заготовки между собой мехом во внутрь, а затем выворачиваются, надеваются на заготовленную голову куклы и фиксируются.

Помимо этого пришивается хвост и ушки. Носик делается из черного флиса. В довершение приклеиваются глаза. Кукла полностью готова.

Зайчик

Голова основы обтягивается белой тканью. Ушки вырезаются из белых и розовых лоскутков. Розовые заготовки вставляются в средину ушей.

К голове пришиваются щечки, наполненные синтепухом. Делается носик из красной пуговицы и глазки из черных пуговок. Украсить зайчика можно, повязав на шею бантик.

  Кукла зайчик, сделанная своими руками

Петрушка

Для изготовления Петрушки понадобится взять вторую заготовку из капронового чулка, надеть ее на готовую голову куклы и с помощью синтепуха сформировать нос. Чтобы он не распался, укрепляют его стежками. После этого голову обильно покрыть клеем ПВА. Затем голова красится гуашью светло-розового цвета, смешав ее предварительно с ПВА. Дают возможность краске высохнуть и рисуют широкий рот на лице и озорные глаза.

После этого нужно сформировать волосы из ниток, затем шьют колпак. Фиксируют их на голове. К платью пришиваются руки, плотно набитые наполнителем. Кукла перчатка Петрушка готова к выступлениям.

Для справки! Кукла Петрушка может быть задействована практически в любой постановке.

Медведь

Наручная кукла медведь делается аналогично лисичке, только в этом случае понадобится взять светло-коричневый, желтый и черный флис. Сшив голову и платье из коричневой ткани, на ушки, лапки, грудку пришиваются кусочки определенной формы. Щечки так же делают из желтого флиса, пришивают черную заготовку флиса на место носа. Приклеивают готовые заготовки глаз или пришивают черные пуговки.

  Так выглядит кукла на руке кукловода

Волк и три поросенка

Игрушки для постановки сказки волк и три поросенка делаются по одной и той же схеме. Голову для перчаточной игрушки волк обшивают серым фетром по той же схеме, что делалась лисичка. Платье шьется по тому же принципу.

Головы поросят формируются с использованием второго чехла из капронового чулка, как и для игрушки Петрушка. Ушки и пятачок формируют из синтепуха и покрывают поверхность клеем ПВА и гуашью.

Зная, как изготовить основу игрушки, можно создать любой персонаж для кукольного театра. Обязательно к работе нужно приглашать детей. Процесс изготовления куколки доставит им удовольствие.

Презентация по изо на тему «Художник в театре. Театр кукол. Перчаточная кукла.» (3 класс)

Инфоурок

ИЗО, МХК
›Презентации›Презентация по изо на тему «Художник в театре. Театр кукол. Перчаточная кукла.» (3 класс)

Учитель ИЗО МОУ «Ермишинская средняя школа» , Ермишинского района , Рязанской...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Учитель ИЗО МОУ «Ермишинская средняя школа» , Ермишинского района , Рязанской

Описание слайда:

Учитель ИЗО МОУ «Ермишинская средняя школа» , Ермишинского района , Рязанской области. Калинина Елена Михайловна

2 слайд

В России в давние времена на ярмарках, народных праздниках выступали бродячи

Описание слайда:

В России в давние времена на ярмарках, народных праздниках выступали бродячие артисты, среди которых были кукольники.   А. Васнецов. Всесвятский каменный мост. Москва конца XVII в. Скоморохи. 1901 г. (фрагмент)

3 слайд

Кукольник заходил внутрь ширмы и представление начиналось… А. Милашевский. Ил

Описание слайда:

Кукольник заходил внутрь ширмы и представление начиналось… А. Милашевский. Иллюстрация к сказке «Конёк-Горбунок»

4 слайд

Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе всегда являлся любимым героем р

Описание слайда:

Петрушка, в красном колпаке, в красной рубахе всегда являлся любимым героем русских людей. Главным героем представлений был веселый неунывающий Петрушка.

5 слайд

В других странах тоже были куклы похожие на Петрушку. Во Франции -- Полишинел

Описание слайда:

В других странах тоже были куклы похожие на Петрушку. Во Франции — Полишинель В Италии — Пульчинелла В Англии — Панч В Германии — Касперле

6 слайд

ТЕАТР КУКОЛ— вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые

Описание слайда:

ТЕАТР КУКОЛ— вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актерами кукловодами, обычно скрытыми от зрителя ширмой. Театр кукол различается устройством кукол и системой их управления.

7 слайд

Среди театров кукол различают три основных типа: Театр верховых кукол (перчат

Описание слайда:

Среди театров кукол различают три основных типа: Театр верховых кукол (перчаточных), управляемых снизу.

8 слайд

Перчаточные куклы Пальчиковые куклы

Описание слайда:

Перчаточные куклы Пальчиковые куклы

9 слайд

Обычно перчаточные куклы не имеют ног. Туловищем перчаточной куклы является р

Описание слайда:

Обычно перчаточные куклы не имеют ног. Туловищем перчаточной куклы является рука актера, введенная в трехпалую перчатку, прикрепляемую к голове. Часто перчаточная кукла надевается на три пальца руки кукловода: — один палец — в голову куклы; — два пальца — в руки куклы.

10 слайд

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток

Описание слайда:

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками.

11 слайд

Куклы-марионетки Тростевые куклы

Описание слайда:

Куклы-марионетки Тростевые куклы

12 слайд

3. Театр серединных и ростовых кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

Описание слайда:

3. Театр серединных и ростовых кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов.

13 слайд

     Актеры, управляющие ростовыми куклами, отличаются высоким профессионализ

Описание слайда:

     Актеры, управляющие ростовыми куклами, отличаются высоким профессионализмом, обладают немалым опытом в управлении такими куклами.

14 слайд

Практическое задание: создать эскиз перчаточной куклы. В эскизах определите д

Описание слайда:

Практическое задание: создать эскиз перчаточной куклы. В эскизах определите для себя характер будущих кукол (веселый, добрый, злой), а также особенности фигуры (толстый или худой, большой или маленький).

15 слайд

Практическое задание: создать эскиз перчаточной куклы. В эскизах определите д

Описание слайда:

16 слайд

Сказка «Репка» из пальчиковых кукол.

Описание слайда:

Сказка «Репка» из пальчиковых кукол.

Сказка «Репка» из пальчиковых кукол.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель, преподаватель изобразительного искусства

Сказка «Репка» из пальчиковых кукол.

Курс повышения квалификации

Сказка «Репка» из пальчиковых кукол.

Курс профессиональной переподготовки

Учитель мировой художественной культуры

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВнеурочная деятельностьВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1545449

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

куклы для театра своими руками; самостоятельное выполнение выкроек

Особенности пошива перчатокВ последнее время дети и взрослые с удовольствием посещают мастер-классы по изготовлению кукол для театра. Мир театральных игрушек многолик и разнообразен: тут и марионетки, и куклы из пластилина (как в старых советских мультфильмах), и перчаточные герои.

Домашний кукольный театр — любимое развлечение российских детей до революции, когда еще не было компьютеров и телевизоров. Куклы на пальцы своими руками очень удобны, поскольку имеют небольшие размеры. Но главное то, что при желании умелые руки могут превратить обычную перчатку в любого сказочного героя. Дети старшего дошкольного и младшего школьного возраста охотно мастерят перчаточные куклы по выкройке под присмотром взрослых, а потом придумывают целые представления, разыгрывая их перед сверстниками и малышами.

Для чего нужна кукла бибабо

Материалы для пошива перчатокКукла бибабо — это игрушка, которая является действующим лицом театрального представления. В специализированной литературе встречается как слитное, так и раздельное (би ба бо) написание этого названия. Оба варианта являются допустимыми. Иногда также встречается написание «би ба бый», но оно является ошибочным. Поклонники перчаточных куколок могут найти выкройки в специализированной литературе по рукоделию и в интернете. Конечно, можно купить готовые рукавички, но они стоят довольно дорого и часто выглядят безликими, однотипными, им не хватает «изюминки». Вот лишь несколько вариантов использования забавной перчаточной игрушки:

  • Игры с перчаточными кукламиИз нескольких игрушек бибабо можно собрать настоящий театр. Для этого понадобится лишь ширма из плотной ткани и текст представления. Опытный кукловод, да и любой человек с богатым воображением может придумать много интересных историй с участием всего одного или двух персонажей.
  • Игрушки-варежки активно используются на занятиях в детском саду. Воспитатель при помощи смешных игрушек знакомит детей с окружающим миром, а на музыкальных занятиях кукла бибабо помогает детям младшего возраста разучивать потешки, песенки, танцы.
  • Такие тряпочные игрушки можно использовать при постановке рождественского вертепа — праздничного спектакля, рассказывающего об истории рождения Иисуса Христа. Обычно до революции дети ходили с такими куклами по домам, в лицах рассказывая взрослым об этом увлекательном событии. Такая традиция жива и сегодня, особенно в сельской местности.
  • Смешная перчаточная кукла может стать любимой игрушкой домашнего питомца. Так, котенок будет с большим удовольствием «нападать» на мышку, которой умело орудует хозяин.

Игрушка бибабо своими рукамиТакже игрушка бибабо достойно украсит любую выставку совместного творчества детей и родителей в школе, детском саду, образовательном центре. Изготовление таких игрушек на уроках технологи развивает мелкую моторику и воображение, учит детей творческому мышлению. Игрушка бибабо отлично подойдет для постановки детских любительских спектаклей по русским народным сказкам («Колобок», «Репка», «Три медведя») в театральных студиях для малышей.

Игры с перчаточными куклами помогают детям раскрепоститься, обрести уверенность в себе, побороть комплексы неполноценности и страхи. Психологи утверждают, что коллективная театральная деятельность (например, домашний кукольный театр) — один из самых эффективных методов арт-терапии для детей и взрослых.

Материалы для работы

Чтобы связать куклы-рукавички, понадобится в первую очередь плотный материал для основы, а также разноцветные лоскутки, кусочки меха, фетра, кожи. Выбор подручных материалов зависит от внешнего вида конкретной игрушки. Проще взять за основу готовую перчатку, но только в том случае, если она находится в хорошем состоянии. Также тем, кто хочет шить куклы для театра своими руками, понадобятся выкройки. Кроме этого, для работы необходимо подготовить:

  • Выкройка перчатокПростые тонкие катушечные нитки в тон ткани, из которой будет шиться игрушка. Такие нитки нужны для шитья и наметки.
  • Цветные нитки мулине или тонкая шерсть. С их помощью можно будет вышить отдельные элементы (например, глаза, нос, рот, узор на одежде, иголки у ежика или полоски у котенка).
  • Крупные бусины, бисер пайетки или любые старые пуговицы разных форм и цветов для украшения костюма.
  • Веревка или «парик» от старой советской куклы, чтобы сделать персонажу реалистичные волосы.
  • Одежда от старых кукол, в которую можно одет игрушку бибабо (если не хочется шить костюмчик самостоятельно).
  • Вата или синтепон для набивки отдельных деталей игрушки (руки или лапы, голову, хвост). Можно также использовать поролон, который раньше часто использовался для утепления деревянных оконных рам.
  • Мелкие шарики для набивки отдельных деталей. В этом случае кукла будет издавать забавные звуки при каждом своем передвижении.

Во время работы над раскроем ткани понадобятся также бумага для выкроек, остро заточенные ножницы и кусок мела, чтобы перенести выкройку на ткань.

Общее описание процесса

Принцип изготовления любых перчаточных игрушек одинаков, а выполнение деталей зависит от того, какой именно это будет герой. Например, ежику обязательно нужны острые иголки. Зайца можно узнать по длинным ушам, а хитрую лисичку — по острому носу и пушистому рыжему хвосту. Сначала необходимо нарисовать эскиз или скачать из интернета готовый вариант. Вот общее описание работы:

  • Способы пошива перчатокНеобходимо перенести на ткань выкройку и осуществить раскрой в соответствии с готовой схемой.
  • Раскроенные детали следует аккуратно разложить на столе, чтобы не запутаться в них.
  • Далее вручную или на машинке шьется основа для куклы, представляющая собой обыкновенную перчатку.
  • В соответствии с выкройкой изготавливаются другие детали: голова, лапы, хвост. Потом голова пришивается к перчатке, далее фиксируются на своих местах основные детали.
  • По желанию на игрушку надевается нарядная одежда, на голову — шапочка.

Когда несколько кукол уже готовы, можно сшить простейшую ширму из плотной яркой ткани и начинать веселое представление с участием кукол бибабо.

Самый простой вариант такой игрушки — обыкновенная старая перчатка, на пальцах которой вышиваются забавные мордочки. Такой вариант удобен тем, что на одной руке умещается сразу пять персонажей, при этом игрушка не занимает много места. Вместо перчатки можно использовать старую рукавицу или обыкновенный детский носок.

Варианты декора

Декор куклы би ба бо зависит от того, какого персонажа она изображает. У каждого героя свой стиль, свой неповторимый облик. Главное — сделать персонажа узнаваемым. Животным можно сшить характерные ушки и хвосты, пришить усы, прикрепить когти и зубы. Декор перчаточных кукол своими руками зависит от выкройки, используемого материала, а также от возможностей рукодельницы. Чаще всего куклы бибабо используются для представлений по мотивам русских народных сказок о животных. Вот наиболее интересные варианты декора таких игрушек:

  • Украшение перчатокЗаяц — длинные уши из кусков плотной белой ткани или меха, маленький меховой хвостик.
  • Волк — глаза в виде желтых или зеленых блестящих пуговиц, зубы, вышитые белыми нитками или сделанные из приклеенных треугольников белой ткани, висящий красный язык.
  • Медведь — уши и хвост из кусочков коричневого меха от старой детской шубы или шапки.
  • Ежик — иголки, сделанные из зубочисток или шпажек для бутербродов.
  • Кошка — усы из лески, полоски из серого, черного, белого меха.
  • Собака — кожаный ошейник.
  • Сова — оперение из настоящих или искусственных перышек, глаза в виде желтых блестящих пуговиц.
  • Куклам, изображающим людей, можно пришить на головы яркие забавные шапочки. Так, превратить человечков в короля (королеву) или принца (принцессу) можно с помощью короны или диадемы из серебряной (золотистой) фольги от конфет или шоколада. Для игрушки, изображающей Доктора Айболита, подойдет белая шапка из хлопчатобумажной плотной ткани, а для повара — такой же колпак. На «строителя» можно надеть пластилиновую каску. Забавные кепочки разных цветов можно сделать из контейнеров о шоколадных яиц «Киндер-сюрприз».

Сценарии игр с куклами

Куклы на рукиНастоящие мастера кукольного театра могут придумать самые разные варианты любительских постановок с участием перчаточных героев. Варежковые игрушки в руках опытного кукловода могут петь, танцевать, рассказывать смешные истории и даже показывать несложные фокусы. Забавные персонажи могут прийти к детям на новогодний утренник и участвовать в раздаче подарков вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой. В детском саду можно использовать перчаточные куклы при проведении спортивных и музыкальных тематических мероприятий.

В последнее время в России активно возрождается традиция рождественского вертепа с использованием кукол, сделанных своими руками. В специализированной литературе можно прочитать о правилах изготовления кукол, изображающих традиционных рождественских персонажей, и сделать перчаточных героев по рекомендуемому образцу.

Для детей младшего возраста можно изготовить забавного Петрушку в шутовском колпаке, который может рассказывать смешные истории и забавно двигаться под музыку. Ребята постарше будут с удовольствием использовать кукол бибабо для сюжетно-ролевых игр, для них можно смастерить кукол, изображающих представителей различных профессий: моряк, доктор, водитель, повар, строитель. Главное, чтобы образ был понятным и узнаваемым.

Перчаточная кукла — одна из любимых игрушек и у малышей, и у ребят постарше. Кукла бибабо дает ребенку первое представление о театре, учит малыша играть разные роли и помогает легко перевоплотиться в любимого героя. Использование таких кукол дома, в детском саду и в начальной школе помогает детям развивать творческое мышление и пробуждает интерес к театральному действу. Для того чтобы смастерить такого забавного героя своими руками, можно использовать любые подручные материалы — все зависит от возможностей и творческих идей.

Мастер-класс смотреть онлайн: Как нарисовать личико текстильной кукле

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 1

С чего начинается кукла? Конечно, с приятного глазу милого кукольного личика.

Предлагаю Ввашему вниманию небольшой урок с советами для начинающих, как научиться рисовать кукольное личико текстильной кукле. Сразу предупреждаю, что данный мастер-класс носит скорее обзорный характер и не показывает всех тонкостей, тем более, что у каждого кукольного мастера своя технология.
Поэтому не претендуя на особое мастерство (я абсолютно не уверена, что мой способ самый правильный), покажу на примере своих кукол, как это делаю я.

Для рисования по кукольному личику нам потребуются:

1. Простой остро заточенный карандаш. Мягкость 2В или больше. Лично я люблю Faber Castle, но это всё дело вкуса. Твердым карандашом рисовать тоже можно, но по ткани он рисует хуже и даже может немного поцарапать ткань.

2. Ластик-клячка (мягкая премягкая резинка, продаётся в магазинах для художников).

3. Пастельные карандаши розовых и телесных оттенков.

4. Сухая пастель (я люблю PanPastel и Faber Castle, но также прекрасно подойдет и корейская Mungyo, у неё огромная палитра оттенков и очень приятная стоимость).

5. Акриловые краски. Я в своей работе использую немецкие Hobby Line, LDC-краски и итальянские Poly Colour. Считаю, что хорошие краски это то, на чем совершенно нельзя экономить в работе кукольника. Дешевый акрил со временем может поменять цвет (например с розового на оранжевый), отслоиться, выгореть, да и вообще работать с ним сложнее — он ложится комочками, хуже растушевывается. Хорошие краски прослужат Вам много лет и Ваши куклы будет радовать покупателей долгие долгие годы.

6. Акриловый лак в баночке для закрепления глаз и губ. Сразу скажу, что этот лак практически полностью впитывается в ткань, поэтому блеска глазам и губам он не придаст, просто сделает их немного более яркими и закрепит результат. Я использую уже много лет японскую Tamyia — она мгновенно сохнет и практически не дает комков, пузырьков и кракелюра, чем «грешат» многие её аналоги.

7. Фиксатив: полиуретановый, акриловый, специальный лак для пастели или просто лак для волос в форме спрея — нужен для закрепления пастели и в качестве финального аккорда для закрепления красок на кукольном личике.

8. Натуральные и синтетические кисти размером от «000» до «5». У меня очень много различных кисточек, я пользуюсь почти всеми размерами, но новичкам посоветую для начала купить «00» (для ресничек и бровей), «1» (для прорисовки глаз, носика и губ), «3» (для основных работ) и «5» (для нанесения румян). Возможно, кто-то в своей работе использует другие размеры, я пишу о том, чем пользуюсь лично я.

9. Кукольная туго набитая головка. Если вы пользуетесь грунтом, голова должна быть заранее загрунтована и полностью высушена. Лично я кукол грунтую крайне редко — да, рисовать по грунту удобнее, куколки становятся более твердыми и гладкими, но ПВА со временем сильно желтеет, поэтому неизвестно, как поведет себя загрунтованная кукла спустя 5 или десять лет.

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 2

Когда все материалы подготовлены, начинаем рисовать. Рисовать будем вот эти кукольные головки, которые пока лежат и ждут своего «звёздного» часа:)

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 3

Рисуем кукольное личико за 5 шагов:

1. Делаем набросок

Делаем набросок будущего лица простым карандашом (рисую «на глаз», личико не размечаю, поэтому может присутствовать легкая асимметрия, но меня она не пугает: карандаш всегда можно подтереть ластиком или клячкой).

Совет: Совсем начинающим посоветую сделать разметку: нарисовать на личике «крест», вертикальную линию посередине лица и горизонтальную линию, проведенную чуть ниже середины личика. Помните, что между глазами по размеру должен помещаться «третий глаз» и что чем «моложе» возраст вашей куклы, тем у нее более широко расставленные глаза.

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 4

Первым делом я рисую радужку глаза, затем сами глаза — именно с них начинается лицо моих кукол. Затем рисую брови, потом нос и в последнюю очередь делаю набросок губ.

Важно: Чем старше ваша кукла, тем меньше у нее радужка глаза. Обратите внимание, у младенцев радужка занимает почти весь объём глаза, затем ребенок растет и радужка визуально становится меньше.

Совет: После того, как набросок лица сделан, поднесите куколку к зеркалу — в отражении сразу будет видно все недочеты (если они есть) и косоглазие (у новичков частенько глазки смотрят в разные стороны, поэтому следите, чтобы радужка и зрачок были направлены в одну сторону).

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 5

2. Добавляем тени

Подчеркиваем необходимые тени, слегка оттеняем брови, веки, губы и щёки (использую пастельные карандаши и разведенные 1:1 с водой акриловые краски). Цвет наслаиваем постепенно (помните, «спешка хороша при…» ну вы поняли:)

Важно: Пастель и акриловые краски непременно нужно закреплять горячим воздухом (я делаю это феном на максимальной мощности), а затем уже после остывания можно закрепить фиксативом. Я закрепляю феном каждый слой, краски закрепляются и «впечатываются» в ткань.

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 6

3. Оживляем личико, наносим румянец

Наносим большой кисточкой румянец на щёчки куклы, кисточкой поменьше припудриваем веки, носик и подбородок. Задаём тон и придаем «сочность» губкам.

Совет: Не торопитесь нарисовать все тени сразу, особенно если рисуете акрилом. Разведите акрил в процентном соотношении 1:1 с водой (удобно это сделать в пластиковых маленьких чашечках или баночках из под йогурта) и потихоньку накладывайте тени. Акрил моментально впитывается, поэтому растушёвка тут невозможна, но послойное нанесение с постоянным просушиванием дает именно этот эффект.

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 7

4. Фиксируем работу

Закрепляем промежуточный этап фиксативом. Фиксаторов существует огромное количество — можно купить профессиональный в художественном магазине, а можно воспользоваться простым лаком для волос (без блёсток).

Важно: Наносите любой спрей с расстояния 30 см, иначе лак может осесть на ткани неровными каплями и работа будет испорчена. Не стремитесь закреплять каждый слой фиксатором. Достаточно трех слоёв: 1-2 промежуточные и 1 заключительный. Нам лаковая корка на кукольном личике не нужна.

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 8

5. Финальный аккорд

После того как тени-румяна нанесены, вступает в ход акрил — им я рисую глаза, прорисовываю брови, ресницы, губы, мелкие складочки… Берем кисточку с «00» и ей рисуем реснички, бровки, ноздри на носике, складочки на губах… Саму радужку рисуем кисточками «1» и «3».

Важно: Часто новички рисуют блик (рефлекс глаза) в зеркальном отражении и у куклы получается «рыбий взгляд» — глаза смотрят как бы в разные стороны. В реальности так не бывает — блик должен быть на глазах одинаковым, располагаться на радужках в одном и том же месте. Тогда кукла будет смотреть обоими глазами в одну сторону.

Перед финальным закреплением я еще раз подношу куколку к зеркалу, проверяю симметрию глаз, бликов. Дорисовываю разведённым акрилом, как акварелью, тени, румяна и складочки. Все-таки он лучше держится, чем пастель и легче тушуется, чем масло (не зря я своих девочек называю «акварельками»).

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 9

Вот, что у нас получилось в итоге:

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 10

Готовые куклы Элис и Энджи.

Элис:

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 11

Энджи:

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 12

P. S. Хочу еще отметить, что приведенный выше мастер-класс делался на куклах с плоским личиком. Для девочек с объемным личиком технология немного другая, но о ней я расскажу немного позднее.

Как нарисовать личико текстильной кукле, фото № 13

Если есть вопросы, спрашивайте, я буду рада ответить.

Мастер-класс смотреть онлайн: Учимся оживлять текстильную куклу: роспись лица

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 1

Так случилось, что у моего творчества два весла или два паруса! Я люблю играть в кукол и обожаю их делать! И одновременно я увлечена полимерной глиной и авторскими украшениями!

Сегодня я поделюсь с вами своим опытом и знаниями в кукольном мастерстве.

Этот мастер-класс научит вас, как красиво рисовать глазки текстильным куклам.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 2

Для мастер-класса нам нужна затонированная текстильная кукла.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 3

— акриловые краски по ткани для росписи лица, разбавитель для акриловых красок, палитра, простой карандаш, ластик, бумага для эскиза, фен;

— кисть круглая синтетическая №1, №2;

— сухая пастель, тени сухие декоративные, румяна сухие, цветные карандаши.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 4

На этом мастер-классе мы будем делать самое интересное — оживлять куклу!

Сейчас многие из вас, скажут очень знакомые для меня слова: «Ой, а я не умею рисовать!» Я угадала?

Не переживайте! Мы сейчас разберем все по полочкам! Поняв сам принцип росписи лица, вам уже не будет страшно! Поверьте, это очень легко!

Вначале давайте поговорим о самом главном на нашем лице! Ведь не зря говорят, что душа человека видна в его глазах! Красота куколки будет в ее душе, а точнее — в глазах!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 5

Как же нарисовать кукле глаза, чтобы они были, как живые? Давайте рассмотрим строение самого глаза с точки зрения художника! Что должно быть на рисунке глаза, чтобы глаз был как живой?

Наш глаз имеет форму шара. Сверху он закрыт верхним подвижным веком. Снизу находится нижнее веко. Если наш глаз освещен светом, что мы увидим с точки зрения художника?

Мы увидим на глазе яркое отражение света! Это блик! Напротив блика виден рефлекс. Видим тень на глазном яблоке от верхнего века и над веком! Уголки глаза тоже в тени, так как они удаляются от места падения луча света. Линии на рисунке разные по своей интенсивности! Линия верхнего века — более жирная и яркая, линия нижнего века — более тонкая и менее яркая!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 6

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 7

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 8

Для начала возьмем лист бумаги и сделаем наброски нашей будущей куклы! Ведь пришло время работать над самим образом куклы! Кого вы видите в кукольном тельце? Может, это Маленький принц из сказки или эта кукла будет милой феей? Наше тельце сейчас — как белый лист бумаги перед художником! На бумаге давайте придумаем образ куколке! Пусть пока образ будет примерный, однако, он нам поможет сделать куклу со своим характером и историей!

Как изображать само лицо куклы? Какие использовать правила? Для меня одно правило главное — все делаем от души! Глазки куколки можно рисовать более реалистично, а можно и схематично! Это же относится ко всем частям лица — носику и ротику! Вот пример, как можно нарисовать лицо куклы.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 9

Итак, начнем рисовать наш эскиз! Рисуем форму головы, как у вашей Куклы. Проводим ось симметрии. Рисуем глазки.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 10

Рисуем у глаза радужку.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 11

Рисуем зрачок и блик.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 12

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 13

Делаем тень под верхним веком.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 14

Тонируем радужку глаза, делая тень в уголках глаза.

Линия верхнего века тоньше и ярче, чем линия нижнего века!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 15

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 16

Изобразим носик, улыбку и брови!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 17

Наверное, у меня будет девочка!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 18

Мой образ куклы готов! А ваш? Теперь мы можем приступать к оживлению самого тельца — будем расписывать лицо красками!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 19

Начинаем переносить наш эскиз лица на кукольное личико с помощью простого карандаша.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 20

Когда конур росписи готов, можно начать саму роспись. Закрасим для начала белой акриловой краской все пространство глаза между веками! Белая краска у нас будет грунтом, а не самим белком! Краску акриловую мы при работе почти не разбавляем водой на первых слоях.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 21

Просушим первый слой краски феном. И опять прорисуем карандашом радужку и зрачок глаза!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 22

Чтобы глазки были как живые, надо помнить, что белой краской мы рисуем только блик — самое яркое пятно от падающего света на глазе! Белок рисуем белой краской с добавлением других цветов. Используйте в качестве палитры обычное белое блюдце.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 23

Подберем оттенок для самого белка глаз. Помните, я говорила, что белой краской рисуем только блик? Добавляем в белую краску для белка другие оттенки: можно оттенки голубого или зеленого, а можно и теплые цвета использовать!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 24

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 25

Рисуем радужку глаза. Чтобы сделать цвет радужки более естественным, нужно при использовании ярких спектральных цветов добавлять белила и чуть-чуть черной краски. Не делайте радужку сильно темной по тону!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 26

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 27

Используйте палитру для получения нужного цвета и тона краски, но не делайте сразу большую порцию, так как акрил быстро сохнет! Краску можно чуть-чуть разбавить водой, совсем немного! Разбавленная краска должна быть все равно густой и не течь с кисти!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 28

Когда радужка и белок у вас готовы, рисуем тень от верхнего века на радужке и на белке глаза. Тень также есть в уголках глаза. Каждый слой краски высушиваем феном.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 29

При работе акрилом хорошо мойте кисть, так как акрил быстро сохнет и потом уже не смывается с кисти.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 30

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 31

Делаете мазки небольшими точками.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 32

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 33

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 34

В радужку можно добавить другие оттенки синего и зеленого, если наш глаз — голубой. Или оттенки цветов наряда куклы, ведь глаз отражает окружающий мир почти как зеркало!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 35

Рисуем зрачок. В черную краску добавляйте примеси других цветов. Чистого черного цвета в действительности нет!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 36

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 37

На радужке яркими оттенками голубого и синего рисуем прожилки, как у настоящего глаза.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 38

Теперь можно нарисовать блик белой краской! Нарисуем и рефлекс на радужке напротив блика.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 39

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 40

Рисуем жирной линией коричневой краской верхнее веко! Коричневый цвет получаем при смешивании красного, зеленого и капельки черного цвета! Можно добавить и белую краску.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 41

Все другие линии на лице рисуем менее ярко, чем верхнее веко. Для этого набираем коричневую краску на кисть и обтираем краску о бумагу или салфетку, чтобы краски на кисточке было совсем немного, и кисть рисовала еле заметно. Рисуем улыбку, носик, бровки, веснушки!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 42

Тонируем коричневым цветом почти сухой кисточкой нижнее веко. Обтирайте каждый раз кисть о салфетку, чтобы убрать почти всю краску!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 43

Рисуем еле заметно брови, носик и улыбку! Тонируем полусухой кисточкой расстояние между верхним веком и бровью.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 44

Рисуем ресницы!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 45

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 46

Наше личико нарисовано и теперь можно сделать макияж! Рисуем румяна, используя сухую косметику. Работаем простой круглой кисточкой и аппликатором.

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 47

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 48

Румяна накладываем на щечках. И немного наносим румяна над носиком!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 49

Дорогие мои, наша куколка ожила!

Теперь, вы знаете, как оживить свою куколку!

Мой мастер-класс подошел к концу. От всей души благодарю вас за внимание!

Я рада, что мои знания и опыт помогут вам в создании вашей куклы!

Хочу пожелать вам творческого вдохновения и всего, всего самого наилучшего! Если при изучении моего мастер-класса у вас возникнут вопросы, пишите мне в комментариях к этому мастер-классу или задавайте вопросы в личном сообщении.

До новых встреч!

Учимся оживлять текстильную куклу роспись лица, фото № 50

Рисунок эскиза куклы на GetDrawings