Поделки русские народные: Народные куклы: бесплатные мастер-классы | Журнал Ярмарки Мастеров
Архивы Куклы своими руками — Коробочка идей и мастер-классов
В этом разделе вы узнаете, как сделать кукол своими руками.
Куколки здесь разные: для игр и для украшения интерьера, сувенирные, а также традиционные русские народные обереги.
Куклы могут быть текстильные — сшитые или тряпичные, сделанные без иголки, могут быть вязаные. Кукол можно делать даже из природного или подручного материала.
Народные тряпичные куклы
В мастер-классах показаны не только куклы, но и одежда для них, аксессуары, кукольные домики, еда для кукол и многое другое.
«Одежда для кукол«, «Домики и мебель«, «Еда для кукол«.
Повторяйте по нашим пошаговым инструкциям с фотографиями, и у вас все получится.
08.07.2020
Пошив маленькой игрушки-зверушки с лицом пупса Мастер-класс на конкурс «Куклы и игрушки» подготовила педагог дополнительного образования МАОУ ДО ЦРТДиЮ Каменского района Пензенской области Семова Юлия…
08. 02. 2019 445 2 03. 02.2019
Текстильная народная куколка на ложке Мастер-класс, как сделать народную куклу, подготовила Хламова Татьяна Валерьевна. Бывало так, что малыш не желал кушать и капризничал. Тогда мама прямо на его глазах мастерила…
08. 12. 2018 278 1 03.02.2019
«Потанцуем, Осень?» Автор: Лауренчикене Людмила. Работа сделана с использованием готовой деревянной рамки, обыкновенного шпагата и природного материала (шишки, желуди, каштаны и веточки с листочками. Кукла…
07. 11. 2018 273 0
Игровая кукла «Хороводница» Мастер-класс подготовила Обабкова Валентина Ивановна, руководитель кружка «Мастерская радости». Это веселая и задорная народная тряпичная кукла на палочке. Делали каждому ребенку…
09. 05. 2018 191 0 08.07.2020
Поделки на Масленицу Совсем скоро начнутся народные гуляния — Широкая Масленица. Пора подумать, как сделать украшения и праздничные атрибуты своими руками. Это могут быть как традиционные славянские народные,…
09. 02. 2018 13589 13 03.02.2019
Ангелочек Мастер-класс по шитью прелестного ангела подготовила на наш конкурс Маркова Юля. Для изготовления Ангелочка нам понадобится: кусочек ткани (бязь) 10 на 15 см; нитки; ножницы; иголка; игла для валяния;…
28. 12. 2017 192 2 11.03.2018
Мастер-класс на конкурс «Осеннее вдохновение«. Автор: Любовь Киселева. Кукла «Рябинка» по принципу куклы «Благодать» Значение куклы Рябинки определяется магическими свойствами рябины, а это, прежде всего,…
04. 11. 2017 154 1 30.01.2018
Фея из шерсти в технике сухого валяния В этом подробном пошаговом мастер-классе я покажу, как сделать фею из шерсти. В итоге у вас получится красивое украшение для дома и экологически чистая игрушка для ребенка. Но…
22. 09. 2017 173 0 08.07.2020
Подарки, изготовленные своими руками, всегда оригинальны и памятны. Особенно если это кукла. Этот подробный мастер-класс от Натали предлагает вам сшить очаровательную текстильную куклу для игр или украшения…
01. 08. 2017 31896 1 19.02.2019
Куколки крючком (амигуруми) Куклы пользуются огромной популярностью среди девочек. В этих мастер-классах мы вместе с Анной свяжем милых куколок крючком. Куколка в берете Для вязания такой куклы…
09. 07. 2017 170 0 08.07.2020
Для многих Баба-яга ассоциируется со злой и страшной колдуньей. Но если ее сшить в «светлом» образе, то такая текстильная игрушка станет оберегом для дома, хранительницей его очага. Именно доброй и гламурной…
23. 04. 2017 23501 1 08. 07.2020
Многие из нас помнят непоседливого и озорного Домовенка Кузю из одноименного мультфильма. А что, если поселить такого персонажа у себя дома, или подарить его в качестве сувенира. Данный мастер-класс от Натали…
23. 04. 2017 11588 1 03.02.2019
В технике амигуруми вы можете связать крючком любые игрушки, например, таких куколок: Бетти и Энни. Мастер-класс с подробным описанием и схемами предоставлен спонсором пасхального конкурса – книжным…
21. 04. 2017 145 0 03.02.2019
В технике амигуруми вы можете связать крючком любые игрушки, например, таких куколок: Бетти и Энни. Мастер-класс с подробным описанием и схемами от спонсора пасхального конкурса — книжного издательства…
21. 04. 2017 151 0 03.02.2019
Фрагмент книги предоставлен спонсором нашего пасхального конкурса — книжным издательством «Эксмо». Мария Алехандра Монтеро «Большая книга вязаных кукол в технике амигуруми. Полный комплект одежды и…
21. 04. 2017 186 0 03.02.2019
Если вы неравнодушны к куклам, любите шить и создавать интересных персонажей – эта статья для вас! Как нарисовать лицо кукле Интересный образ начинается с выражения лица. Для данной статьи уже имеется…
17. 04. 2017 151 0 08.07.2020
Для создания волос у текстильных кукол используются различные материалы: пряжа, козьи и овечьи кудри, шерсть, флис, готовые трессы (натуральные или синтетические) и пр. Искусственные волосы чаще всего…
07. 04. 2017 31291 0 03.02.2019
Твори с весенним настроением! Пасхальный конкурс с книжным издательством «Эксмо»! Хочешь вспомнить русские народные традиции? Удивительные обережные куколки из ткани дарят незабываемую атмосферу старорусского. ..
06. 04. 2017 132 3 22.03.2018
Здесь представлены куклы нашего постоянного автора Ольги Арисеп. По образованию я филолог (закончила классический университет), работала корректором, редактором в разных изданиях. На спицах я вяжу с 8 лет, а с 9-го…
04. 04. 2017 136 14 03.02.2019
Каждая рукодельница, изготавливая очередную интерьерную куклу, вкладывает свою любовь и нежность. Поэтому такой подарок ручной работы всегда излучает тепло и уют. Текстильная интерьерная кукла. Мастер-класс Для…
21. 03. 2017 176 0 11.03.2018
Автор мастер-класса на весенний конкурс — Вилявина Татьяна Сергеевна, г.Москва. Народная кукла «Кострома (Масленица)» Для изготовления куклы понадобится (фото 1): 2 деревянные березовые полочки (одна с…
25. 02. 2017 20 0 11. 03.2018
Сразу две работы на конкурс «Предчувствие весны«: кукла на бересте и кукла-закрутка, сделанные в подарок маме и папе. Автор мастер-классов Каменева Виктория, 6 лет. Руководитель (бабушка) Семова Юлия…
20. 02. 2017 159 0 11.03.2018
Работу на конкурс «Предчувствие весны» подготовила Чурилова Оксана Анатольевна, преподаватель «Творческой мастерской» МАУК «Городской Дом культуры» г.о. Кинель. Обрядовая кукла «Птица-радость»,…
09. 02. 2017 104 3 10.07.2020
Новый мастер-класс от нашего автора Забавы Родионовой. Кукла на руку «Капитан дальнего плавания» Для изготовления одеваемой на руку куклы в виде капитана дальнего плавания потребуется подготовить такие…
02. 11. 2016 341 5 11.03.2018
В последнее время изготовление кукол ручной работы стало весьма популярным видом рукоделия. Доступность материалов, множество книг, мастер классов в интернете сделало возможным прямо дома создавать интересные…
01. 11. 2016 154 0 28.02.2019
Участница нашего конкурса «Куклы и игрушки» Воробьева Наталья Викторовна, педагог по дополнительному образованию (Дом творчества Кемеровского района ТО » Вдохновение», г.Кемерово) прислала еще…
23. 09. 2016 180 8 11.03.2018
Принцесса из пластилина Все девочки мечтают быть принцессами, покупают принцесс в виде игрушек и отдают предпочтение детским товарам, на которых они изображены. Урок лепки принцессы из пластилина будет особенно…
22. 09. 2016 164 1 11.03.2018
Автор работы на конкурс «Куклы и игрушки»: Кузнецова Светлана Евгеньевна, педагог дополнительного образования, г.Мценск Орловской области. МБОУ г.Мценска «Средняя школа №3». Обереговая кукла…
03. 09. 2016 224 3 10.11.2017
Урок лепки феи Динь-Динь из пластилина от Елены Николаевой. Фею, которую мы слепим в этом уроке, все дети знают, благодаря мультипликаторам Диснея. Именно они поведали о прекрасной Долине Фей, в которой живут…
30. 08. 2016 155 0 11.03.2018
Еще один мастер-класс на конкурс «Куклы и игрушки» подготовлен ТО «Вдохновение», 11 лет (4 класс), Дом творчества Кемеровского района, г.Кемерово. Руководитель: Воробьева Наталья Викторовна, педагог по…
26. 08. 2016 114 1 03.02.2019
Кукла Баба Яга. Мастер–класс на конкурс «Куклы и игрушки«. Автор: Трушина Лидия Сергеевна, 7 лет. БДОУ «Детский сад № 95» г. Омск Материалы для изготовления: Ткань белая и красная Ткань…
23. 08. 2016 206 1 03. 02.2019
Еще одна кукла на конкурс «Куклы и игрушки» — от Алины Мишиной. Встречайте! Кукла «Каштанка» Куклу делала, чтобы в декор комнаты подходила :). Поэтому был определённый выбор цвета ткани! Для…
21. 08. 2016 126 0 18.04.2017
Кукла с розовыми волосами. Мастер – класс на конкурс «Куклы и игрушки». Автор: Трушина Лидия Сергеевна, 7 лет. БДОУ «Детский сад № 95» г. Омск. Кукла из газет и подручного материала Материалы для создания…
21. 08. 2016 141 0 03.02.2019
Автор работы: Панкрац Светлана Александровна, МБОУ Неудачинская СОШ, Новосибирская область, Татарский район, село Новопервомайское. Работа на конкурс «Куклы и игрушки»: Свадебная кукла…
10. 08. 2016 137 1 26.11.2019
Здесь публикуются работы конкурса «Куклы и игрушки«. Чтобы увидеть пошаговые инструкции по изготовлению игрушек, нажимайте на ссылки — названия работ. Мастер-классы: Куклы-зверушки Кукла…
31. 07. 2016 160 5 03.02.2019
Мастер-класс по вязанию спицами куклы «Доктор Айболит» на наш конкурс «Куклы и игрушки» прислала Михеева Татьяна Васильевна, педагог дополнительного образования, руководитель студии «Весёлая…
08. 07. 2016 173 6
Русские куклы — народные, традиционные, обрядовые. Фото, видео, своими руками / Традиционная народная кукла
В старину люди обращали внимание как их дети играют с куклами. Так, если дети были усердно заняты игрой с куклами, то семья будет крепкой и хорошей. Однако, русская игровая кукла занимала не главную роль в жизни людей. Основное внимание куклам уделялось в обрядах. Русские куклы играли главные роли в праздничных и бытовых народных обрядах, в традициях славян. Это были обрядовые, обереговые куклы.
Невозможно было представить быт народа без обрядов с национальными костюмами, без народного творчества и фольклора, без праздников и гуляний. Также невозможно представить и без сопровождавших все это народных кукол. Как правило, старинные русские куклы делались из того, что было под руками. Солома, деревья, ветки, кусочки ткани, веревки, сухая трава, мох — все это было материалами при изготовлении народных поделок.
Практически в каждой русской избе находились традиционные народные куклы. Из поколение в поколение народ передавал свои традиции и опыт. Так на Руси появлялись замечательные рукодельницы-мастерицы, своим творчеством развивали и продолжали самобытное кукольное искусство.
Проводя экскурсию в музее и рассказывая об обрядах, традициях, нельзя не затронуть тему русских народных кукол.
К каждому празднику делали свою куклу. Приглашаю познакомиться с некоторыми из них.
Обзор народных кукол. Традиционные — обрядовые куклы.
Кукла «Кострома», делали на Масленицу, стояла всю неделю, затем сжигали.
Кукла «Колокольчик», приносит добрые вести, пришла с Валдая.
Куколка дарилась на счастье, чем длиннее коса, тем дольше жизнь.
Куколка «Веснянка», подруги дарили друг другу, чтобы весна быстрее пришла.
Кукла «Спиридон-Солнцеворот», поворачивает лето на зиму, а зиму на лето.
Кукла «Коза», изготавливали на Рождество, несет в дом достаток.
Кукла «Плодородие», несла богатство в семью.
Куколка Травница, набивалась душистой травой.
Кукла Одноручница, дарилась молодым на свадьбу
Кукла «Мировое дерево», этих куколок делали для свадебного пирога.
Кукла «Десятиручница» дали молодой жене, чтобы все успевала делать.
Таких куколок делали на праздник Пасхи и дарили вместо яйца.
«Божье око» Одна из самых первых кукол.
Кукла «Кормилица», чем больше грудь, тем лучше.
» «, делали на осенний праздник урожая, закрепляли на столбе, парни соревновались в ловкости, приносит мужскую силу.
«Конь-огонь«, делали на богатство и достаток в доме.
Видео русские народные куклы
Кукла-мотанка своими руками.
Мастер-класс кукла-закрутка своими руками.
Кто они такие, русские народные игрушки? Давайте познакомимся!
Русские народные игрушки отличаются яркими красками, оригинальным внешним видом и образностью. Благодаря лаконичному содержанию, они легко доступны для детского восприятия. Для их создания используют натуральные материалы (глину, солому, дерево). Изделия представляют собой персонажей из сказки, фигурки людей и животных. Игрушки было принято передавать от старшего поколения к младшему.
Виды русских народных игрушек: разница в материале изготовления
Наши предки для создания фигурок брали три типа сырья. Это были самые доступные и дешевые материалы, которые можно использовать без ограничения:
- Глина.
- Дерево. Фигурки из подобного сырья были расписными, резными либо их поверхность вовсе не обрабатывалась.
- Тканевые игрушки. Они встречались крайне редко, да и популярность получили намного позже, чем два первых типа изделий.
Чаще всего фигурки представляли собой изображение человека, например, бояр, крестьян или солдат. Вторыми по популярности были игрушки в форме животных, таких как медведь, лошадь, петух и т.д.
В редких случаях изделия изображали мистических существ, например, русалок или водяных. Причем так сложилось, что в каждом регионе страны имелись собственные техники создания игрушек. Некоторые методики сохранились и до наших дней.
Русская народная игрушка из глины
Умельцы, специализирующиеся на создании керамических фигурок, передавали уникальные технологии от старшего поколения к младшему. По внешнему виду изделия можно было легко определить в каком регионе смастерили игрушку.
Абашевская русская народная игрушка
Фигурка, выполненная из глины, названа в честь исторической «родины». Небольшое село в Пензенской области Абашево славилось гончарным промыслом. Местные умельцы наравне с керамической посудой мастерили глиняные игрушки, которые пользовались спросом у населения. В деревне были богатые месторождения сырья, поэтому его с лихвой хватало на создание домашней утвари и разнообразных фигурок.
Для забавы игрушки впервые стали мастерить в середине девятнадцатого столетия. Но спустя некоторое время, изделиям придавали сатирический характер, высмеивая лгунов.
Пик популярности керамических фигурок пришелся на двадцатый век. В этот период мастера всерьез увлеклись созданием свистулек, которые вызывали неподдельный восторг у детворы. Самым знаменитым умельцем тех времен считался Тимофей Зоткин.
Сюжет абашевской игрушки разнообразен, чаще всего встречаются фигурки животных и птиц. Их характерная особенность – длинное туловище и короткие лапы. Чаще всего мастера лепили баранов и коз, которые имели густые брови и пышные бороды. По внешнему виду изделия напоминали кентавров.
Национальная игрушка из Абашево высмеивает людские пороки, в особенности ложь и сребролюбие. При создании фигурок умельцы использовали глину и несколько типов стекла. С помощью которых превращали бесформенный кусок сырья в кукольный шедевр, прорисовывали на нём орнамент и делали отверстия. |
Затем заготовку обжигают и расписывают. Для росписи мастера брали масляные и эмалевые краски, поэтому рисунок держался долго и не терял яркости. Тематика узора – природный орнамент и окружающий мир. В росписи отдавали предпочтение красным, зеленым и синим оттенкам.
Дымковская русская народная игрушка
Фигурки готовят уже не одно столетие. Созданием глиняных изделий занимались в селе Дымково, который раскинулся неподалеку от Кирова. Умельцы мастерили изделие в одиночестве или объединялись в артели.
В начале девятнадцатого века в течение года выпускали более ста тысяч фигурок. Их отправляли на продажу в столицу и Оренбургскую губернию. Над созданием игрушек трудились пятьдесят девять семей, самые известные умельцы Кошкины и Никулины. В двадцатом веке продукция из Дымково потеряла популярность.
Возрождение промысла пришлось на 1930 год. Чаще всего мастера делали фигурки индюка, барышни, лошади. Также можно встретить изделия, отражающие полноценную композицию. Процесс создания глиняной игрушки состоял из двух этапов: лепка и роспись.
Характерные черты дымковской продукции: пышные формы и яркие расцветки. Для лепки фигурок брали вятскую красную глину и речной песок. Каждый элемент создается отдельно, затем на тело крепят остальные детали. Заготовку в течение нескольких суток высушивают на открытом воздухе. Затем проводят процедуру обжига и отбеливания.
Для росписи мастера использовали натуральные красители красного, синего, зеленого или желтого оттенка.
Вернуться к оглавлению
Каргопольская русская народная игрушка
Родина промысла – небольшое поселение в Архангельской области. Жители Каргополя с древних времен занимались гончарным делом, создавали разнообразные фигурки из глины. Если сравнивать с дымковской и филимоновской продукцией, каргопольские игрушки кажутся суровыми.
Основная часть фигурки миниатюрного размера, с короткими ногами и руками, удлинённым телом, толстой шеей и большой головой. Для промысла характерна композиция с одновременным использованием нескольких игрушек, например, тройка лошадей или танцующие пары.
Основная тематика ремесла – деревня. Мастера изображали крестьян, работающих в поле или женщин, которые занимаются домашними делами. Часто гончары создавали вымышленные образы, например, птицу Сирин. Животные порой обладали человеческими чертами, были облачены в одежду и играли на национальных инструментах. |
Каждая фигурка несла в себе тайный смысл. Девушка отожествлялась с матушкой-землей, медведь – символ хозяина леса. Для создания игрушки мастера брали цельный кусок глины. Для росписи в основном использовали красный, желтый, синий и зеленый оттенки.
Фигурки всегда декорировали орнаментом, который не отличался особой оригинальностью. Чаще всего мастера наносили на поверхность изделия волнистые линии, геометрические фигуры или цветочные композиции.
Плешковская русская народная игрушка
Продукцию из Орловской губернии создавали из смеси глины и слюды. После обжига фигурка обретает характерный блеск и искорки. Обожжённые свистульки имеют пористую структуру и розовый цвет. Для окрашивания мастера не использовали особых технологий, каждый умелец доверялся своей фантазии. Порой красящее вещество распределяли пятнами по поверхности.
Изделия из Плешкова отличались простотой, для росписи в основном использовали синий, красный и зеленый цвет. Наши предки для оформления фигурки брали натуральные красители: сок лопуха или бузины. Их наносили на поверхность маленькими точками.
Основная масса продукции – это изображение животных и сценки из жизни крестьян. Наибольшей популярностью пользовался образ молодой девушки с малышом на левой руке.
Филимоновская русская народная игрушка
Глиняные изделия создавали в Тульской губернии. Возле небольшого поселка Филимоново были обнаружены большие залежи белой глины высокого качества. Если верить древним сказаниям, здесь проживал старец Филимон, который создавал забавные фигурки.
Самые популярные мотивы промысла: животные и мистические лесные существа. Пик известности ремесла пришелся на середину девятнадцатого столетия. Потребители полюбили яркие и уникальные фигурки, их за несколько минут сметали с прилавков на ярмарках.
Однако в двадцатом веке спрос на продукцию упал и былую популярность игрушки смогли обрести лишь в 1980 годы. Основная часть филимоновских изделий представляет собой свистульки. Фигурки обладают некоторыми специфическими чертами, например, барыня всегда изображалась в длинной юбке и со шляпкой на голове. |
От остальных глиняных изделий, игрушки из Филимоново отличаются длинными пропорциями и вытянутыми формами. Это объяснялось особенностями местной глины. Она хорошо поддавалась лепке, но сильно трескалась при сушке. Мастерам приходилось неоднократно корректировать фигурку, чтобы замаскировать неровности.
Филимоновская игрушка отличается скудной палитрой цветов. Чаще всего умельцы отдавали предпочтение желтому, зеленому и красному оттенку. Орнаменты отличались простотой, в основном присутствовал растительный узор.
Русская народная игрушка из дерева
Помимо глины для изготовления национальных сувениров широко применяли древесину. Подобный промысел пользовался популярностью в регионах, богатых лесами.
Богородская русская народная игрушка
Изготавливали изделия в Московской губернии в небольшом поселении под названием Богородское. Для создания поделки чаще всего брали липу, которую предварительно просушивали на протяжении двух лет. Щепки от древесины использовали для создания подставок под сувениры.
Русские народные игрушки из дерева родом из деревеньки Богородское редко раскрашивали или декорировали. Поверхность фигурок просто зачищали с помощью наждачной бумаги. Затем их оформляли резьбой. Традиционно часть деталей готового изделия была подвижной.
Некоторые игрушки крепились на специальных подставках-тумбочках, другие на планках-разводах. Порой внутрь изделий вставляли пружинки, отвечающие за движение отдельных элементов. Сюжет игрушек разнообразен, но чаще всего мастера используют героев сказок и басен.
Вернуться к оглавлению
Мазыкская русская народная игрушка
Встречается крайне редко. Обычно сувенир готовили для близких родственников, например, жены или детей. На Руси игрушки носили название «болвашка» или «щепной товар». Фигурку декорировали уникальной резьбой, которая сохранилась лишь в среде мазыков. Это часть коробейников, обитающих во Владимирской губернии.
Сюжеты игрушек разнообразны: от людей до животных. Главная особенность продукции заключается в том, что при ее создании мастера используют только топор. |
Фигурки делают из сосны, осины или липы. Обычно для изготовления берут полешку с торчащими сучками, которые в игрушке трансформируются в хвост, плавник или иную часть тела.
Матрешка
Символ России. Родина круглолицей барышни – Сергиев Посад. Впервые деревянная фигурка, состоящая из нескольких куколок, была вырезана в конце девятнадцатого века. Создателем матрёшки считается токарь В. П. Звёздочкин. Раскрашиванием заготовки занимался известный живописец С. В. Малютин.
Традиционно в состав куколки входит восемь «сестриц» разного размера. Хотя эта цифра не является аксиомой, их количество может варьироваться от трех и до бесконечности. Основной сюжет росписи матрешек – повседневная жизнь.
Деревянных девушек часто изображали в национальных одеяниях, голова обязательно покрыта платком. В руках куколки держали серп, кувшины с молоком или корзинки с ягодами. Позже на них стали наносить сюжеты сказок.
Матрешки отличаются и по типу росписи. Для ее создания берется липа, вначале мастер вытачивает самую маленькую «сестрицу». Затем делает нижнюю деталь для следующей фигурки. После проведения обработки ее тщательно просушивают и выполняют подгонку по верхней части. Аналогичным способом создают все элементы матрёшки.
Федосеевская русская народная игрушка
Промысел был сосредоточен в Нижегородской губернии. В небольшой деревушке Федосеево проживал Яков Александрович Александров, которых из простых щепок мастерил забавные подвижные игрушки.
Для создания деревянных сувениров умельцы используют нож и топор. Дощечки и щепки сколачивают гвоздиками и декорируют простым орнаментом. Изначально для росписи применяли гусиное перо. Позже изделие целиком помещали в краску желтого цвета, чтобы добиться солнечного фона. После этого на поверхности рисовали растительный узор.
Основной сюжет игрушек – кони. Также можно встретит мебель для куколок, машинки, санки, лодки и карусели. Чаще всего для раскрашивания мастера берут желтый и красный оттенок.
Птица счастья
Для создания игрушки используется особая технология. Промысел сосредоточен в Архангельской области. Изначально изделие носило название «Поморский голубок». К середине двадцатого века промысел был практически утрачен. За возрождение ремесла взялся Мартын Филиппович Фатьянов, родом из деревеньки Селище.
Обычно птичку подвешивают под потолком в переднем углу избы, где стоял стол с лавками. Когда закипал самовар пташка, повинуясь горячим парам воздуха, медленно начинала вращаться вокруг своей оси. |
Для создания фигурки брали два цельных бруска древесины, щепки. Клей и прочие крепежные элементы не использовали. Противоположный конец одного бруска тонко нарезают вдоль, на второй палочке вырезают голову и делают насечки для хвоста. В середине каждой деревяшки вытачивают «ямки», чтобы в последующем соединить две части в одну.
Для изготовления фигурки берут карельскую сосну, ель, пихту или сибирский кедр. Первое время древесина имеет светлый оттенок, но затем становится золотистой. В старину изделие не раскрашивали.
Заключение
Русские игрушки – это культурное достояние нашей страны. На протяжении столетий славяне создавали уникальные технологии, которые передавались от старшего поколения к младшему. Народные игрушки отличаются оригинальностью и гармонично объединяют в себе характерные особенности региона, в котором были созданы.
Посмотрите захватывающий сюжет о национальном достоянии России.
Вернуться к оглавлению
Зимние поделки для детского садика для детей и родителей.
Мифы и легенды
- Древняя Греция (4)
- Мифы и легенды (все) (4)
Русские народные сказки
- Волшебные сказки (54)
- Про животных (38)
- Бытовые сказки (22)
- Русские народные сказки (все) (114)
Русские сказочники
- Пляцковский М.С. (46)
- Бианки В.В. (30)
- Абрамцева Н.К. (29)
- Михалков С.В. (28)
- Сутеев В.Г. (27)
- Пермяк Е.А. (26)
- Козлов С.Г. (23)
- Остер Г.Б. (21)
- Цыферов Г.М. (17)
- Усачёв А.А. (16)
- Мамин-Сибиряк Д.Н. (15)
- Толстой А.Н. (13)
- Заходер Б.В. (13)
- Прокофьева С.Л. (12)
- Маршак С.Я. (11)
- Берестов В.Д. (11)
- Бажов П.П. (11)
- Иванов А.А. (9)
- Пушкин А.С. (9)
- Коваль Ю.И. (8)
- Успенский Э.Н. (7)
- (7)
- Волков А.М. (6)
- Осеева В.А. (5)
- Одоевский В.Ф. (3)
- Толстой Л.Н. (3)
- Карганова Е.Г. (2)
- Катаев В.П. (2)
- Телешов Н.Д. (2)
- Шварц Е.Л. (2)
- Хармс Д. (2)
- Непомнящая Д. (1)
- Аксаков С.Т. (1)
- Любавина Н.И. (1)
- Ершов П.П. (1)
- Яновский Е. (1)
- Русские сказочники (все) (421)
Сказки народов мира
- Британские сказки (38)
- Арабские сказки (33)
- Украинские сказки (30)
- Прибалтийские сказки (16)
- Немецкие сказки (12)
- Белорусские сказки (11)
- Норвежские сказки (6)
- Шведские сказки (3)
- Сказки народов мира (все) (149)
Зарубежные сказочники
- Ганс Христ. Андерсен (47)
- Братья Гримм (44)
- Джанни Родари (34)
- Дональд Биссет (33)
- Харрис Д.Ч. (24)
- Шмидт А. (16)
- Киплинг Р. (14)
- Поттер Б. (14)
- Каралийчев А. (13)
- Астрид Линдгрен (12)
- Шарль Перро (11)
- Хогарт Энн (9)
- Оскар Уайльд (9)
- Пройслер О. (8)
- Топелиус С. (8)
- Асбьёрнсен П.К. (5)
- Алан Милн (5)
- Вильгельм Гауф (4)
- Стюарт П. и Риддел К. (4)
- Якобсон А. (3)
- Барри Д.М. (2)
- Валенберг А. (2)
- Лагерлёф С. (2)
- Холабёрд К. (1)
- Распе Р.Э. (1)
- Лилиан Муур (1)
- Балинт А. (1)
- Диккенс Ч. (1)
- Ширнек. Х. (1)
- Бергман Я. (1)
- Вернер Н. (1)
- Зарубежные сказочники (все) (331)
Сказки наших читателей
- Головко А.В. (16)
- Анна Сон (12)
- Малышев М.Н. (11)
- Авдеенко К. (4)
- Скородинская Д. (3)
- Элина (2)
- Полянский В. (2)
- Душкина Н.В. (1)
- Вдовиченко И.Г. (1)
- Сказки наших читателей (все) (52)
мастер класс с пошаговыми фото и видео-уроками
Многие люди увлекаются своей культурой и историей народного творчества. Очень важно пытаться сохранить исторические наклонности и знания прошлых лет. Традиционные мероприятия и сувениры помогают воспитывать чувство патриотизма, человечности и приверженности ценностям духовного мира. Русская народная, сделанная самостоятельно, кукла является наследием предков и носителем исторической информации и ценности.
Как сделать русскую народную куклу своими руками?
Мягкие куколки из ткани берут свое начало еще из ритуальных фигурок, которые символизировали почитаемое божество женского пола. Такое божество считали покровителем домашнего очага, плодородия. В качестве набивки тряпичной куклы использовались в свое время саамы разнообразные подручные материалы: тряпичные лохмотья, зола, зерно, льняная кудель и прочее. Главными отличительными особенностями тряпичной куклы – капустка является наличие основных женских признаков: грудь, длинная коса, а также выраженная безликость образа. Мягкая текстильная кукла выполнялась безликой для того, чтобы не подвергаться воздействию злых и нечистых духов. Куклы из ткани и ниток выполняли функции оберега. Эти игрушки были не только для развлечения детей, но и для приобщения малышей к повседневному труду крестьянского быта.
Самостоятельно формируя текстильную игрушку, дети учились взаимодействовать с разнообразными инструментами, приобретали новые навыки и давали волю своей творческой фантазии. Играя с самодельными куклами, девочки учились прясть, шить, вышивать. Кукол в старину очень берегли, передавали по наследству. Благодаря тряпичной кукле ребенок с самых ранних лет усваивал значение женщины — матери, ее функцию дарить жизнь, вскармливать, воспитывать в строгой любви, передавать традиции. Образ куклы был реальным и узнаваемым. Он был воплощением типичных характеров, профессиональных интересов. Так воспитывалось уважение к образу жизни семьи, интерес к своей культуре и фото.
Сам процесс создания куклы — оберега несёт в себе целительное воздействие — помогает отдохнуть душой, почувствовать радость от рождающейся в ваших руках красоты. Наши прабабушки умели делать кукол, приносящих удачу в дом, утешающих малышей, изгоняющих болезни.
Создавая традиционные куклы масленицы, мы погружаемся в таинственный мир наших предков, в женские тайны — тайны материнства.
Предлагаем мастер-класс по пошаговому процессу изготовления куклы — оберега своими руками. Подготовьте для работы весь необходимый материал и инструментарий:
- Грубая ткань из хлопка;
- Небольшие отрезы цветной ткани;
- Канва для вышивки;
- Кружево;
- Красные нитки мулине;
- Острые ножницы;
- Синтепон;
- Иголка.
Сначала вам необходимо сформировать скрутку для куклы. Возьмите отрез ткани из хлопка с размерами тридцать на тридцать восемь сантиметров и согните кусок пополам. Затем очень туго скрутите столбик из этой ткани. У вас должна получиться заготовка высотой пятнадцать сантиметров. Обвяжите столбик из ткани красными нитками по всей его высоте.
Из синтепона сформируйте кружок и прикрепите на место расположения головы вашей традиционной куклы. Затем квадратом из грубой ткани с размерами двадцать на двадцать сантиметров обмотайте заготовку из синтепона. Снова обмотайте заготовку красными нитками мулине.
Теперь переходите к оформлению рук вашей куклы. Подверните уголок ткани из хлопка на один сантиметр. Края сложите к середине. На расстоянии примерно один сантиметр сформируйте ладонь куклы, перетяните ее красной ниткой.
При помощи нитки оформите талию оберега. Из ткани яркого цвета сделайте красивую юбку и зафиксируйте на талии куклы. Из кусочка канвы сделайте фартук. Украсьте его оригинальной народной вышивкой.
Кусочек кружева закрепите на голове куклы и оформите из однотонной ткани косынку. Головной убор следует очень туго обмотать вокруг головы вашей куклы — оберега.
Сделайте еще и младенца. Возьмите кусочек хлопчатобумажной грубой ткани размером десять на семь сантиметров, туго скрутите столбик и перевяжите его красной нитью. Из белой ткани вырежьте косыночку и закрепите ее на голове младенца.
При помощи лоскута светлой ткани сформируйте пеленки для малыша и аккуратно запеленайте его. Осталось присоединить ребенка к кукле-оберегу и закрепить их вместе. Теперь ваша традиционная русская кукла готова!
Подборка тематического видео к статье
Предлагаем посмотреть несколько наглядных видео. Они позволят вам лучше понять и повторить процесс создания традиционных народных кукол своими руками.
Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка». | Презентация:
Мастер – класс для педагогов «Народная игрушка».
Организатор: Шипицына И.В. воспитатель I квалификационной категории.
Цель: Повышение профессионального мастерство педагогов. Расширение знаний педагогов по использованию эффективных педагогических средств, при ознакомлении детей с народным творчеством.
Задачи:
1. Формировать у педагогов представления о традиционной народной игровой кукле, истории её развития.
2. Познакомить с разновидностями народной куклы.
3. Познакомить с технологией изготовления куклы Куклак.
Предварительная работа: Индивидуальное изучение источников по данной теме. Организация тематической выставки. Подготовка видео- презентации
Форма проведения: лекция, практикум.
Оборудование:
— компьютер, медиа-проектор, медиа-экран, музыкальный центр;
— презентация “Народная тряпичная кукла”;
— тряпичные куклы
— тканевые заготовки для изготовления кукол
— колокольчик, сундучок.
Ход мастер – класса
- Водная чать
У бабушки Насти нашла я ларец… (показываю сундук)
Там заперт на ключ…
Волшебный дворец…
Позвонили в бубенец (звук колокольчика)
И попали во дворец…
Открывается палата (поднимаю крышку)
Смотрим, чем она богата?
Нет ли там чудовища? (Нет)
Есть ли там сокровища? (Да)
Показ русских народных тряпичных кукол
Русская тряпичная куколка простая
Славила Россию игрушка удалая.
Бодрая, веселая, немного озорная.
А по нраву русская, значит нам родная.
В этих куклах доброта и грусть.
Они помнят Киевскую Русь.
Мы берем этих кукол в руки-
Оживают истории звуки.
Тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл. А какой мы сейчас постараемся разобраться.
- Теоретическая часть. Показ презентации.
Ведущей деятельностью детей дошкольников является игра и как ее средство – игрушка. С её помощью дети узнают о цвете, форме, объеме, окружающей действительности, социальных ролях, быте, природе. Зачастую значение игр и игрушек для развития ребенка недооценивается.
Во что играют современные дети?
Сегодня на потребительском рынке представлен огромный выбор детских игрушек, однако, покупая их, родители очень редко задумываемся над вопросом, сколько пользы они могут принести нашим детям, а сколько вреда.
Современные игрушки в подавляющем большинстве есть антиигрушки. Они насаждают стремление к злу, ненависти, насилию, распущенности. Детей чаще привлекают игры агрессивного характера. Заигрываясь, они перевоплощаются в героев компьютерных игр, боевиков, мультиков, забывая о реальном мире.
— Результаты такого воспитательного действия:
— повышенная агрессия;
— раздражительность;
— несдержанность;
— высокая тревожность;
— нарушение межличностных отношений;
— появление страхов, фобий.
Главный посыл современной куклы – быть модной, гламурной, демонстрировать всем свою красоту. Такие женские качества как доброта, нежность, хозяйственность, уходят из игры современных девочек.
Современные куклы для мальчиков всё дальше отходят от образа человека, всё больше приобретая черты животных или технических устройств. Герои обладают нечеловеческими способностями – силой, ловкостью, жестокостью и полным отсутствием внутреннего мира.
Эти качества становятся синонимом мужественности у мальчиков.
Бывает, что детская игрушка выглядит так, что определить кто это – не может даже взрослый. Ребенок должен сначала получить достаточное представление об окружающем его мире, иначе у малыша разрушается стереотип адекватного восприятия действительности.
Таким образом, мы можем заметить, что в магазинах минимальное количество подходящих кукол. Как выйти из этой ситуации? Где же нам взять такую куклу, которая бы соответствовала всем тем требованиям, указанным выше? Обратимся к нашей народной культуре.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вот уже более ста лет внимание учёных привлекает народная игрушка. Ведь именно традиционной игрушке, широко бытовавшей на всей огромной территории России, отводилась большая роль в воспитании и обучении детей.
История возникновения тряпичной куклы.
Уходя корнями вглубь веков и будучи тесно связанной со всем укладом жизни семьи, игрушка вводила ребёнка в мир взрослых, готовила его к самостоятельному труду, хранила и передавала накопленный опыт от старшего поколения к младшему. Играя в куклы, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Народная игрушка — это самая ранняя форма художественного творчества народа, населявшего Россию, которая на протяжении многих веков видоизменялась, сочетая в себе колорит и многогранность культуры нашего народа. Материалы для изготовления игрушки были разнообразными. Мастерили из всего, что давала человеку природа: глина, солома, еловые шишки и дерево. Как дети могли не любить такую игрушку? Ведь все, из чего она была изготовлена, было таким знакомым и привычным. Сама природа давала человеку всё, чтобы побудить его к творчеству.
Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть «молодухе», пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.
Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встречались изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу. Лицо у куклы обычно не прорисовывалось и это позволяло ребенку самому придумать характер и внешность тряпичной подружки. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: «Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда». Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу — прекрасному образу девичества.
В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо – неприятностей не миновать.
Виды кукол.
По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.
Куклы — обереги
Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».
Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.
Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.
Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.
Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.
Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.
Значения круп в Крупеничке :
гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном
рис − самое дорогое зерно, на праздник
перловка − на сытость
овес − на силу.
Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.
Кукла День-Ночь.
День и Ночь — куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая — из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью — темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.
Желанница.
Такая подружка — кукла Желанница — была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: «Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни». А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры… Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.
ИГРОВЫЕ КУКЛЫ
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.
Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла «полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в «скалку», тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.
Зайчик на пальчик.
Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.
Девка-баба.
В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.
Девка — это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба — хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.
Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.
Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.
Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.
В последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.
ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ
Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.
Кукла Коляда.
Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.
Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.
С приходом Коляды в дом — наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник — чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка — с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.
Свадебные куклы «Неразлучники» — это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.
- Практическая часть. Совместная творческая деятельность.
И сегодня, я хочу поделиться с вами секретами изготовления народной куклы Куклак.
Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна. И задача педагогов, донести ее до родителей, привлекая их к современным творческим мероприятиям в группе. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и лежать в основе его личности. Вы научите родителей, а они обязательно научат детей.
Предлагаю следующие формы работы с родителями в данном направлении:
Проектная деятельность в ДОУ «Добро из глубины веков»
- Организация семейных часов, по созданию русских народных кукол для мини – музея группы.
- Организация встреч в русской горнице по изготовлению кукол определенного вида, берестяных игрушек, поделок.
- Организация совместных вечеров народных игр и забав.
Правильно и интересно организованное сотрудничество с семьями воспитанников обязательно будет побуждать родителей самостоятельно продолжать работу, начатую в детском саду, с ребенком дома.
Релаксация «Цветная лента»
Цель: Выявить удовлетворенность педагогов мастер – классом, их пожелания на будущее.
Педагог выбирает атласную ленту и привязывает к руке куклы в русском народном наряде.
Лента красная- понравилось все.
Синяя хочу узнать больше.
Желтая – заинтересовало, буду внедрять в своей работе.
Вручение книжек – малышек «Народная кукла».
Летучий корабль — Русские народные сказки
Жили-были старый крестьянин с женой. У них было трое сыновей. Двое старших были умны. Старуха их любила. Она готовила им вкусные блюда и стирала им одежду. Младший, которого звали Иван, был грязным и считался дураком.
Однажды царь послал герольдов, чтобы объявить, что он хочет построить летающий корабль, и тот, кто построит его, получит руку своей дочери в браке, а также половину его королевства.
Два старших брата решили попытать счастья и построить такой корабль. Их мать испекла им пироги, жареного цыпленка и гуся, чтобы они были в пути, и дала им свое благословение.
Братья пошли в лес и начали рубить деревья. Они срубили много веток и не знали, что потом делать. Они начали оскорблять друг друга и вдруг заметили стоящего рядом старика.
— За что ругаетесь? — он спросил.
— Уходи, нищий! — ответили братья.
Через некоторое время братья вернулись домой.Спустя несколько дней Иван умолял родителей тоже попытать счастья.
— Вы никогда не сможете совершить такое путешествие и, вероятно, будете съедены дикими животными по дороге, — сказала мать.
Самый младший настоял на своем решении и отправился в путь. Мать дала ему толстый кусок черствого хлеба и отправила в путь.
Иван пошел в лес, упал с высокой сосны и начал строить летающий корабль. К нему подошел старик и спросил:
— Что ты здесь делаешь?
— Я строю летающий корабль, — ответил Иван.
— Построить такой корабль сложно.
— Старики мудрые, дайте, пожалуйста, дельный совет, — попросил Иван.
Старик проинструктировал Ивана, как построить летающий корабль, и Иван построил его с большой легкостью. Старик похвалил Ивана за хорошую работу и предложил перекусить.
— Предлагаю только черствый хлеб. — гадко, — грустно сказал Иван.
— Неважно, дай мне свой хлеб, — ответил старик.
Иван дал ему хлеб, и он превратился в свежеиспеченный пшеничный хлеб, как только старик его коснулся.После трапезы они отправились в плавание, и старик наставлял Ивана:
— Ты должен взять на борт каждого попутчика, которого встретишь!
Иван горячо поблагодарил старика. Едва он сел в корабль, как он поднялся в воздух, взлетая высоко над верхушками деревьев, реками и широкими полями. Летя, он заметил внизу человека, стоящего на коленях и прижатого ухом к земле. Иван очень удивился и спросил мужчину:
— Что ты делаешь, прижав ухо к земле?
— Я слушаю, как поют птицы в далеких Южных землях.Я слышу все, что происходит, где бы это ни было, — ответил мужчина.
— Присоединяйтесь ко мне на моем летающем корабле! — воскликнул Иван.
Мужчина согласился, поднялся на борт и они улетели в голубое небо. Они не улетели далеко, когда увидели человека, прыгающего на одной ноге с привязанной к уху другой. Иван потребовал у него:
— Почему ты на одной ноге прыгаешь, а другую привязанную к уху?
— Если я этого не сделаю, то мгновенно перешагну через мир, — ответил мужчина.
— Тогда приходите и присоединяйтесь к нам на моем летающем корабле! — предложил Иван, опуская корабль на берег.
Человек на одной ноге запрыгнул в корабль и улетел, и они снова пролетели над лесом и лугом, пока не заметили человека, стреляющего в небо из своего ружья в никуда. Иван спустил свой корабль и спросил человека, почему он целил ружье в небо, когда птицы не было видно.
— Я целю ружье в грейхена, который сидит на дереве, находящемся на расстоянии тысячи километров отсюда, — ответил мужчина.
— Присоединяйтесь! — сказал Иван.
Когда он был на борту, Иван отплыл. Снова и снова они плыли по бескрайнему небу, пока не увидели внизу человека, несущего на спине мешок хлеба. Иван довел корабль до уровня человека и спросил:
— Куда ты идешь с таким грузом?
— Я еду в город за хлебом к обеду, — ответил мужчина.
Иван растерялся и воскликнул:
— А у тебя же на спине целый мешок хлебов!
Человек ответил:
— Ничего подобного.Я мог проглотить это залпом и при этом остаться голодным, — ответил мужчина.
— Присоединяйтесь к нам! — крикнул Иван, садясь на корабль рядом с Голодным, принявшим предложение.
Как только он поднялся на борт, они взлетели. Они не ушли далеко, когда увидели человека, ходящего вокруг озера. Иван его спросил:
— Почему ты идешь вокруг озера?
— Я хочу пить, но не могу найти воды, — ответил мужчина.
— Но перед вами целое озеро! — сказал Иван.
— Я бы проглотил это озеро залпом и все равно захотелось пить, — ответил мужчина.
Иван пригласил его присоединиться к его путешествию, и Жаждущий поднялся на борт. Один они летели, пока не увидели человека, идущего в лес с пучком хвороста за спиной.
— Зачем хворост в лес везешь? — спросил Иван.
— Это не просто хворост. Стоит только разбросать его по равнине, и вырастет целая армия.
Этот человек также присоединился к кораблю, и вскоре после этого они встретили человека, несущего тюк сена.Но это было не обычное сено. Каким бы жарким ни было солнце, ему достаточно было только разложить сено по земле, и поднялся прохладный ветерок, а вслед за ним снег и мороз.
Он был последним путником, присоединившимся к группе на корабле. Они продолжили путь и вскоре достигли королевского двора. В это время царь завтракал. Увидев приземляющийся летающий корабль недалеко от дворца, он немедленно приказал своим слугам выяснить, кто были посетители. Слуги сказали ему, что пришли простые крестьяне и нет ни одного знатного человека.Царь был крайне недоволен. Как он мог позволить дочери выйти замуж за простого крестьянина? Он попросил бояр помочь ему, и они дали ему следующий совет:
— Вы должны поставить перед этими крестьянами невыполнимые задачи, и вы сможете избавиться от них, не отступая от своего слова.
И царь приказал Ивану принести ему два кувшина: кувшин с водой жизни и кувшин с водой смерти — и принести их ему, прежде чем он закончит завтракать! Иван был в шоке, потому что не смог выполнить этот приказ.Giantsteps сказал:
— Не волнуйтесь, я принесу кувшины через минуту!
Гигантский Шаг отцепил ногу от уха, побежал в далекое королевство и собрал кувшины. Тогда он подумал про себя: «У меня много времени, и можно отдохнуть». Он сел под большим дубом и задремал. Вернувшись во дворец, царь как раз заканчивал свой завтрак, и людям на летающем корабле стало не по себе. Первый странник (тот, кто мог слышать малейший звук вблизи и далеко) приложил ухо к земле и услышал могучий храп гигантских шагов под большим дубом.Стрелок взял ружье и выстрелил в дуб. Желуди упали на голову Ступеньки гиганта и разбудили его. Гигантские шаги вскочили и за несколько секунд понесли воду. Царь посмотрел на кувшины с Воды Жизни и Воды Смерти и решил испытать волшебную воду. Слуги поймали петуха и облили его водой смерти. Петух сразу умер. Тогда слуга плеснул на него Живой водой, и петух вернулся к жизни.
Провалив первое задание, царь поставил второе. На этот раз это было еще более невозможно: съесть дюжину жареных быков и дюжину свежеиспеченных хлебов за один присест.Иван простонал:
— Я не мог за неделю съесть ни одного быка!
Голодный мужик успокоил Ивана и сказал:
— Не волнуйся, этого хватит только на аппетит!
Итак, Голодный Человек съел двенадцать жареных волов и двенадцать свежеиспеченных хлебов одним глотком — а затем потребовал еще! Царь был в ярости. Он приказал налить по сорок ведер пива в каждую из сорока бочек и приказал выпить все это одним глотком.
И снова Иван удручился. Но Жаждущий его подбодрил:
— Я могу выпить их всех одним глотком, и еще останется место для большего!
Так и было.На этот раз царь был в отчаянии. Он приказал нагреть железную баню до белого каления. Ивану пришлось провести в нем ночь, парясь. «Это наверняка положит ему конец, — подумал царь.
Иван вошел в баню в компании Соломенного Человека, который рассыпал сено по железному полу. Из-за этого температура падала так медленно, что Иван едва умылся, как вода превратилась в лед. Когда на следующее утро царь отпер баню, Иван вышел, вымытый, чистый и свежий, как ромашка!
Царь был вне себя от ярости.Он приказал Ивану к утру собрать целый полк. Наконец, он нашел лучшее решение всей проблемы, ибо где простой крестьянин мог собрать армию? Он избавится от Ивана раз и навсегда!
Иван огорчился, потому что не смог выполнить этот заказ. Хворост внезапно воскликнул:
— Ты меня забыл! Я могу воспитать целую армию воинов в мгновение ока. И если после этого царь откажется отдать дочь, наша армия завоюет его королевство!
Утром Иван и его друг пошли в поле и расстелили хворост на траве, и в мгновение ока показалась огромная армия конницы, пехоты и артиллерии.
Когда царь проснулся на следующее утро и увидел перед своим дворцом армию со знаменами и вымпелами, развевающимися на утреннем ветру, он испугался и приказал своим генералам отвести царскую армию. Царское войско проиграло битву, и Иван ворвался во дворец. Царь очень испугался, он пресмыкался у ног Ивана, прося его жениться на его дочери. Иван сказал:
— Я тебя больше не буду подчиняться!
Иван выгнал царя из царства и женился на царевне. После этого Ивана больше никто не называл «Дурак».Он стал умным правителем, справедливым по отношению к простым людям. Все его любили и уважали, особенно принцессу, с которой он счастливо прожил остаток своих дней.
Собрано и отредактировано Михаилом Терлецким
ПРАЙМЕР ПО РУССКИМ НАРОДНЫМ РЕМЕСЛАМ
Какой сувенир вы бы хотели из России?
Если вы предпочитаете традиционные поделки, а не советскую атрибутику, вы, вероятно, выберете одну из этих деревянных матрешек или яркий шарф бабушка .Почти каждый может вызвать в воображении образы этих двух объектов — вот насколько прочно они стали ассоциироваться с Россией. Но можете ли вы вспомнить какие-нибудь другие традиционные русские предметы? Мир русских народных промыслов на самом деле невероятно разнообразен. Вот краткое изложение 16 наиболее заметных стилей и предметов русского ремесла, которые варьируются от функциональных до чисто декоративных.
МАТРЕШКА
Как я мог начать этот список с чего-нибудь еще ?! Эта деревянная матрешка — такой же символ России, как водка (тьфу) и красные кремлевские стены.Итак, как вы думаете, как давно датируется изготовление матрешек? Пару сотен лет? 500? Больше? На самом деле, эта барышня действительно довольно молода — первая была создана всего 120 лет назад!
Первый набор матрешек состоял из 8 штук, представляющих русскую крестьянскую семью. Сегодня существуют буквально миллионы вариаций, от традиционных ярко раскрашенных русских крестьянок до советских лидеров и персонажей Диснея. Сами традиционные воплощения имеют бесконечное количество интерпретаций: в одном наборе могут быть сцены из русского фольклора, в другом — достопримечательности Москвы.А сами наборы могут быть от 3-х до 50-ти штук! При таком большом разнообразии, я думаю, что сложнее всего будет выбрать, какой из них вы хотите забрать домой.
ХОХЛОМА (или ХОХЛОМА)
Хохлома — очень яркий орнаментальный стиль росписи деревянных предметов: в основном посуды, предметов домашнего обихода, а иногда и мебели. Красно-золотая краска наносится на черный фон, а затем изделие покрывается лаком, что придает ему почти металлическую отделку.Стилизованные цветы, ягоды и птицы-фениксы — самые распространенные темы. Полученная посуда функциональна — правда, для сервировки еды и напитков, а не для ее приготовления. Искусство хохломской росписи восходит к 1600-м годам, и большинство предметов, созданных в этом стиле, воссоздают традиционные предметы этого стиля, такие как ладья — предшественник чаши для пунша, из которой каждый пил из деревянного черпака. Не пугайтесь странных на вид ложек и чашек (и нажмите на эту ссылку или фото выше, чтобы увидеть больше захватывающих примеров хохломы)!
ПАЛЕХ МИНИАТЮРА
Это вы, возможно, видели раньше.Черные лаковые шкатулки изысканно расписаны сложными, детализированными миниатюрными сценами, обычно изображающими сцены из русской истории и крестьянской жизни, фольклора и сказок. Преобладающие цвета — красный и золотой. Техника очень причудливая, очень точная, она выросла из традиции иконописи Палеха в 1800-х годах. Собственные палехские миниатюры очень дороги: от 30 долларов за крошечную коробочку, в которую поместится пара колец, до десятков тысяч долларов за сундук с реликвией.Правильно, эти миниатюры бывают довольно больших размеров — для тех, кто может себе это позволить!
МИНИАТЮРЫ FEDOSKINO…
… иногда путают с Палехом — но только для тех, кто считает, что все русские лаковые шкатулки в миниатюре созданы равными (не расстраивайтесь — в том числе и большинство россиян). В отличие от Палеха, миниатюры Федоскино имеют светлый люминесцентный фон, часто созданный с помощью светоотражающей металлической пудры или перламутровых инкрустаций. Стиль более живописный и натуралистический, больше похож на иллюстрацию из книги или, ну, на обычную картину, а не на более плоские, более иконописные изображения Палеха.Чтобы увидеть более потрясающие картины Федоскино, посетите ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ. Серьезно, СДЕЛАЙТЕ ЭТО!
Я считаю, что и Палеха, и Федоскино просто потрясающие! И поскольку они очень популярны, сувенирные магазины предлагают печатные версии самых популярных дизайнов — намного дешевле, чем обычные, но почти такие же красивые.
ПАВЛОВО-ПОСАДСКАЯ ШАЛЬ
Это знаменитый бабушечный шарф, который носят русские девушки и женщины всех возрастов. Платок (по-русски платок ) изготовлен из высококачественной шерсти.Шали производятся одним и тем же производителем с конца 1700-х годов. Они были выставлены на Всемирной выставке 1927 года в Париже и получили золото на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе. Хотя сегодня с павлопосадской шалью чаще всего ассоциируются узоры, представляющие собой очень русские яркие цветочные гирлянды на столь же ярком фоне, на оригинальные рисунки повлияли «восточные» или «турецкие» мотивы — вспомните пейсли. У меня три павлопосадских платка: красный (он ОГРОМНЫЙ, больше похож на одеяло), темно-синий и кобальтовый.У моей сестры как минимум вдвое больше. Да, мы их носим. Много.
ДЫМКА
Дымковские игрушки — это глиняные фигурки, которые созданы скорее для украшения, чем игры. Исключение составляет очень популярный свисток Дымка, обычно имеющий форму птицы. Статуэтки сделаны из горожан и крестьян, а также животных реальных и фантастических. Фигурки очень стилизованы, основными элементами которых являются большие оборки и яркие точки и круги, нарисованные на белом фоне. Да, у вас может быть олень с оборками на голове и большими красными кругами по всему телу.Нет, олень не болен — это просто Дымка.
ГЖЕЛЬ
Гжельская керамика — это российский ответ делфтской керамике Нидерландов и вазам Мин в Китае, с собственной торговой маркой росписи сине-белого цвета. В районе Гжели на протяжении веков производят высококачественную глину и, как следствие, фарфор. Украшение обычно не слишком детализировано и снова включает цветы, особенно стилизованные розы, как один из самых популярных элементов. Обеденный набор из 41 предмета на 6 человек обойдется вам всего в 300-500 долларов.
ВОЛОГОДСКАЯ КРУЖКА
Кружева из Вологодской области России на севере конкурируют с кружевом известных фламандских ткачей. И поскольку это объем моих знаний, и я ничего не понимаю в крючках и иглах, на помощь приходит Wiki: «Лента изготавливается из бобин одновременно с остальным шнурком, изгибаясь сама по себе. и соединены крючком. Узоры русского кружева имеют абстрактную форму. Узкие ленты или тропы проходят по лабиринту через глубокие гребешки, чтобы снова слиться и перейти в следующий.«Мой вывод: это супер-особенное.
САМОВАР
Сегодня этот металлический чайник-самокопатель в форме урны нечасто встречается на русских кухнях, но, тем не менее, он является культовой частью русской чайной церемонии. Русские любят свой чай! Мой британский друг на самом деле сказал мне, что, хотя британцы пьют много чая, они на самом деле не знают , но знают чай , но русские любят и наслаждаются им. Тем не мение. Старые версии самовара топили углями или сосновыми шишками; новые электрические.Если вы хотите, чтобы самовар был декоративным (но еще действующим!) Предметом, вы можете объединить этот традиционный русский предмет с выбранным стилем ручной работы: самовары, расписанные а-ля Хохлома, Гзель или Жостово, легко найти в ремесленных мастерских. рынки или изготовленные на заказ, особенно для клиентов, готовых выложить более 10 000 долларов. Конечно, классические металлические варианты намного доступнее — а лучшие из Тульской области. Теперь остается только подумать, как эту вещь уместить в багаже…
FINIFT ’
Finift ’- это техника, используемая для создания красивых ювелирных украшений и небольших декоративных предметов.Цвета в картинах Finift особенно яркие и полупрозрачные, потому что в процессе производства используется какой-то стеклянный порошок, который полностью меняет правила игры. Этой пудрой наносится на покрытый эмалью металл, расписывается цветами, а иногда и птицами и пейзажами. Получившиеся винтажные украшения — это то, что понравится вашей бабушке. #NoDisrespectToGrandma
БЕРЕСТА
Это весело! Россияне LOOOOOOVE крафтинг из береста , или бересты.Он легкий, гибкий и прочный, поэтому отлично подходит для изготовления различных предметов домашнего обихода. А поскольку его легко вырезать и раскрашивать, он также отлично подходит для украшения. На протяжении веков россияне даже ткали из бересты туфли — они называются лапти и тоже продаются в качестве сувениров. Берестяная шкатулка, форма для хлеба или фляжка — одно из самых привлекательных, практичных и недорогих русских поделок, которые можно взять с собой домой. Шемогодские березовые промыслы особенно известны своим кружевным узором.
ЖОСТОВО
Принесите БОЛЬШЕ цветочной живописи! На этот раз это яркие букеты на подносах из черного металла.Этому стилю мастерства около двухсот лет. Цветы написаны особым образом: видимыми мазками, множеством цветов и глубиной штриховки. Преобладание садовых сортов над полевыми цветами в букетах заставляет их выглядеть так, как будто они принадлежат масляной картине той эпохи, возможно, акцентируя внимание на портрете одной из придворных дам. Этот стиль рисования теперь применяется не только на подносах, но и на некоторых предметах, включая женские брошки.
МАЛАХИТ И ЯНТАРЬ
Эти два камня родом из двух очень разных уголков России: Уральских гор далеко к востоку от Москвы и Калининградского эксклава на Балтийском море.Оба они ОЧЕНЬ популярны в ювелирном деле в России. Если вы придерживаетесь более мужских убеждений и фенечки вам не по душе, резной малахитовый стационарный набор или пресс-папье будет респектабельно смотреться на тяжелом столе из красного дерева в самых серьезных исследованиях. Или вы можете сделать как российский император и заказать целую комнату, украшенную малахитом — это ваше дело, правда.
ОРЕНБУРГСКИЙ ШАРФ
А вот и объект с совершенно увлекательной историей.Оренбургские шали белого, кремового или светло-серого цвета вяжутся из пуха особенных оренбургских коз, мех которых очень особенный из-за холодных сибирских зим (Оренбургская область находится в Сибири), и шелка. Оренбургская пряжа — самая тонкая (тончайшая) в мире, поэтому шали получаются невероятно тонкими, тонкими, но при этом очень прочными и теплыми. На создание больших шалей одной вязальщице может уйти до месяца. Оренбургская платок иногда называют «платком-кольцом» из-за тонкой вязки, даже большой (1.5 х 1,5 метра) можно протянуть через обручальное кольцо. Еще одна проверка оренбургского мастерства — проверить, поместится ли шарф внутрь гусиного яйца. Я предполагаю, что они используют реплику яйца, которое можно открывать и снова открывать?
ГОРОДЕЦ
Городецкая роспись первоначально применялась на прялках и прялках в Городецком районе; сегодня он украшает более крупные предметы домашнего обихода и мебель, такие как разделочные доски, санки и сундуки для хранения вещей. Цветовые сочетания почти ослепительно яркие, а стиль рисования двухмерен.Популярны жанровые сцены — подумайте, семейный ужин или прогулка по городу, наряду с птицами, лошадьми и цветами. Городецкий предмет станет отличным дополнением кухни или детской комнаты.
ВАЛЕНКИ
И напоследок валенки . Эти буквально свернутые валенки — то, что я называю «настоящими уггами». Валенки были традиционной русской зимней обувью крестьян на протяжении веков и в последнее время переживают возрождение: красиво раскрашенные, ослепленные или отделанные мехом валенки завоевывают популярность среди модников.В сочетании с резиновыми галошами валенки могут быть самой практичной вещью, которую можно надеть, чтобы пережить русскую зиму!
Какие из этих предметов вы бы взяли с собой домой? А если вы русский, я что-нибудь серьезное пропустил? Кстати, чтобы вы не подумали, что это все для туристов и что-то в этом роде: между мной, мамой и сестрой у нас в доме все из этого списка, кроме валенков. В кратных.
Нравится:
Нравится Загрузка …
Народные промыслы ▷ Русский перевод
народных ремесел (8)
народного промысла (4)
народных промыслов (4)
Откройте для себя пятерку лучших русских народных промыслов
Золотая вышивка Торжка, елецкое кружево, нижнетагильские декоративные подносы, федоскинские лаковые миниатюры и ростовская финифть: мы подскажем, где можно узнать о традиционных русских ремеслах и купить оригинальные сувениры.Приступим, или как говорят русские — Поехали!
Золотая вышивка Торжка
В конце XVIII века вышивкой золотом освоили рукодельницы Торжка, старинного города Тверской области. Золотыми нитками вышивали головные уборы, рукава, пояса, туфли, кошельки и церковные украшения.
Первые орнаменты были с цветочными узорами. Их работы пользовались большим спросом. В то время в Торжке процветала торговля — город, основанный на перекрестке дорог, где сходились сухопутные и водные пути.Их вышитые изделия покупали даже для украшения Российского Императорского Двора.
После русской революции мастерские, в которых работали торжокские золотопромышленники, были превращены в фабрику. Как и в былые времена, здесь до сих пор вышивают сумки, ремни, одежду, кошельки и другие сувениры.
С историей этого ремесла можно познакомиться в Музее и фабрике золотой вышивки на улице Дзержинского 73 в Торжке. На выставке представлены единственные существующие копии ранних вышитых работ и современные панно, сделанные в качестве подарков для известных людей и для частных коллекций.
Вы даже можете заказать собственную вышивку в магазине на фабрике. Вы также можете попробовать свои силы в вышивке самостоятельно под руководством опытных мастеров рукоделия.
Федоскино: лаковые миниатюры
В России существует четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстера, Холуй и Федоскино. Федоскино считается старейшим центром русского лакового промысла.
В селе Данилково, которое с тех пор слилось с Федоскино, мастера начали расписывать эти лаковые миниатюры еще в конце 18 века.В 1795 году купец Петр Коробов открыл мастерскую по изготовлению козырьков для русских армейских шлемов и киверов. После посещения мануфактуры Иоганна Стобвассера в Брауншвейге, Германия, где он изучал технологию папье-маше, Коробов вместо этого начал производить популярные в то время табакерки, украшенные раскрашенными портретами, сценами и лакированными репродукциями. Немецких мастеров пригласили работать в мастерскую Коробова.
С 1814 года мастерская начала расписывать табакерки, шкатулки для бус и шкатулки для драгоценностей вручную.До этого коробки украшали наклеенными принтами.
Наследником Коробова был купец из Москвы Петр Лукутин, который развил ремесло. В XIX веке лакированные работы Федоскино назывались просто «Лукутины». В Федоскино открылся завод, который работал до 1910 года, когда заводчики решили его закрыть. Группа из десяти мастеров собралась и в 1910 году вновь открыла фабрику, назвав ее Федоскинской артель. Завод работает и по сей день.
Внимание к бытовым сценам, страсть к копированию картин русских и западноевропейских художников, использование оригинальных сказок из народных сказок — вот что отличает федоскинские лаковые миниатюры от других центров миниатюрного искусства. Федоскино также использует другой материал. Все миниатюры написаны масляными красками в технике трехслойной росписи.
Мазком за мазком мастера создают рисунок, раскрашивая мельчайшие детали каждого портрета.
Экскурсии и мастер-классы теперь проходят на Федоскинской фабрике миниатюрной живописи и в музее, где можно попробовать нарисовать собственную миниатюру из папье-маше.В музее при фабрике представлены миниатюры, являющиеся летописью произведений, созданных за два столетия с момента создания первых миниатюр, насчитывающих почти две тысячи экспонатов.
Нижний Тагил: подносы декоративные
Жостово — не единственный центр, славящийся своими расписными металлическими подносами: в Нижнем Тагиле это ремесло начало развиваться в конце XVIII века. Возникновению росписи подносов способствовал высокий уровень жизни в России того времени, когда люди стали украшать интерьер своих домов изысканными предметами быта и украшениями.Для владельцев заводов и горнодобывающих предприятий на Урале, в том числе для семьи Демидовых, это ремесло служило рекламой для продвижения их производства.
Идея украшения металлических подносов зародилась в традиционной народной росписи. У них было два основных сюжета — тематические сцены и цветочные композиции или натюрморты. Уральские мастера разработали технику однослойной росписи с тональными переходами цвета, с элементами народной росписи, которые обычно использовались для украшения прялок, сундуков и других предметов домашнего обихода.
Едва ли сохранились подносы нижнетагильского производства. Вы можете увидеть одну из них, созданную в 1887 году, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
Круглый поднос. Мастерская Н. А. Перезолова. Нижний Тагил. 1887. Государственный Русский музей. Взято из S.B. Книга Рождественской «К вопросу о судьбе декоративно-прикладного искусства в РСФСР (Подносная живопись Нижнего Тагила)»
Ростов Великий: эмаль
Этому ремеслу более двух с половиной столетий — техника эмалирования миниатюрной живописи, распространившаяся в Россию из Франции в середине 18 века.Первая мастерская была открыта в православном епископском доме в Ростове Великом (Ростов Великий, как в народе называют Ростов). Вдохновленный лиможской эмалью и портретами эпохи Возрождения, роспись эмалью использовалась для создания икон и украшения церковных предметов. Знаменитые цветочные мотивы появились только в 19 веке.
После русской революции ремесло пришло в упадок, но мастера смогли сохранить его, объединившись и образовав артель (товарищество ремесленников).После Второй мировой войны он был преобразован в Ростовский завод финифтовых подъемников, который существует до сих пор.
Finift — это невероятное сочетание эмали и металла.
Музей Финифта расположен в старой судебной палате Ростовского Кремля. На выставке представлено более трех тысяч красочных расписных эмалей: иконы, а также пейзажи и портреты, украшающие множество различных предметов. Это одна из самых великолепных коллекций в России. В музее есть магазин.
Елец: кружево
Елецкое кружево тоньше и нежнее вологодского кружева, его история восходит к 18 веку. До этого кружевоплетение в Липецкой области процветало как надомное производство, где кружевницы были женами и дочерьми богатых купцов. Первые рисунки узоров кружев были привезены из Европы, из Германии, Бельгии и Франции. Однако местные мастерицы быстро нашли свой особый стиль, который можно увидеть в платьях, которые были сшиты для последних великих княжон Российского Императорского Дома, и в салфетках, которые теперь являются предметом коллекционирования.
Первое известное кружевное изделие, изготовленное в Ельце, датируется 1801 годом, рушник с вышитой надписью: «Это изделие сшила дочь диакона Александра Иванова в 1801 году». Кружево на полотенце изготовлено из льна и сетки.
Елецкое кружево изготавливается путем плетения и скручивания отрезков нити, намотанной на шпульки. Представьте себе: всего в одном шнурке может быть несколько сотен нижних ниток. А в некоторых случаях их бывает полторы тысячи! Еще одна особенность елецкого кружева — это его естественная тематика и растительный орнамент.Для ткачества используются лен и шелк, а также разноцветные хлопковые нити разной толщины.
Елецкое кружево пережило свой расцвет в 1873 году, когда оно было представлено на Всемирной выставке в Вене, а работы русских кружевниц привлекли внимание публики и экспертов со всего мира.
Полюбоваться замысловатыми кружевными изделиями можно в Доме-музее Елецкого кружева. Внутри музея можно увидеть скатерти, платья и кружевные зонтики, как будто со съемок исторического фильма.Есть даже аккордеон! В музее есть магазин.
Елецкое кружево изготавливается путем плетения и скручивания отрезков нити, намотанной на шпульки. Представьте себе: всего в одном шнурке может быть несколько сотен нижних ниток. А в некоторых случаях их бывает полторы тысячи! Еще одна особенность елецкого кружева — это его естественная тематика и растительный орнамент. Для ткачества используются лен и шелк, а также разноцветные хлопковые нити разной толщины.
Елецкое кружево пережило свой расцвет в 1873 году, когда оно было представлено на Всемирной выставке в Вене, а работы русских кружевниц привлекли внимание публики и экспертов со всего мира.
Полюбоваться замысловатыми кружевными изделиями можно в Доме-музее Елецкого кружева. Внутри музея можно увидеть скатерти, платья и кружевные зонтики, как будто со съемок исторического фильма. Есть даже аккордеон! В музее есть магазин.
Мастер-классы по плетению кружев проходят в цехе Елецкой кружевной фабрики, которая находится на территории Измайловского Кремля в Москве.